Про закрытье АртЭрии, и Нину Кибрик.
Я - певица. У меня есть группа. Мы играем музыку, очень хорошую, но не очень (мягко скажем) популярную. Тем не менее, у нас есть своя аудитория, которую, к сожалению, трудно собрать на концерты. Это беда не только моего коллектива, это вообще явление достаточно распространённое, среди групп, не пользующихся серьёзной рекламной поддержкой. У артистов нашего жанра, и нашего уровня известности часто возникает проблема - где выступать? В разговорах с арт-директорами неизбежен финансовый вопрос - кто кому платит. В этом месте мне всегда становится мутно, тошно и неловко как-то (вспоминается анекдот про то что «гусары денег не берут!»), но что делать, это жизнь... Обычно клубы, работающие от входа, мы не устраиваем, потому что с нами не угадаешь, придёт народ, или нет. Клубы, работающие за аренду, нас не устраивают по той же причине, тем более что если из тридцати зрителей двадцать друзья, прошедшие по «списку», то об аренде не может быть и речи. И вообще, в клубы больше любит ходить молодёжь, а у нас уже вполне себе возрастная аудитория - не всякий пойдёт в клуб, лучше дома послушать. Вобщем, где играть - это проблема. Многие артисты между собой хорошо знакомы, многие дружат группами, семьями. Естественно, обмениваются информацией и прочая. Так вот, несколько лет тому назад мне рассказали про клуб, АртЭрия. Рассказывали очень тепло и с уважением про арт-директора АртЭрии, Нину Кибрик, про созданную ею какую-то особенную творческую атмосферу , про замечательную публику, ходящую в этот клуб. Говорили про бабушку Лукерью Кошелеву, что Нина Кибрик - подвижник, что она устраивает фестиваль в Путивле, про студию Ратнера, где во время концерта художники рисуют музыкантов. Рассказывали про свод, под которым роскошная акустика, про балкон. Минуточку, говорю я, что за балкон? Где это? А это, говорят Каминная ЦДРИ! Вот тебе и раз, думаю! И какая же там сумасшедшая аренда, спрашиваю? А там, говорят, в основном благотворительные мероприятия, а если билеты делать, то тогда руководство ЦДРИ много денег берёт, поэтому все выступают бесплатно. Я задумалась. Серьёзные деньги артист получает за корпоративы или большие концерты, устраиваемые со спонсорской поддержкой. Ещё артист получает деньги от продажи дисков на своих концертах. А надо ли вообще связываться с билетами? Так ли это важно? Прекрасная точка, с прекрасными зрителями, которые любят слушать музыку… Почему нет? И вот в прошлом году мы с Ниной познакомились, и сделали в АртЭрии концерт вместе с Радой в рамках студии Ратнера, потом сыграли там на нескольких фестивалях, потом ещё концерт... Удивительное место оказалась эта АРТэрия. Очень тёплое, душевное. И свод на месте, и балкон на месте, и дети чьи-то там спят. И публика своя, «воспитанная», интересующаяся. Нина - хозяйка, с лучистыми, добрыми глазами - всё время кипятит чайник, чтоб поить чаем гостей. Всё очень по-домашнему, хочется там играть, обкатывать новые песни, делать там презентации новых альбомов, приглашать туда людей, и люди туда пойдут с удовольствием... Это есть тот формат музыкального клуба, который меня абсолютно устраивает. Одно смутило, что вход в бывшую Каминную из нового здания стал через предбанник туалетов, но ничего, мы не гордые. Очень мне там понравилось, единственно беспокоила мысль, основанная на житейском опыте, что это уж слишком хорошее место, чтобы долго просуществовать. Отнимут. Ясно, что для руководства современного ЦДРИ, сдать это помещение в аренду экономически гораздо целесообразнее, чем держать там никакого навара не приносящее, непонятно что. Сразу вспомнился «Форпост», который отняли, «Перекрёсток» Луферова, который закрыли… И точно - на днях читаю в ЖЖ что АртЭрию закрывают, Нину Кибрик увольняют, а помещение ремонтируют для последующей сдачи в аренду... Когда закрываются такие живые, работающие места, всегда остаётся ощущение пустоты и разрушения…
Мне интересно, каковы намерения у руководства ЦДРИ вообще по отношению к нему (ЦДРИ)? Ведь пустота и разрушение - это то, что мы наблюдаем сейчас, и сдача в аренду даже такого замечательного помещения как Каминная проблему вовсе не решит. Новое здание выглядит абсолютно несчастным, убогим, а старое, говорят, совсем разрушенное, там даже отопления нет. Оно в аварийном состоянии, и туда не всех работников пускают. Починить это всё без соответствующего государственного финансирования невозможно, и если принципиально не работать в направлении сохранения ЦДРИ как культурного центра, то остаётся только торговля арендными помещениями. Так что же это? Личная финансовая заинтересованность руководства? Или полная некомпетентность, и невладение ситуацией? Или что? Распродажа Дома по частям? В «Кукушку» давно уже сделали отдельный вход с улицы, и из артистической кофейни она превратилась в забегаловку у метро, а если сделать и в АртЭрии (Каминной) вход с Пушечной улицы, то кабак будет знатный - ещё бы, такое место! Интересно, руководство ЦДРИ на эти деньги хоть крышу себе попробует починить, или даже пытаться не будет? Что же это такое происходит? АртЭрия - уникальное культурное явление, созданное руками Нины Кибрик - единственное, что работает в соответствии с прямым назначением ЦДРИ .Там проходят концерты старинной музыки, классической музыки, блюзовые концерты, там празднуют фольклорные праздники, устраивают выставки художников. Там выступает прелестный театр «Учёный медведь». Неужели Москве не нужно такое заведение? Неужели в Москве переизбыток таких точек, и острая нехватка кабаков и торговых площадей? Мы уже имеем галерею «Актёр» вместо дома Актёра. Зачем нужно уничтожить прекрасное культурное место? Там тридцать кабаков вокруг. Неужели мало? Странно как-то это всё. Конечно, Нину Кибрик уволят - по-моему, она абсолютно не соответствует современному ЦДРИ, его целям и задачам. Она слишком интеллигентна для того чтоб работать в Центральном Доме Работников Искусств, таком, каким мы его наблюдаем сейчас. Нет, я не идеалист, и не идиотка. Я всё понимаю, не на что не рассчитываю, и в чудеса не верю, но в голосовании в защиту АРТэрии участие приняла, хотя, относительно этой проблемы у меня присутствует уверенный пессимизм.