Это совсем необычный зáмок. И стоит он не на высокой замковой горе, как водится, а среди жилых одноэтажных домов на окраине Секешфехервара. Поэтому и встреча с замком получается совсем необычной. И впечатления этот зáмок дарит совсем необычные. А всё потому, что история появления зáмка тоже необычная: создал его один-единственный человек - фантастически талантливый венгерский инженер-строитель и скульптор Енё Бори (1879 - 1959 гг.).
С детства Енё увлекался искусством, а его любимым жанром была скульптура.
Как написал мастер в своих мемуарах, однажды, ещё в школьном возрасте, выполняя домашнюю работу по переводу текста с немецкого на венгерский язык, он крепко задумался над одним предложением: « Искусство - это замечательная вещь, однако и на жизнь нужно уметь зарабатывать». Именно тогда у него родилась идея соединить строительное мастерство с творчеством.
Закончив школу реальных наук в Секешфехерваре, Енё Бори поступил в будапештский технический университет, где получил диплом инженера-строителя. Енё не зря получал студенческую стипендию от родного города - студентом он был очень прилежным и учился с большим желанием. За время учёбы он стал частым посетителем Музея истории искусств и охотно проводил там многие часы.
Своё образование Бори получил в так называемой Школе рисования, ставшей впоследствии Акаденией изобразительных искусств. Его преподавателем был замечательный венгерский живописец Берталан Секеи. Премудростям скульптурного мастерства Бори четыре года обучался на факультете скульпторского ремесла под руководством выдающегося Алайоша Штробля. Как отмечал Бори в своих мемуарах, идея о строительстве необычного зáмка вряд ли родилась бы, если бы не воспоминания о необычной романтической атмосфере в мастерской Штробля в Шелковичном парке.
Талантливому студенту была назначена государственная стипендия для продолжения учёбы в Германии и Италии. Несколько месяцев Бори провёл в Карраре, где изучал мрамор и технику изготовления мраморных скульптур в мастерской всемирно известного Паоло Трискорни (благодаря которому, кстати говоря, в Петербурге появились «Диоскуры» перед Конногвардейским манежем и знаменитые львы перед домом Лобанова-Ростовского).
Автопортрет мастера.
С 1911-го по 1946-ой год Бори был преподавателем скульпторского дела в Академии изобразительных искусств, а с 1943-го по 1945-ый год - там же ректором. Современники называли Енё Бори талантливым педагогом. Мастер в совершенстве владел всеми техниками скульптурного искусства и успешно передавал свои знания ученикам.
А теперь самое время рассказать вам об истории строительства зáмка и прогуляться по его необычным дворам, лестницам и залам.
Когда в 1912 году Бори приобрёл засаженный фруктовыми деревьями и виноградом участок для строительства будущего дома-замка, там стоял только маленький домишко с винным погребом и прессом для виноделия. Сначала мастер расширил дом и соорудил на втором этаже большую мастерскую. Когда скульптор стал получать гонорары не только за педагогическую деятельность, но и за свои скульптурные работы, он с 1922 года смог начать строительство своего необычного детища. Работал Бори в основном в летние месяцы, а его временными помощниками были двое - трое разнорабочих. Продолжалось возведение замка почти четыре десятилетия, до самой смерти мастера в 1959 году!
Очень интересно, что Бори не сделал никакого строительного проекта, главными «инженерами-строителями» были неуёмный полёт фантазии, особое видение мира и безграничная трудоспособность мастера! И ещё огромная, всепоглощающая сила любви. Любви к искусству, к природе, к своему народу, к своей стране и к венгерской культуре. И любовь к супруге - художнице Илоне Бори (в девичестве Комочин), с которой мастер счастливо прожил долгие-долгие годы. Супругов связывали очень нежные и искренние чувства, у них родились трое детей - девочки-близнецы и сын.
Замок стоит посреди небольшого заботливо ухоженного сада. В небольшом здании, где находится билетная касса, есть и две жилые комнаты с оригинальной обстановкой. Для того, чтобы представить, что представляет из себя весь замковый комплекс и где какие терассы и залы находятся, советую сначала рассмотреть макет замка.
Фото:
Judit Becker В парке стоит огромное количество самых разнообразных скульптур. Все они - копии работ, созданных Енё Бори в разные годы.
К главному зданию, стоящему на холме, ведёт широкая лестница, соединяющая две террасы. На первой из террас находятся оригинальные турецкие надгробья
и памятник одному из красноармейцев, погибших здесь во время Второй мировой войны.
Место его гибели отмечено отдельно.
Первой была построена Башня близнецов слева.
На первой террасе расположены скульптуры и бюсты венгерских художников.
На бетонной дорожке, украшенной золотой мозаикой, читаем: "Камни говорят".
Вторая терраса называется "Двор со слоном".
Вот он, родимый, держит центральную колонну, которая (только визуально, конечно) поддерживает весь замковый комплекс.
Этюды фресок, изображающих архитектурное восприятие мастером четырёх периодов истории: эпохи Греции и Рима и эпох христианства, дворянства и социализма.
Направо лестница ведёт к ателье- мастерской и галерее, где выставлено более 500 (!) художественных работ мастера и его супруги.
Рабочий стол Енё Бори.
Проход под жилой башней ведёт во "Двор ста колонн".
На аркадах, окружающих двор, размещены скульптуры венгерских королевских пар и важных исторических персон - наглядный экскурс в историю.
В самом центре галерии в небольшой часовне находится выразительная скульптура "Супружеская любовь" (Hítvesi szeretet), для которой позировала жена скульптора.
Фото Продолжаем экскурсию в "Остроконечной башне".
Гуляем по узким лестницам замка.
А вот это и ещё много-много других замечательных фото о Венгрии вы найдёте в журнале
almacska Глядим через окна.
Рассматриваем кусочки плитки под ногами.
И подмечаем, смакуем тысячи деталей, благодаря которым замок производит сказочное впечатление.
Описывать это трудно. Просто ходим и впитываем Любовь, Красоту и Фантазию.
Надпись гласит: "Велик только Бог".
Замок сверху.
Фотография 2007 года.