Сто лет назад при крушении аэровагона погиб Товарищ Артём

Jul 24, 2021 22:00

Сегодня стукнуло ровно 100 лет катастрофе вот этого диковинного для тех лет пепелаца, который нёсся со скоростью 100 км/ч от Тулы к Серпухову (а мог выжимать и до 140), издавая при этом ужасающий грохот.

24 июля 1921 года около двадцати человек, в том числе иностранных коммунистов - представителей делегаций, прибывших на конгресс Коминтерна, во главе с известным большевиком, участником Гражданской войны, 38-летним Фёдором Сергеевым, более известным как товарищ Артём, должны были отправиться в Тулу, на встречу с местными шахтёрами.



Для поездки ими был избран только что построенный пробный вариант аэровагона, который уже проходил испытания и наездил порядка трёх тысяч километров испытательного пробега.

До Тулы делегация доехала успешно, и в тот же день после окончания встреч с шахтёрами отправилась обратно.

В 18:35 по местному времени, приблизительно в 110 километрах от Москвы, в районе Серпухова, на скорости приблизительно 85 километров в час аэровагон сошёл с рельсов и улетел под откос. Из находившихся в вагоне 22 человек на месте погибло 6, ещё один скончался от травм позднее.

В результате схода с рельсов погиб в том числе создатель аэровагона инженер Абаковский, Сергеев (Артём) и еще пять человек. Погибших похоронили в братской могиле в некрополе у Кремлёвской стены.

Затем сына Артёма - тоже Артёма - усыновил тов. Сталин и он рос в его семье вместе с Василием. Стал генерал-майором артиллерии и умер в 2008 году в возрасте 86 лет. А вот его отец разбился в 38 лет, в этом самом аэровагоне.

Сын Артёма был убеждён, что катастрофа, в которой погиб его отец, была подстроена:

"…Как говорил Сталин, если случайность имеет политические последствия, к этому надо присмотреться. Выяснено, что путь аэровагона был завален камнями. Кроме того, было две комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артём, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих как наиболее передового отряда промышленного пролетариата. Оргкомитет этого союза был создан за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу...".

О том, кого потерял Харьков, Донбасс и Украинская ССР, я расскажу завтра.



Газета «Правда» от 26 июля 1921 года сообщала: «24 июля в 6 час. 35 мин. вечера на курской дороге на 104-й версте от неизвестной пока причине сошел с рельс аэровагон, в котором находились делегаты Коминтерна и несколько пассажиров, выехавших из Москвы для ознакомления с фабриками и заводами Московского района. Из находившихся в вагоне 22 чел. убито 6: Отто Струнат (Германия), Гельбрих (Германия), Хсоолет (Англия), Константинов Ив. (Болгария), председатель Ц.К. союза горнорабочих т.Артем (Сергеев) и т. Абаковский. Тяжело ранены шесть человек, из которых наиболее серьезно пострадал т. Фриман Поль (Австралия)…».

Сама идея аэропоездов воплощалась в Германии 30-х, позднее в Союзе и США, но в целом использование воздушного винта на железной дороге распространения не нашло. Движитель был слишком шумным и опасным для окружающих, вихри от винта разрушали железнодорожное полотно.

Спасибо за наводку Перископу



Аэровагон Крукенберга, Германия, 30-е годы. Скорость до 230 км/ч.

Интересно

Previous post Next post
Up