В занятиях той или другой духовной практикой существует известная проблема отвлечения внимания. То есть человек вместо того чтобы сосредоточенно выполнять практику думает о чем-то своем, его ум блуждает. И здесь, мне кажется, существует не совсем очевидная задача выбора.
Поясню подробнее: я не раз слышал от других и собственный опыт также подтвержает, что во время практики джапы (к большинству других медитаций я думаю это тоже относится) в ум начинает поступать творческая энергия, начинают приходить какие-то интересные идеи, мысли, реализации, и мы начинаем отвлекаться и практиковать невнимательно. С одной стороны вдохновение - вещь хорошая, можно придумать что-то полезное, построить планы, понять что-то и т.п., однако период такой вдохновленности как правило длится лишь до окончания практики; когда практика завершена и мы "возвращаемся" в повседневный мир полученные идеи и вдохновение несколько блекнут и реально лишь очень немногое из того, что приходит во время практики доходит до этапа реализации. Это с одной стороны.
А с другой стороны сосредоточенная, качественная практика дает своего рода внутренний апгрейд, очищение сознания и сердца, наполнение высшими энергиями и качественное внутреннее преобразование. Или попросту говоря духовный рост. А вместе с этим ростом и общее поднятие уровня вдохновленности, поднятие уровня энергии и соответственно возможностей. То есть фактически, выбор духовного роста дает все плоды, которые мы получаем через блуждание ума, и даже гораздо больше :)
Так вот, мне кажется, что блуждание ума это по сути такой наш тонкий, неявный выбор - нам на каком-то тонком уровне нравится то, что происходит в уме, мы негласно соглашаемся, разрешаем уму блужать, это интересно, это даже в чем-то приятный процесс , который часто выглядит созидательным и полезным. Однако важно отчетливо понять, что выбирая "внутренний апргрейд" мы на самом деле выбираем гораздо большее чем просто вдохновение и удовольствие от процесса мышления.
И это, как мне кажется, на начальном этапе именно выбор. Ведь сначала мало у кого есть вкус к духовной практике, есть искреннее стремление к Богу. Мы просто где-то прочитали, услышали, что этого можно достичь и пробуем. Это просто наш выбор, это еще не знание основанное на опыте.
Но выбор этот может реализоваться только если мы действительно, в своем сердце решим, что этот выбор для нас лучше чем блуждание ума. Мне кажется очень важно искренне пожелать совершить этот выбор, и всякий раз когда мы обнаруживаем, что ум снова принялся блуждать нужно вновь спокойно и трезво выбрать "внутренний апргейд". И постепенно, как показывает опыт это дает хороший результат.
P.S. В ближайшее время постараюсь поделиться найденными практическими приемами преодоления блужданий ума. :)