Небольшой сквер недалеко от железнодорожного вокзала.
В Новой Чаре мы вышли на площади у вокзала и пошли заселяться в уже знакомую мне по 2005 и 2007 годам гостиницу «Кодар». Пафосность с тех пор выросла, цены тоже, а вот обстановка в самых дешёвых номерах (трёхместных) ничуть не изменилась. И даже на балконе рос иван-чай. В холле гостиницы висели трое часов, показывающих время для разных часовых поясов: ожидаемые “Novaya Chara” и “Moscow” и в неожиданно самобытном написании столица Китая “Peking”. Заплатив по 1100 рублей с носа (в 2005 году место стоило 150, в 2007 - 450) мы заселись в небольшой номер с тремя кроватями. Из удобств в комнате был умывальник, туалет и душ - на этаже. Из неудобств, как выяснилось вечером, ресторан на первом этаже, оравшая музыка из которого не давала спать до полуночи. Нам, можно сказать, повезло: в пятницу и субботу ресторан закрывается в 2 ночи, т.е. нормально выспаться не удастся.
Заселившись и помывшись в душе, мы отправились обедать. Причём я и Катя пошли на бизнес-ланч в ресторан на первом этаже, а Илья пошёл искать столовую подешевле. Бизнес-ланч был по северным меркам совсем недорогим: 250 рублей с человека. При этом претензий не было ни к одному из блюд (салат, суп, горячее). А сервировка так и вовсе была выше ожиданий: красивые тарелки, изысканные креманки для салата… Илья же нарыл столовую при локомотивном депо, куда свободный доступ всем желающим, и поел там на 170 рублей, причём салат не брал. Так что столовая не сильно и дешёвой оказалась.
Ещё примеры цен: пирожок с капустой или картошкой - 35 рублей; бутылка «Кадарки» - 250 рублей; пачка творога 200 грамм - 100 рублей.
Пообедав, мы посетили местный краеведческий музей с интересной экспозицией по строительству БАМа и Борскому ИТЛ. В нём мы хотели посмотреть какие-нибудь эвенкийские сувениры (те, что были на вокзале уж совсем космические цены имели), но ничего, кроме стандартных поделок из камня, продававшихся дороже, чем в Иркутске, не было.
На паровозике.
"Посёлок мой - моя мечта".
Лебеди из покрышек во дворе краеведческого музея.
Музей.
Большинство бамовских посёлков состоит из двух резко отличающихся частей. Одна половина - благоустроенные многоэтажные дома, среди которых частенько попадается 1-2 брошенных недостроенных дома. Другая - временный барачный посёлок времён строительства БАМа, по причиние перестройки ставший постоянным.
Дома барачной части Новой Чары и водопровод в деревянном коробе, заполненном опилками.
Вечером мы с Ильёй сходили в дальнюю часть посёлка, где наткнулись на заброшенное деревянное здание кафе, в котором я ел мороженое в далёком 1987 году.
Рассказ о Новой Чаре будет неполным, если не упомянуть местную газету - «Северную правду». Познакомившись с её творчеством в 2005 году, я не упускаю возможности прикупить новые экземпляры. Её чистый незамутнённый слог и тексты, будто написанные пятиклассником, доставили нам множество весёлых минут.
23 июля утром мы покинули Новую Чару поездом Тында - Анапа. Причём для Ильи это был прямой поезд домой, нам же следовало ещё сделать пересадку в Северобайкальске на улан-удэнский поезд.
В эту поездку мне наконец-то удалось посмотреть Северомуйский тоннель из торца хвостового вагона - никаких багажных к нам не прицепили, а проводница согласилась пустить меня на перегоне в рабочий тамбур (правда, видимо, опасаясь за тоннель на всякий случай простояла со мной все 15 километров). Тоннель оказался абсолютно прямым. А вот освещение его было странным: участки с ярким мигающим светом чередовались с длинными неосвещёнными отрезками.
Вечером мы были в Северобайкальске. Дыма было ненамного меньше, чем в Новой Чаре, а проводники говорили, что задымлено всё от самой Тынды. Чистый воздух начался только на следующий день.
Попрощавшись с Ильёй, мы поужинали омулем, а через какое-то время пошли садиться в наш поезд. С нами в вагоне ехал очень интересный человек. Он пешком пошёл из Баргузинской долины по р. Алла (где я был в июне) через хребет к Байкалу. Дальше он планировал побережьем добраться до Усть-Баргузина, а оттуда маршруткой вернуться в Улан-Удэ, где оставил у друзей паспорт, чтобы с ним «чего в походе не случилось». Но разболевшаяся нога вынудила изменить планы и выбраться в курорт Хакусы, откуда на катере он перебрался в Северобайкальск. А вот дальше начались проблемы: поезд-то шёл в Улан-Удэ, куда ему и надо было, но без паспорта сейчас билет не продают. Он долго уговаривал начальника поезда и сопровождение взять его с собой, будучи готов полностью оплатить билет. Но, опасаясь ревизоров, его согласились взять только до Братска - на этом участке таковых не встречается. Так что на следующий день ему пришлось выйти и с пересадкой в Иркутске добираться до Улан-Удэ автобусом и маршруткой. Надеюсь, что всё у него получилось.
24-го вечером на подъезде к Нижнеудинску, поезд попал в сильную грозу, которая даже из вагонного окна смотрелась угрожающе. Никто не заметил, что окно в коридоре напротив туалета забыли закрыть - образовался маленький потоп.
25 июля с двадцатиминутным опозданием мы приехали на станцию Иркутск-Пассажирский, а менее чем через час были дома. На этом рассказ о поездке на Кодар завершён.
Содержание