Зачем нужна западным людям философия на самом деле не до конца ясно. Попробуем же рассмотреть зачем это надо буддистам. По-тибетски термин «философия» звучит как grub mtha', что буквально переводится как «сфера доказанного». И этот термин не является новомодным изобретением, поскольку встречается еще в наставлениях Будды. Так, в «Ланкаватара-Сутре
(
Read more... )
Comments 18
Спасибо. Но я бы уточнил, что вряд ли закон кармы "замещает" европейского Бога. Скорее он описывает то же самое, но со своего ракурса. В православном исихазме и прочих внутренних школах точно так же акцентируется внимание. В христианской традиции говорят о следовании воле Бога, что и есть суть тамошней добродетели. Но ЧТО есть воля Бога?
Reply
Ну христиане уповают на Бога, а буддисты на закон взаимозависимого возникновения. Причем в чисто религиозном смысле. В одной из молитв буддистов говорится о готовности жизнь за него отдать.
Далее как еще можно противопоставить. Для христиан человеческая природа порочна в силу оторванности от Бога. Но благодаре вере и благодати этот разрыв можно преодолеть. У буддистов наша истинная природа изначально просветленная и оторванность от себя истинного объясняется когнитивными искажениями, или "завесами". Самое главное когнитивное искажение в восприятии себя как самодостаточного субъекта. Эту ситуацию надо осознать , но выкарабкиваться из нее следует самостоятельно, без высшей поддержки. Будда дал только методику как это делать.
Reply
Все зависит от уровня адепта, его степени погружения. Как в дзене говорят: "когда я начал изучать Путь, горы перестали быть горами, а реки перестали быть реками..." (ну дальше вы и сами знаете).
Что интересно, на самом внешнем уровне, для постороннего, буддийские и православные храмы в чем-то схожи. Много золота, свечки и благовония, службы, песнопения и речитативы и т.п. Копнешь теорию - вроде антиподы во всем. Но копнешь глубже, и возникают удивительные параллели. В какой-то момент горы снова начинают делаться горами.
Для европейцев критично важен некий центр культа, персонификация. И некие личные отношения с ним. Хотя по факту они беседуют сами с "собой", структурируя реальность под свою картину мира. Потому что им невыносимо представление о "себе", как чем-то, далеко выходящем за пределы личности. Юнг с учениками так и толкаются на уровне первогодка в тибетском монастыре...-)
Reply
Да. Я , по-моему, уже писал вам , что на уровне духовной практике тибетский буддизм мне действительно очень напоминает православие в святоотеческом изводе. Но, как я для себя объясняю : проблема христианства в том, что служение Иисуса было около года, если не ошибаюсь, и он быстро ушел. А дальше последователи начали долго разбираться, что это было и что это значит. Гаутама же проповедовал 40 лет и оставил после себя крацне проработанные практики и мировоззрение. То есть буддистам есть на что опираться. А христианским пукстынникам в Сирии , например, пришлось идти методом самоэксперимента.
Reply
Очень интересно. Еще будете писать на эту тему?
Кстати тот кто путает религию с Богом с кармой делает очень серьезную ошибку. Я это понял на своем опыте - все мои проблемы вытекали из моей скрытой религиозности - в веру что есть некое высшее существо с которым можно договориться путем хорошего поведения.
Reply
Reply
не думаю, у них религиозная философия; все равно аргументация предполагает определенные априорные установки. Тот же закон кармы
Reply
Leave a comment