В ЖЖ у отца Александра Цыганкова (
partizan_1812) обнаружил сегодня архилюбопытный
репортаж об Аллее Русской Славы в американском городе Лейквуде. Оказывается, по ту сторону океана чтут наших героев, хотя и представляют себе их пантеон несколько своебобразно. Не могу не поделиться
В
недавней депеше о православных храмах города Лейквуд я заметил, что на том же островке находится здание общества «Родина». Я знаю о нем не больше, чем любой человек, который найдет время произвести элементарный поиск в интернете. Это общество создано в 50е годы представителями русской диаспоры, живших в тех краях. К замечательным делам общества можно отнести создание музея, который в середине 90х был передан в Россию. Те кто был в Центральном Музее Вооруженных Сил в Москве, возможно помнят новый зал, посвященный Белому движению. Этот зал построен в значительной степени на экспонатах, переданных "Родиной". Но в последнее время общество стало известно в основном как место, где находится банкетный зал, в котором устраивают пиры по разным дорогим для русского человека, хотя бы и в рассеянии, поводам; так, славится их новогодний обед, на котором я по понятным причинам не бывал ни разу. Из последнего можно сделать вывод, что храм и епархиальный центр - особь статья, а общество «Родина» - особь статья. Другие детали их взаимоотношений мне не известны.
Несколько лет назад имущество общества перешло в новые руки, и организация даже поменяла название. Одно из названий, используемых ныне, Русский Дом "Родина". Так что строго говоря, сегодняшняя организация не имеет прямого отношения к старой. Аллея Русской славы, о которой пойдет речь, это создание именно новой организации. Аллея Русской славы - это небольшой участок с системой тропинок, вдоль которых установлены памятники разным людям, так или иначе прославивших Россию. Выбор показался мне интересным и немного эклектичным, но каким бы он ни был, он многое говорит об общественных взглядах, существующих среди руководства общества.
В обществе, несомненно, сильны монархические взгляды. Целая аллея отведена памятникам в честь российских монархов. Сейчас там можно увидеть бюсты Петра Первого, Екатерины Второй, Александра Первого, Александра Второго и Александра Третьего. Оставлены места для памятников, которые будут установлены в честь Николая Первого, Павла Первого, Алексея Михайловича и Михаила Федоровича. Выбор устроителей нареканий не вызывает, но остается неясным - отчего они не желают установить памятник Елизавете Петровне и императору-страстотерпцу Николаю Второму.
Умные слова, между прочим
Надпись на табличке гласит, что здесь будет пямятник царю Михаилу Федоровичу. Не беспокойтесь - вандализм не имел места, таблички снесло ветром.
А здесь - Алексею Михайловичу
В отношении последнего можно было бы предположить, что те, кто делает выбор, не считают возможным установку светского памятника прославленному Церковью святому, полагая более подходящим почитание икон царственных мучеников в близлежащих храмах. Но это предположение рушится немедленно по ознакомлении с тропинкой, идущей по противоположному краю парка. Вдоль этой тропинки расположены бюсты двух государственных деятелей Российской Империи предреволюционного периода - Витте и Столыпина, а также полководцев и флотоводцев разных времен. В самом начале ряда воинов Российской Империи мы видим двух флотоводцев - Нахимова и Ушакова. На памятнике адмиралу Ушакову должным образом указано, что он прославлен Русской Православной церковью как Праведный воин Феодор. Таким образом, святость очевидно не является для устроителей аллеи препятствием к установке памятника *, и поэтому вопрос об отсутствии памятника императору Николая Второму в ряду российских монархов остается для меня открытым. Может быть тут сыграли политические разногласия среди тех, кто решает эти вопросы?
Столыпин и Витте
А Бродскому, между прочим, нету памятника
Ушаков и Нахимов
Однако политические разногласия не помешали установке памятника маршалу Жукову. Его бюст следует за бюстами Столыпина и Витте; таким образом, он расположен напротив ряда императорских полководцев - уже упомянутых Ушакова и Нахимова, Скобелева, Багратиона, Барклая де-Толли, Платова, Кутузова и Суворова.
Маршал Жуков - не единственная личность советского периода российской истории, удостоившаяся памятника в этом месте. Сразу за рядом полководцев, после Суворова, следует памятник «нашему всему», а вдоль тропинки, уходящей под углом от той, что посвящена военным героям и Пушкину, следом за Пушкиным, стоят памятники тем, кого привычно называют деятелями культуры. Первым идет памятник Лермонтову, затем Гоголю, а затем человеку, которого я издалека принял за Достоевского, но который при ближайшем рассмотрении оказался Солженицыным. За его бюстом следует бюст Ростроповича, а также место, зарезервированное для памятника Рахманинову.
Пушкиным заканчивается шеренга полководцев (или им начинается)
Наше все в военном искусстве
Наше все поэтическое
Brilliant или outstanding, кто более матери-истории ценен?
Здесь будет памятник Рахманинову
Обсуждать отсутствие памятника Достоевского бесплодно, поскольку, как говорится, «карош - лублу, нэ карош - нэ лублу». А вот выбор именно Солженицына и Ростроповича мне кажется в основном политически мотивированным; в отношении Солженицына это может быть связано и с его ролью в советское время и с его деятельностью после возвращения в Россию, а в отношении Ростроповича роль вероятно сыграло его участие в событиях августа 1991 года.
Но еще более загадочным я нашел притаившийся в сторонке памятник Высоцкому. С другой стороны, этот памятник несомненно отражает разнообразие явлений российской культуры, хотя мне кажется, что он более отражает художественные вкусы тех, кто принимает решение о выборе памятников. В стороне от Высоцкого, за своими почти что современниками-полководцами стоит Ломоносов. Наличие этого памятника я, как выпускник МГУ, воспринял с глубоким удовлетворением.
Народный поэт, не более, но и не менее
Михайло Ломоносов
Хотя набор памятников мне кажется довольно эклектичным, проблемы такого рода неизбежны, когда необходимо ограничиться выбором трех десятков персоналий из всей государственной, военной и культурной истории страны. Каким бы этот выбор ни был в деталях, можно сделать два важных вывода о взглядах устроителей аллеи памятников. Первое, им чужд политкорректный интернационализм советского прошлого; ни Кобзаря, ни Хмельницкого среди памятников нет, а империалист Ермак есть. Гоголь же назван русским писателем. Второе, наличие памятников в честь некоторых деятелей советского периода истории говорит о том, что устроителям близка идея о существовании в российской истории культурной преемственности, которую полностью не прервал даже разрыв в государственности, вызванный революциями 1917 года.
Последний вывод может прозвучать еще более остро после постройки часовни в память о воинах, павших за свободу России. Сейчас на месте будущей часовни установлен поклонный крест. Очень любопытно, о ком же ведут речь устроители Аллеи?
* Другой аргумент находится непосредственно напротив входа в здание общества расположены памятники прп. Сергию Радонежскому, а также бл. кн. Александру Невскому и бл. кн. Димитрию Донскому. Крупных фотографий этих памятников я, к своему стыду, не нашел в своих папках, поэтому и не буду использовать этот аргумент. Рядом же находятся памятники Иоанну III Васильевичу и Ермаку Тимофеевичу.