25 апреля 1996 г. лётчик-испытатель Андрей Синицын поднял в воздух первый опытный образец учебно-боевого самолета Як-130. В феврале 2005 г. на Як-130 совершил полёт главнокомандующий Военно-воздушными силами России в тот период - генерал армии Владимир Михайлов.
Самолет Як-130 предназначен для обучения курсантов лётных училищ. Будущие летчики отрабатывают на нем взлёт-посадку, пилотирование, навигацию, выполнение сложных манёвров, приобретают навыки действий на предельных режимах полёта, при отказах авиационной техники и ошибках лётчика. Также на данных машинах учатся выполнять полёты в сомкнутых боевых порядках, осваивают основы боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, совершения наступательных и оборонительных манёвров, характерных для самолётов 4 и 5 поколений.
Данная машина оборудована цифровой комплексной системой управления КСУ-130, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей в учебных целях репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта. На Як-130 готовят пилотов на самолёты 4 и 5 поколений как отечественного, так и иностранного производства.
Серийное производство Як-130 для нужд ВВС России развернуто на нижегородском заводе «Сокол» в конце 2008 года. Сейчас этот самолет поставлен в Липецкий авиацентр, а также в Борисоглебский учебный авиационный центр (Краснодарское ВВАУЛ).
До 2020 г. для нужд Военно-воздушных сил России планируется закупить более 60 самолетов Як-130.