Педагогические приемчики :)

Jul 24, 2012 16:19

Текст называется «педагогические приемчики», потому что речь пойдет о своего рода уловках, приемах, которые можно применять по отношению к своему уму для улучшения качества джапы. Так же как педагоги применяют небольшие хитрости, чтобы вдохновить и помочь ученикам в учебе. :)


Prescriptum: Уважаемые вайшнавы, в Сознании Кришны я новичок. Все, что написано ниже основано на моем субъективном восприятии и личном опыте. Поэтому заранее приношу извинения за проявленные несовершенства. Я буду вам очень признателен за исправления и комментарии. Цель данного текста в том, чтобы поделиться практическими реализациями по работе с умом во время практики джапы. Возможно, кроме меня самого это пригодится еще кому-то...



«Ужасно интересно, все то что неизвестно, ужасно неизвестно, все то что интересно!», кажется так пела любопытная мартышка в мультике про 38 попугаев. И она права, уму в самом деле многое интересно, и кое-что даже ужасно интересно :) А в связи с тем, что интересно многое, ум пытается ухватить как можно больше. Я например люблю слушать лекции во время еды, или читать новости и книги, мой ум привык к большому потоку информации и ему немножко скучновато заниматься чем-то одним.

Однако, как известно, 11-ое и видимо наиболее распространенное оскорбление святого имени заключается в невнимательном чтении мантры. И привычка ума к интенсивному потоку входящей информации является большой помехой - ум ведет себя как мартышка, перепрыгивая от одной мысли к другой. И качество джапы от этого сильно страдает.

Для себя я условно выделяю три уровня чтения мантры:

- невнимательное чтение, когда мы думаем о чем-то постороннем, проговаривая мантру автоматически,

- внимательное, когда мы читаем мантру осознанно, не отвлекаясь в уме на посторонние вещи,

- истинное, когда мы читаем мантру с искренной любовью и преданностью Кришне.

Говорить о третьем уровне я не могу, т.к. далек от него. А вот про переход от первого ко второму хотелось бы немного поговорить. :)

Итак, для перехода от неосознанного к осознанному, внимательному чтению мантры у меня, по мере практики, выделились два основных подхода. Первый подход я условно назову «запрягание ума», второй «жадный контролер».

«Запрягание ума»

Как угадывается из названия, метод «запрягания ума» связан с использованием свойств ума на благие цели. А какие у ума свойства? Конечно каждый из нас перечислит множество разных свойств, и будет прав. Однако для улучшения практики джапы мне кажутся наиболее существенными два свойства - это переменчивость и быстрота. По сути они взаимосвязаны, но для понятности объяснения я их рассматриваю по отдельности.

Переменчивость ума означает, что он любит фокусироваться на разных объектах. Некоторое время ум может думать о каком-то объекте, затем «спонтанно» (то есть строго соответствии со сформированными самскарами :) перемещается к другому, затем к третьему и так далее.

Быстрота означает, что фокусировка внимания меняется довольно быстро, нам трудно долго удерживать ум на чем-то одном. Вот мы решили внимательно повторять мантру: повторяем раз, два... а потом, спустя какое-то время мы обнаруживаем, что уже давно думаем о разных посторонних вещах, и мысль бодро перескакивает с одного объекта на другой.

Эти два качества ума, казалось бы неблагоприятные для практики могут помочь нам, если их правильно использовать. По крайней мере мне помогают, возможно помогут и вам. :) Фокус прост: нужно дать уму правильную задачу на время практики, такую чтобы он мог спокойно проявлять эти свои свойства - то есть перескакивать и недолгое время фокусироваться на чем-то одном. И задача эта естественно должна быть связана с чтением мантры.

Как показывает опыт таких задач можно придумать немало. Например я начал с рисования лепестками цветов или самими цветами мантры ХАРЕ КРИШНА. То есть я при каждом повторении мантры мысленно клал один цветок так чтобы из цветов получалась сначала буква - Х, затем буква А, затем Р, Е, и так далее. Или же можно мысленно, с каждым повторением мантры предлагать цветы божествам, парампаре и духовному учителю. Дольше всего я практиковал такой вариант: выкладывал с мантрой 8 белых роз по кругу, затем в центре клал еще одну, самую большую и предлагал их духовному учителю и божествам на алтаре. Кстати, если это искренне делать, то можно почувствовать отклик :)

Главное мне кажется уловить сам принцип, а формы у разных людей могут быть различные. Если вы любите делать гирлянды, то можно мысленно создавать гирлянды из красивых цветов и предлагать их божествам, если вы любите готовить то можно подность разные угощения и фрукты на алтарь, и так далее. Главное, чтобы этот процесс состоял из последовательности коротких действий, так чтобы его было можно сочетать с повторением мантры и чтобы он был направлен на служение Кришне.

В качестве итога по этому методу могу сказать, что он не полностью избавляет меня от отвлечения внимания во время джапы, но очень помогает. Ум становится более внимательным, послушным, и конечно самое главное качество джапы при этом становится значительно выше. По крайней мере по ощущениям. О методе под кодовым названием «жадный контролер» расскажу в ближайшее время :)

Кришна, ум, махамантра, джапа, сознание Кришны, Харе Кришна

Previous post
Up