Церемония открытия Цепного моста, который в то время был одним из крупнейших в Европе, состоялась 20 ноября 1849 года.
Почему именно 20 ноября?
И зачем его вообще надо было "сдавать", если он уже целый год использовался?
Да и можно ли сказать, что это была церемония?
Это было время кровавых австрийских репрессий после подавления Венгерской национально-освободительной революции 1848-1849 гг.: всего лишь две недели назад, 6 октября 1849 года по приказу австрийского фельдцейхмейстера Юлиуса Якоба фон Гайнау 13 генералов, командовавших венгерскими войсками, были казнены в Араде, охота на беглых участников освободительной борьбы ещ0 шла полным ходом. До церемоний ли было?
24 августа 1842 года по случаю закладки первого камня устраивали празднование, на котором присутствовал эрцгерцог Иосиф, наместник венгерского короля, а также более сотни почётных гостей.
А 20 ноября 1849 года не было ни-ко-го.
Только Гайнау перешёл по мосту с одного берега на другой. Неужели это был политический вопрос? В том-то и дело, что нет!
Жил-был на свете очень успешный купец греческо-аромунского происхождения. Он привозил в Вену восточные товары, а домой возвращался с европейскими. Нехитрое предприятие, однако и не такое лёгкое, как кажется. Тут особая хватка нужна и большие связи. К счастью, всё это у купца было. Когда он сколотил хороший капитал, перебрался жить в Вену. Уже в Вене он позаботился об образовании своего сына, которого обучил коммерции от А до Я. Затем он отправил его в путешествие по большим городам Европы, где тот блестяще выучил банковское дело. К тому времени у семьи уже было австрийское гражданство, поэтому сын мог основать собственную компанию. Сначала он занимался обменом валюты, а затем основал свой банк. Позднее молодой человек стал президентом Австрийского национального банка.
А звали этого банкира Георг Симон фон Сина, или, на венгерский манер - Дёрдь Шина.
Дёрдь Шина имеет не меньше заслуг в строительстве Цепного моста, чем Иштван Сечени, поэтому очень грустно, что сегодня его имя известно только историкам. Вероятно, причина в том, что в нем видели только бизнесмена, а не патриота. Однако, на самом деле, Шина относился к венграм с большой симпатией!
Он по праву считался одним из двигателей экономического развития Венгрии. Щедрый аристократ
также предоставил на строительство Венгерской акадамии наук 80.000 форинтов. Это было самое крупное частное пожертвование на создание академии.
Шина женился на Каталине Дерра, венгерской аристократке греческого происхождения, которая не только выступала за то, чтобы их дети получали венгерское образование, но и за то, чтобы они стали патриотами и в будущем старались приносить Венгрии ощутимую пользу.
Дёрдь Шина, будучи человеком рациональным, искал возможности для инвестиций и нашел их в покупке больших венгерских земельных наделов. И в Австрии, и в Венгрии у него было огромное количество недвижимости. Шина инвестировал капиталы семьи преимущественно в транспортные предприятия - финансировал создание пароходных обществ, железнодорожных компаний, строил мосты через Дунай, основал бумажные фабрики в районе Нёйзидлер-Зе. В банковской сфере деятельности его главнейшим конкурентом было семейство Ротшильд. В годы Наполеоновских войн Шина кредитовал австрийское правительство, за что впоследствии получил обширные земельные владения в Нижней Австрии, Венгрии, Чехии и Моравии. Поддерживал материально новообразованное в 1820-е годы Греческое государство, был послом Греции в Австрийской империи.
К слову, в 1850 году Дёрдь Шина купил дворец Грашшалковичей в Гёдёллё и поселился там с супругой и сыном. В 1864 году его сын устроил для аристократии пашный бал, на который почти никто не приехал. Шина Шимон, глубоко оскорблённый тем, что венгерская аристократия не приняла его семью, так как своим богатством семейство Шина было обязано коммерции, а не аристократическим кровям, продал дворцовый комплекс бельгийскому банку и больше никогда не возвращался в Гёдёллё. В 1867 году венгерское правительство выкупило дворец и преподнесло его в качестве свадебного подарка императору Францу Иосифу и его супруге Елизавете.
Дёрдь Шина считался одним из пяти самых богатых людей монархии. В Венгрии он также участвовал в основании пароходной компании. Стоит ли удивляться, что они с Сечени стали хорошими друзьями?
Главная заслуга Сечени не в том, что он предложил строительство Цепного моста, а в том, что он приложил огромные усилия для того, чтобы это стало возможным. Это был гораздо сложнее, чем нам кажется сегодня.
Граф Сечени стал главным идейным вдохновителем и организатором строительства моста, создав в 1832 году Общество по строительству (Hídegylet). Главной задачей Общества стало решение политических и экономических проблем, возникавших в ходе подготовки строительных работ, а также формирование положительного общественного мнения, пропаганда всех тех выгод, которые принесло бы городу и горожанам соединение Буды и Пешта. Сечени полагался в этом на помощь состоятельных и влиятельных лиц Aвстро-Bенгерской империи.
У идеи о строительстве моста было так же много противников, как и сторонников. Главным аргументом против строительства был тот факт, что венгерские инженеры на то время не имели никакого опыта ни в проектировании, ни в строительстве мостов через широкие и полноводные реки. Высказывались опасения, что опоры моста не выдержат мощного дунайского течения, и очень скоро он просто рухнет в воду. Опасались того, что в период таяния снегов перед мостом будет скапливаться большое количество льда, и это станет причиной наводнения.
Жители Будапешта помнили опустошительные разрушения больших наводнений 1775 и 1838 годов, так что их опасения были далеко не беспочвенными. Строительство моста требовало разрешения императора, у которого, как известно, не было особого желания вкладывать капитал в Венгрию. Не менее весомой причиной была, конечно, причина материальная: предполагалось, что всем, кто захочет воспользоваться мостом, в том числе и гражданам высшего сословия, нужно будет платить пошлину в городскую казну.
Сечени ездил по крупным банкам Европы в поисках инвесторов и кредитов, но везде получал отказ. Во-первых, строительство стоило огромных денег, во-вторых, очень большой срок окупаемости, в-третьих, никто не хотел уговаривать императора.
По просьбе Сечени, Дьёрдь Шина начал подсчёты капиталовложений в строительство и ужаснулся: да на эту сумму можно построить тринадцать Национальных музеев! Более того, в то время каждый здравомыслящий предприниматель вкладывал капитал в прибыльное дело - строительство железных дорог.
Ну что ж, прикинем: мы создаем акционерное общество, но нужно приложить немыслимые усилия, чтобы продать акции. Окупаемость моста - 80 лет! Бог знает, что будет через год, какие 80 лет?! А ещё нужны надёжные гарантии! Если бы закон гарантировал права строительной компании, я бы смог контролировать материальную сторону. Однако чем не гарантия тот факт, что мой самый главный заёмщик - сам император?! Но примет ли парламент положительное решение?
Однако Дёрдь Шина понял цели и решимость Сечени. Он также не сомневался, что мост будет способствовать развитию и торговле двух городов. Несмотря на все разумные доводы против, он всё же решил участвовать в строительстве, основав «Аукционерное общество Цепной мост» (Lánchíd Részvénytársaság).
Кроме Шины, очень большую материальную лепту внёс eго родственник - богатый греческий купец Анастасий Дерра (Derra Anasztáz).
Конечно, когда об этом узнали конкуренты Ротшильды, они разом изменили своё решение и тоже захотели вложиться, но смогли купить лишь 30% акций. Основным акционером стал Дёрдь Шина, который также поддержал строительство значительным материальным пожертвованием. Как говорится, почувствуйте разницу: Сечени приобрёл только 3% акций.
Именно Дёрдь Шина через свои связи направил Сечени к известному английскому дизайнеру мостов Кларку. На протяжении всего времени Шина очень внимательно и строго следил за финансами: огромные суммы = бессонные ночи! Сечени же неутомимо агитировал венгерскую знать на покупку акций, а когда началось строительство, он также внимательно контролировал его на всём протяжении.
Стоительство моста успешно шло полным ходом. Затем оно было приостановлено из-за начавшейся Венгерской национально-освободительной революции. Воюющие стороны стремились завладеть ещё незаконченным мостом, чтобы не допустить противника к переправе. В январе 1849 года австрийская армия вошла в город. По мосту на пештскую сторону переправили 70 000 солдат, конный эскадрон и 270 пушек. Чем не достойное испытание моста на прочность?! Однако венгерская армия успешно наступала, и австрийцы решили вернуться в Буду, намереваясь взорвать якорные цепные узлы.
Шина схватился за голову: время идёт, мост до сих пор официально не сдан в эксплуатацию, однако по нему туда-сюда переходят тысячи солдат, да ещё тащат тяжеленные пушки, а Адам Кларк мечется по мосту, пытаясь предотвратить поджоги и взрывы. Огромные деньги застряли в строительстве, акции безбожно упали, потери безумно большие. Мост надо бы официально сдать, чтобы закон о восполнении финансирования вступил в силу.
Но к каким властям обращаться в такой ситуации? Венгрия в трауре, Гайнау до сих пор отдаёт приказы о повешениях и тюремных заключениях. Психику Сечени разрушило поражение Венгрии, и бедняга уже навряд ли выйдет из санатория в Дёблинге. Да, не может быть и речи о праздновании. Но что-то же должно быть сделано?!
Дёрдь Шина придумал такой ход: раз австрийцы уже давно привязали его имя к строительству моста, нужно попробовать развернуть дело так, чтобы оно приобрело личный характер. Приближается его день рождения, вот удобное время и оправдание! Никакой суеты, никаких праздничных речей, они идут по мосту с Гайнау - и все, мост официально принят в эксплуатацию, документы подписаны, ранее принятый закон вступает в силу.
Так оно и было. 20 ноября 1849 года Дёрдю Шине исполнилось 66 лет, в этот день Цепной мост получил "свои документы."
После этого Дьёрдь Шина прожил всего шесть лет. На похоронную процессию собралось почти все население Вены. Выразил свое почтение и Ференц Деак, которого 46-летний наследник баснословного состояния попросил «быть его лидером и советником на пути венгерского патриотизма, потому что он хочет быть венгерским землевладельцем и патриотом, а не бизнесменом и гражданин мира».
Своему единственному сыну Шина Шимону он оставил наследство в размере около восьмидесяти миллионов золотых форинтов!!!
Считается, что венгерский романист Мор Йокаи наделил некоторые персонажи своего романа «Золотой человек» чертами характера Дёрдя Шины.
Имя своего идейного создателя графа Сечени Цепной мост получил накануне празднования 50-летней годовщины со дня начала строительства.
На опорах моста поместили картуши с семейными гербами Сечени и Шины, золотыми буквами выгравировали их имена.
(В знак признания заслуг в банковской сфере император Франц Иосиф I в 1818 году пожаловал Шине титул австрийского барона и четыре года спустя - титул венгерского барона, а также поместья в области Темеш.)
Во время ВМВ катруши значительно пострадали, и в годы социализма их не восстановили. Надеемся увидеть их после текущего ремонта!