Идеологию украинского "интегрального национализма" у нас в основном называют коротко - бандеровщиной. Её сторонников - как тех, времён Великой Отечественной войны, гитлеровских пособников, карателей и полицаев, так и их нынешних последователей - именуют бандеровцами. Между тем, сам Бандера был настолько лишён какого бы то ни было творческого дара, что даже флаг для своей УПырячьей Армии не смог придумать сам -
слямзил у белогвардейцев, нимало не заботясь, что сражались под этим флагом люди не за "вильну и самостийну", а за "Единую и Неделимую". Бандера был практиком - организатором и террористом, но ни в малейшей степени не теоретиком.
Степан Бандера в немецкой военной форме.
Если же мы хотим разобраться в корнях и истоках такого явления, как украинский коллаборационизм во Второй Мировой войне, нам придётся обратиться к совершенно другим личностям. И к временам гораздо более давним - когда будущий обер-кат Украины был ещё самым обыкновенным школьником, а Гитлер ещё не успел прийти к власти в Германии. Ко временам, когда грядущую Вторую Мировую войну ещё ничто не предвещало.
В 1926 году во Львове вышла книга "Национализм" за авторством человека с абсолютно неукраинской фамилией Донцов. Известно, что Бандера эту книгу прочитал. И с тех пор она стала для него настольной. Именно в этой книге обрисовывались будущие черты украинского нацизма, будущие идеологические клише, которые и толкнут значительную часть украинского народа не только на сотрудничество с немецкими оккупантами, но и на многочисленные военные преступления, совершённые на собственной территории под знамёнами врага. Однако, обо всём по порядку.
СПРАВКА. Донцов Дмитрий Иванович (1883 - 1973) - теоретик украинского национализма, коллаборационист. Родился в Мелитополе, в зажиточной русской семье. В 12 лет осиротел, и дальнейшим его воспитанием занимался отчим матери - немецкий колонист. В период революции 1905 - 1907 гг. - социал-демократ, дважды судим. Освобождён из-под стражи по состоянию здоровья и эмигрировал в Австро-Венгрию. В эмиграции порвал с социалистическими теориями и начал проповедовать украинский национализм, эволюционируя от требования национальной автономии Украины к, по собственному признанию, "политическому сепаратизму". При этом "апостол" украинского национализма рiдной мовой так до конца своих дней и не овладел, его труды на украинский переводила его жена. После Октябрьской революции и провозглашения независимой Украинской державы выступил одним из инициаторов создания Партии хлеборобов-демократов. Работал в правительстве гетмана Скоропадского, но после провозглашения последним курса на федерацию с Россией изменил ему, перейдя на сторону Петлюры. Служил в дипломатическом представительстве петлюровского режима в Швейцарии. В 1922 году вернулся во Львов (оккупированный Польшей), где продолжает развивать свои националистические теории. В этот же период проявил активный интерес к фашизму, перевёл (с помощью жены-украинки) на украинский программные труды Гитлера и Муссолини. В 1941 г. перебирается в оккупированную немцами Прагу, где работает в немецком исследовательском учреждении по делам Восточной Европы. После разгрома нацизма через Францию бежит в Канаду, где занимается преподавательской деятельностью. Там же и скончался.
Дмитрий Донцов
Олег Смыслов указывает в своей книге "Степан Бандера и борьба ОУН", что именно отчим матери - немец, не знавший толком даже русского языка, привил Донцову идеи украинского сепаратизма. Что примечательно, старшие брат и сестра "бандеровца № 0", воспитанные родителями, выросли абсолютно русскими людьми и по духу, и по убеждениям, Дмитрий же, поддавшись влиянию приёмного деда, стал считать себя украинцем. Правда, украинского языка так и не освоил, ибо и дед этим языком не владел. Весьма симптоматично. И, на мой взгляд, исчерпывающе раскрывает, почему и для чего дед-немец воспитывал своего внука именно в таком ключе. Ни тому, ни другому до Украины и украинского народа не было ни малейшего дела, в чём сам Донцов с циничной откровенностью признавался: "Актуален не лозунг самостийности сам по себе - мечтали же когда-то наши украинцы о самостийной Украине в союзе с Россией. Актуален, более реален, более конкретен - скорее осуществим - лозунг отрыва от России, расторжения любого единения с ней".
Не правда ли, знакомые идеи? А что же другие державы? - спросите вы. От них Украина не должна быть независимой? Донцов дал исчерпывающий ответ на этот вопрос. Дал не только своими "научными трудами", но и своей жизнью. По его мнению, мир разделён на две части, между которыми - расовая пропасть. Существуют "латино-германская" и "московско-азиатская" цивилизации, причём граница между ними проводится в точности по восточным рубежам Украины и Белоруссии. Таким образом, на основе расовой теории, близкой к идеям Гитлера, подводится теоретическая база не только под отторжение Украины от России, с которой она всегда имела единое культурно-религиозное пространство, но и прямо - под оккупацию Украины немцами, к чему те активно стремились ещё со времён Первой Мировой войны. Хорошо дедушка обработал своего внучонка, крепко вбил ему в голову национальные интересы... "великой Германии", в рамках которых Украине отводилась роль дойной коровы. Но для Донцова и иже с ним это были мало значащие мелочи - ведь целью их, как мы помним, являлось не учреждение независимого украинского государства, а отрыв Украины от России. Что идеально вписывалось в планы немецкой экспансии. И этим же планам служила теория единого цивилизационного пространства Украины с "германо-латинским миром".
Но, возможно, вырывая украинский народ из его русского дома и ввергая его под иго пришлых чужеземцев, Донцов именно в этом видел благо украинской нации и таким образом пытался защитить национальные интересы украинцев? Увы, и это иллюзия. Донцов последовательно работал именно на немцев и на утверждение их господства. Про украинцев же этот "патриот неньки" отзывался так: украинская нация состоит из разных расовых элементов, среди которых наиболее ценным и наиболее приспособленным к управлению государством является нордический расовый элемент. Из этого "элемента" планировалось создать нечто вроде "ордена", наделённого неограниченной политической властью над остальным населением. Одним из ключевых принципов разрабатываемого Донцовым "интегрального национализма" провозглашалась беспощадность ко всем врагам украинской нации, к которым воспитаник немца-колониста относил не только всех неукраинцев, но и тех украинцев, которые не разделяли его идей. Рядовых своих соотечественников, не причастных к "ордену", Донцов презрительно именовал "гречкосеями" и убеждал своих сторонников "в необходимости победить собственное общество. Объезжать его, как дикого коня. Прутом и шпорами". Практически образ будущих полицаев уже был нарисован в 1926 году.
Удивительно, но сам Дмитрий Донцов совершенно не походил
на "нордический расовый элемент". Каким образом он с такой внешностью
не загремел в Аушвиц, остаётся только гадать.
Но куда более красноречиво, чем любые разглагольствования Донцова, выглядят его дела: в 1914 году он возглавил созданный под эгидой австро-венгерского МИДа Союз Освобождения Украины, ставивший своей целью содействие блоку центральных держав в разгроме России путём переманивания на их сторону рядовых украинцев, которым внушались идеи национал-сепаратизма. Украина должна была, в проектах Союза, превратиться в независимую от России (и только от России!) монархию (идея, радикально чуждая демократическим традициям украинского народа) под ... протекторатом Австро-Венгрии и Германии. Такой вот "патриотизм".