Оригинал взят у
adelgeim в
РПЦ и светское общество в РФ. Под РПЦ понимается аппарат власти Синода, ОВЦС, епархиальных иерархов и близких к этому кругу клириков и мирян, связанных своеобразным набором идеологических штампов: антизападничество, антисемитизм, тесное взаимодействие с правовыми и силовыми структурами, неприятие решений Собора 1917-18 года, признание декларации 1927г. документом, выразившим политическую позицию церкви.
Основным законом, по которому РПЦ жила 60 лет, было Постановление ВЦИК и Совнаркома от 08.04.1929года «О религиозных объединениях». Этот закон объявил религию «частным делом граждан», и все местные религиозные организации затворил внутри резерваций, которыми стали храмы. Высовываться за пределы храма было законодательно запрещено. Внутри резервации разрешались только богослужебные собрания. Прочие формы общения запрещались: чтение Библии, кружки, женские собрания, благотворительность и проч. Приход получил право самостоятельно хозяйствовать. Прихожане во главе со старостой ведают финансами и хозяйством, приглашают священника для «обслуживания религиозных потребностей граждан». Создана структура приходской жизни: Приходское собрание численностью «не менее 20» (двадцатка), Исполнительный орган и Ревизионная комиссия.
В 1961 году Синод и Архиерейский собор запретили епископам и священникам вмешиваться в хозяйственную жизнь приходов. Священникам запретили быть членами «двадцатки», избираться в органы управления Приходом. Это решение утвердил Поместный собор 1971г. Оно не отменено до сих пор, хотя положение приходов изменилось на обратное.
Для контроля за деятельностью религиозных организаций был учрежден сперва спецотдел ЧК, (ГПУ и НКВД). Позднее был учрежден Совет по делам религий при Совмине СССР, который назначал в регионы уполномоченных. Эта надзорная инстанция выполняла функции отдела церковных кадров. Регистрация уполномоченного ограничивала епархиального епископа в рукоположении и назначении клириков. Епископы и клирики назначались по согласованию с Советом по делам религий.
Вне резерваций жили высшие руководители Патриархии, Синода и Отдела Внешних Церковных Сношений (ОВЦС). Они пользовались доверием власти и исключительными правами, общались с членами политбюро, секретарями обкомов, министрами и спецслужбами. Их посылали за границу для встреч с зарубежными религиозными и политическими деятелями. Эта была элита, проводившая политику Партии и Правительства в РПЦ и за рубежом. Епархиальные архиереи подвергались давлению и ограничениям со стороны уполномоченных Совета и выполняли их требования. Понимание и поддержку архиереи находили у клириков и мирян своей епархии. В то время епископы были доступны общению и несли пастырское служение.
Перемены начались с 1988 года, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси. К 2000 годам положение изменилось радикально. Уполномоченных упразднили, и власть архиереев в епархиях стала беспредельной и бесконтрольной. Из епархиальных отношений ушла любовь и право. Их заменили произвол и насилие. Внутреннее устройство РПЦ во времена СССР можно было назвать феодальным. Западная система личной зависимости вассала от сеньора, допускала отношения искренней любви между ними. Оба имели реальные права и обязанности, установленные правилами тысячелетней традиции церкви. Епископы сознавали пастырскую ответственность за епархию.
К 2000 году в РПЦ сложилась система восточного халифата. Халиф был одновременно светским и духовным главой своего удела. Епископы перестали считаться с канонической традицией и закрепили практику деспотизма в новых уставах РПЦ. По-гречески епископа называют «деспотом». Это его богослужебное имя. Теперь имя приобрело словарное значение: «абсолютный произвол власти при полном бесправии подданных». Перемена произошла незаметно и постепенно. 20 лет оказались достаточным сроком, чтобы сформировать авторитарное сознание епископата. Из пастыря епископ превратился в администратора по духу и задачам.
Здесь кроется основная причина столкновения РПЦ со светским обществом. Епископ быстро научился помыкать клириками, которые находятся в рабской зависимости от его произвола. Слово епископа возведено в закон. Устав РПЦ превратился в ничтожный документ, не влияющий на практическую жизнь. Клирик не возражает епископу под страхом лишиться служения и куска хлеба для детей. Это не только шкурный страх. Священник создает Приход зачастую с нуля. Нужно не только построить храм, приобрести утварь, книги и т.д. Главное, годами собирается вокруг него народ, которому он нужен и народ ему тоже нужен. Они находят друг друга. Священник дорожит приходом и готов ради него терпеть унижения и обиды. Епископ одним словом разрушает это единство, изгнав священника без вины. 20-30 лет пастырской работы, приюты, школы, производство уничтожены, храм приходит в запустение, приход угасает. Жаловаться некому. Священника можно удалить с прихода «по церковной целесообразности», то есть без всякого повода (Устав РПЦ, гл.11 ст. 25). Распоряжение архиерея об освобождении клирика от должности «обжалованию не подлежит». (Положение о церковном суде, ст.48 п.5).
С такими установками РПЦ двинулась в светское общество отбирать имущество музеев, больниц, образовательных учреждений, вторглось в школы и армию. Это делалось так же грубо и оправдывалось так же лицемерно, как расправа с клириками. Епископы слишком привыкли к безответственному поведению. Но светское общество не находится в подчинении РПЦ и не присягало служить её интересам. Поддержка государства, его правовых и силовых структур, обеспечили силовое преимущество РПЦ над светским обществом, но общество почувствовало себя ущемленным и оскорбленным.
Это и есть основная причина противостояния, возникшего с 2009 года и продолжающегося до сих пор между обществом и РПЦ. Пляска в ХХС была неадекватной реакцией на незаконную деятельность титульной религии в светском государстве. Поддержка осужденных и заключенных плясуний общественным сознанием выразила протест светского общества против клерикализации государства. Такое положение угрожает расколом общества. Надо искать примирения и как можно быстрее.