Остоженка - нечетная сторона. Часть1.

Aug 26, 2008 20:01



В последнее время я практически гуляю только по Подмосковью, с редким исключением выезжаю и дальше. Как например, Боровск, Торжок, Санкт-Петербург, Таруса и Поленово. Но у меня есть еще материалы и по Москве. И вот я решила немножко показать фотографии Остоженки, Пречистенки и их переулков.
В описании улиц я использовала две книги:
Прогулки по Москве. М.Милова и В.Резвин, 1984 г.
Лучи от Кремля. Ю.Федосюк, 1978 г.


Выхожу на станции Кропоткинская. Станция с легкой, изящной аркой служит хорошим композиционным акцентом, как со стороны площади, так и бульвара.








На стрелке двух улиц, на месте снесенных в 1972 году домов, устроен сквер, а 2 ноября 1976 года открыт очень впечатляющий, психологически убедительный памятник Фридриху Энгельсу (скульптор И. И. Козловский).


В глубине, фасадом к площади - красочный кирпичный терем XVII века, обнаруженный архитекторами «Моспроекта-3» в толще позднейших наслоений и возрожденный в прежней красе.




Улица Остоженка продолжает Волхонку, тянулась параллельно берегу Москвы-реки к Лужникам, а там по броду выходила на старый смоленский путь. Слева от нее простирались густые заливные луга, где после покосов стояли стога сена-остожье. Отсюда и имя улицы - Остоженка, или сокращенно Стоженка.
В середине XVI века Иван Грозный забрал эту местность в опричнину, с тех пор лучшие участки на ней заняли крупные дворяне, фамилии которых до сих пор живут в названиях примыкающих переулков - Хилков, Всеволожский, Лопухинский, Еропкинский и др.
Однако Остоженка ранее, чем Волхонка и соседняя Пречистенка, утратила свой аристократический лоск; с середины прошлого века дворы здешней знати перешли в казну или купеческие руки. Улица захирела: основное население ее составляли мелкие торговцы и ремесленники, чиновники низших классов, студенты и небогатая служилая интеллигенция, снимавшие у купцов-домовладельцев дешевые квартиры. Немало на Остоженке было трактиров и иных злачных мест. В повести «Юность» Л. Толстого студент Семенов запродает себя в рекрутчину во время кутежа в трактире на Стоженке;. На Стожинке живет любовница графа - героя рассказа «Холстомер».
Издавна эту улицу называли скромной, неприметной. Тургенев в «Муму»
определяет ее даже как «одну из отдаленных улиц Москвы»; (это в полутора-двух верстах от Кремля!).
С удорожанием земли в центре города к началу XX века на скромную улицу обратила внимание буржуазия. На месте старых, убогих домишек стали появляться огромные доходные дома и роскошные особняки. Однако в целом улица, утратившая свой классический стародворянский облик, не успела приобрести и новый, буржуазный, как бы остановилась на полпути. В ее застройке нет даже относительной цельности, архитектурные же памятники насчитываются единицами.
В 1933-1935 годы «тихая» Остоженка пережила необыкновенное время, на ней открытым способом строилась первая линия метро. Мостовая на глазах превращалась в глубокую траншею, улица оглашалась уханьем копров, дребезжанием отбойных молотков, рычанием вывозивших грунт грузовиков.
Начнем осмотр с левой, нечетной, стороны.
№1 -- на углу Соймоновского проезда-скромный Серый дом, характерный для советского зодчества периода первой пятилетки, когда приходилось усиленно экономить стройматериалы (1929 Г., архитектор Н. Попов).




№3 ---контрастом этому первенцу социалистической застройки улицы,. выглядит соседний, богато - убранный (дом № 3)- словно разряженный буржуа стал рядом с пролетарием в серой блузе. Этот дом перестроен купцом Филатовым из старых зданий в грозном 1905 году.




С еще большей претензией и размахом тот же Филатов к 1909 году отстраивает дом с башней на углу нынешнего 1-го Обыденского переулка (архитектор В.Е.Дубовский). «Московский еженедельник» в связи с этим писал:«Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной удалью. Ну, где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки...»

Легендарное заклятие миллионщика Морозова. Говорят, что необычное завершение башни дома N3, похожее на перевернутую вверх дном рюмку, знаменовало собой принципиально новый этап в жизни заказчика здания: дескать, Савва завязал, смотрите все и радуйтесь.




№5 -- к 1915 году появился огромный корпус между двумя переулками, построенный по проекту инженера В. В. Воейкова. Снимавшая здесь в октябре 1917 года комнату курсистка Вера Инбер, в будущем известная поэтесса, писала: «Это был плоский дом с трехгранными как штык балконами и двумя упадочными парадными. За его стенами решались судьбы Октябрьской революции, а он был, тих, замкнут. И вероятно, те, кто дрался за революцию глядя на него с улицы, думали:. «Вот еще одно буржуйское гнездо». И они были правы. Дом населяли профессора, врачи, адвокаты и помощники адвокатов. Все они были за Временное правительство».




№7--массивный доходный дом строился ранее, в 1898-1903 годах, по проекту А. В. Иванова;










№9---совсем уже скромен и непритязателен кирпичный трехэтажный дом № 9, принадлежащий к предшествующему периоду, когда застройщики обладали меньшими капиталами,- 1880-м годам. За ним проходит Пожарский переулок (бывш. Савеловский) переулок, наименованный так в 1929 году в память большевика, участника октябрьских боев 1917 года А. С. Савельева-Шелехеса. В этом переулке происходит один из эпизодов повести Чехова «Три года».
Дом одет в леса и похоже старый дом снесли.




№11 и 13 -- следующих домов, которым было сто лет, больше нет
История дома №13 -- небезынтересна. До последней перестройки в 1914 году дом этот на всю Москву был известен помещавшимся на втором его этаже трактиром «Голубятня»-под крышей здесь и в самом деле была голубятня. Любители приезжали сюда посмотреть петушиные бои и послушать песенников. Содержателем трактира одно время был Николай Красовский-сочинитель и исполнитель сатирических куплетов, не лишенных социально-критической остроты. Печатал он их под псевдонимом Н. Остоженский - по улице. «Еще задолго до 1905 года,- пишет Гиляровский в очерке «Трактиры»,- уютные и сокровенные от надзора полиции кабинеты «Голубятни» служили местом сходок и встреч тогдашних революционеров, а в 1905 году там бывали огромные митинги». Весной 1905 года по воскресным утрам, когда еще не было посетителей, здесь собирались печатники, создавшие свою организацию и проведшие вскоре всеобщию забастовку. Красовсмий умер в нищете, разоренный домовладельцем-ростовщиком Дунаевым, которого клеймил в своих куплетах:
Он купец московский, злющий, на Остоженке живущий, этот бес имеет дом, деньги сыплются кругом» и т. д.




От угла дома хорошо виден надвратный храм бывшего Зачатьевского женского монастыря, воздвигнутый в 1696 году. Самый же монастырь, давший название и переулку, был заложен последним Рюриковичем, сыном Ивана Грозного, богобоязненным Федором Иоанновичем в 1584 году в надежде, что бог в награду за даяние поможет зачать и родить престолонаследника. Как известно, не помогло. Это место памятно особо ожесточенными боями в начале ноября 1917 года. Красногвардейцы и революционные солдаты продвигались сюда
на штурм белогвардейского штаба МВО во Всеволожском переулке по двум направлениям: от Зачатьевского монастыря, отбитого у белых,.и от Крымской площади, по Остоженке. Юнкера превратили дом с «Голубятней» и дом № 10 по Остоженке в мощные пункты сопротивления. На башне монастыря и колокольне церкви, стоявшей на месте углового сквера, революционеры установили огневые точки. В этих боях был смертельно ранен начальник отряда 23-летний замоскворецкий рабочий Петр Добрынин. Имя его присвоено площади,
улице и станции метро в Замоскворечье, около входа в эту станцию установлен его бюст. На доме же № 13 в память о герое укреплена мемориальная доска.






№17 и №19 ---дома схожи не случайно: построены они почти в одно и то же время (1901 и 1902 гг.) и отвечали вкусам заказчиков - богатых, но малокультурных купцов. Часть дома № 19 в 1913 году арендовал для лечебницы доктор Бакунин, племянник известного теоретика анархизма. В одной из ее палат и скончался от ран перенесенный сюда Добрынин. В 1937 году на базе бывшей бакунинской лечебницы в доме открылась районная терапевтическая больница на 60 коек, ныне отделение городской больницы № 61, которому в 1976 году передан и дом №17.






№21---Весьма интересен как яркий образец излюбленного буржуазной знатью стиля модерн особняк под № 21, построенный в 1901 году вначале для себя архитектором Львом Кекушевым; он же, кстати, строил и гораздо менее выразительный дом №17. Некогда фасад венчала большая фигура льва - эмблема архитектора-домовладельца, по его имени. В остальном дом сохранил свои причудливые формы и богатый декор.


№23---Миниатюрный особняк с мезонином стоит с 1830-х годов. Судя по уцелевшему рисунку неизвестного автора проекта, это был изящный ампирный домик. Последующие переделки испортили его облик, но основной объем не изменился.


№25- сейчс здесь построили "Опера-Хаус" Один из самых элитных домов столицы - жилой комплекс класса De-luxe "Опера-Хаус", помпезный и бездарный, известный расположенным в нем Центром оперного пения Галины Вишневской, заменил собой памятник - не столько истории и архитектуры, сколько московского быта.






В 1828 году на месте нынешнего дома N 25 доктор Христиан Лодер открыл "Заведение искусственных минеральных вод" - SPA-лечебницу. Заплатив абсурдные по тем временам 300 рублей, москвичи, следящие за своим здоровьем, могли не ехать в Висбаден, а пить лечебную водичку и принимать ванны и процедуры прямо на Остоженке. А потом гулять в парке, спускавшемся к набережной.
Профессор Христиан Иванович Лодер был лейб-медиком Александра I. Его пациенты казались народу и паразитами, за что их якобы стали именовать в честь доктора лодырями, а процесс лечения получил название "гонять лодыря".
Теперь здесь работает фитнес-центр Dr Loder. Вместе с бешено дорогим жилым фондом, подземным паркингом и вышеупомянутым фитнес-центром с бассейном храм оперного искусства выглядит таким же откровенным бизнес-проектом. Причем не самым удачным. Одно утешение: перед домом растет дуб, возможно, помнящий и Александра Сергеевича, и Христиана Ивановича. Дерево занесено в список особо охраняемых объектов природы в Москве. Это его пока спасает.
А от парка к началу строительства нового дома оставался скверик, единственный на Остоженке. Пытаясь его сохранить, жители окрестных домов дежурили ночью. Но однажды потеряли бдительность и, выглянув с утра в окно, обнаружили жалкие остатки уничтоженного экскаваторами сквера.
№27---следующий дом на нашем пути - большой кирпичный «сундук», откровенна экономичный, лишенный каких-либо претензий доходный дом 1904 года постройки После революции он был заселен рабочими фабрики Гознак. Дом снесен. Сейчас здесь построен новый дом --- РЕТРО






Влево уходит ныне тихий Хилков переулок. Полтора века назад здесь, однако,бывало очень шумно. Со всей Москвы к открытому в доме № 3 видным русским медиком доктором Лодером «Заведению искусственных минеральных вод» катили экипажи знати. Приезжали лечиться от болезней подлинных и мнимых, а главным образом, чтобы приятно провести время за сплетнями и флиртом. Тем не менее, это была серьезно задуманная и хорошо организованная водолечебница - первая в Москве.
№37 -- на правом углу Хилкова переулка -недавно восстановленный дом матери Тургенева, построенный в 1819 году, где часто в юности, наезжая в Москву, останавливался великий романист. Здесь он наблюдал сцены, описанные в «Муму», позднее, в 1850-1851 годах, работал над «Записками охотника» и «Провинциалкой».








Бледно-голубой, с шести колонным портиком, деревянный особняк известен как "Дом Муму". Его хозяйкой была Варвара Петровна Тургенева, в девичестве Лутовинова, вспыльчивая, жестокая и несчастная помещица, мать великого писателя, вошедшая в литературу в образе барыни из "Муму". Она переехала в Москву из Спасского-Лутовинова, когда пришло время учить сыновей, и сняла владение домовладельца Лошаковского, где жила до конца своих дней.
Здесь жила и собачка, которую барыня велела утопить, и Немой - богатырь, вывезенный из орловского имения, который, утопив по приказу барыни любимую собачку, никуда из дому не ушел, а остался при барыне, почитая ее и недолюбливая собак. Тут же жил незаконный сын ее сбежавшего мужа и крепостной, доктор Порфирий Карташов, получивший вольную только после смерти помещицы. И доктор Берс, будущий отец Софьи Андреевны Толстой, а тогда - отец незаконной сестрицы Ивана Сергеевича Тургенева Варвары. И незаконная дочь самого писателя и некой белошвейки. И многочисленные фавориты хозяйки, сменявшие друг друга. Сам Тургенев обитал в этом доме в 1840-50-х годах.
И хотя сегодня особняк, уже отреставрированный, принадлежит посторонней организации, скоро здесь откроется музей писателя. Решение о его открытии было принято уже в 1992-м, но у Литературного музея и Минкульта не оказалось средств. Теперь же, по распоряжению мэра Лужкова, будущий музей Тургенева станет отделом ГМИИ им. Пушкина, и работы по реставрации, которые начнутся в 2009 году, оплатит городской бюджет.
Забавный темно-голубой дом N 37, стр. 2, построенный в старом русском стиле, эклектичен и по-московски декоративен, но выглядит уютно и мило. Крошечная мужская парикмахерская "Авель" на первом этаже добавляет ему очарования. Кажется, название - просто имя владельца - грузина, но все равно забавно.


№41 --- рядом -- нелепый четырехэтажный дом, напоминающий резную тумбочку. Он построен в 1902 году архитектором С. И. Тихомировым в «славянском стиле» для совета детских приютов - организации благотворительной. Взносы можно было делать не только деньгами, но и вещами, в доме был склад таких предметов и проводилась публичная их распродажа; часть помещений была отдана под приют.


№49 ---образец же подлинного ампира - рядом, поэтический особнячок 1820-х годов с гербом дворян Всеволожских. Утонувший в зелени домик кажется чужеродным в городе, он напоминает затерянную в глуши усадьбу, тем не менее, именно такие строения были вполне обычны для старой Остоженки.
1817-1825 годы. Индивидуальность облику здания придает протяженный дорический портик, перекрытый длинным фронтоном и выходящий на небольшую белокаменную террасу, связанную с парадными помещениями дома. С левой стороны дома, где расположен вход, имеется мезонин. Сохранилась декоративная отделка одной комнаты.








№51--- "Служба Внешней Разведки"гораздо богаче и разнообразней выглядит соседняя усадьба № 51, но это уже поздний ампир, к тому же главный дом дважды перестраивался, последний раз в 1914 году.


За Турчаниновым переулком до революции располагалось обширное владение единственного в Москве лицея, основанного в 1868 году известным реакционером М. Н. Катковым и наименованного лицеем в память цесаревича Николая (умершего сына Александра II, который должен был унаследовать престол); неофициально же лицей называли катковским.
Дом N 53/2 -- (Дипакадемиия МИД РФ)
Это было учебное заведение для молодых людей из состоятельных семей, многие лицеисты впоследствии стали важными царедворцами и сановниками. Большое внимание в лицее уделялось изучению иностранных языков. В «Нови» Тургенева читаем, что за столом у Сипягиных шла речь «о только что входившем в силу лицее г-на Каткова». Дисциплина там была суровой. В посвященном Москве 1870-х годов сатирическом стихотворении П. Шумахера есть строки: «Обозревал лицей Каткова. Кого-то драли: слышал плач».
Владение когда-то представляло собой обширный сад с господским домом на месте нынешнего здания яслей, построенного как дом для лицейских служащих уже в 1900-х годах. Главное же здание лицея возведено в 1875 году (архитектор А. Е. Вебер). В нем учились художник И. Э. Грабарь, историк С. В. Бахрушин, шахматист А. А. Алехин. Во время октябрьских боев 1917 года белые установили на крыше лицея пулемет, обстреливавший наступающие по Крымскому проезду и от Хамовников красные отряды. В 1918 году сюда переехал Наркомпрос,
возглавляемый А. В. Луначарским (Маяковский иронически писал: «Но недвижимый в Остоженку врос, стоймя стал и стоит Наркомпрос»). В здании работала Н. К. Крупская, за которой нередко в конце рабочего дня заезжал В. И. Ленин. 5 июня 1918 года в этом доме Владимир Ильич выступил с речью на 1-м Всероссийском съезде учителей-интернационалистов. Вскоре Наркомпрос переехал на Сретенский бульвар, и в бывшем лицейском здании стали проводиться занятия факультета общественных наук МГУ, а в 1921 году открылся
Институт красной, профессуры, готовивший преподавателей для советских вузов. С 1945 года здесь находится институт международных отношений, из стен которого вышли многие видные советские дипломаты, юристы, журналисты-международники.
Так называемый лицейский сад в 1937 году был отрезан от здания проездом, проложенным к отодвинутому вниз по течению реки старому Крымскому мосту, который продолжал служить переправой, пока на его месте не выстроили новый. Восточную часть сада занял открытый в 1956 году бассейн «Москва», с 1960 года названный «Чайкой». Рядом с бывшим лицеем в 1935 году появился круглый павильон одной из первых станций метро - «Парк культуры» (архитекторы Н. Я. Колли и С. Г. Андреевский).
Дом возвел в 1875-м А.Е. Вебер. Его украшает множество декоративных деталей - аллегорические скульптуры, окна-иллюминаторы, пилястры. И мемориальная доска канцлеру А.М. Горчакову, великому дипломату и лицейскому однокласснику Пушкина.



Previous post Next post
Up