Оригинал и
продолжение взяты у
getnewpost Боже, обожаю эту книгу. Теперь перечитываю отдельные отрывки, в зависимости от того, что хочу найти. Вот например, ценнейшая фраза:
"... ощущения от прикосновений на каждом миллиметре кожи объединяются, находя применение в нескольких областях: помогая ребенку сосать материнскую грудь и питаться и формируя связь "мать-ребенок.... тактильные ощущения помогают младенцу сосать грудь, а позднее - пережевывать и проглатывать пищу. Плохая работа тактильной системы может затруднить сосание, а в более старшем возрасте привести к неприятию твердой пищи из-за её структуры"
Т.е. чтобы сосать, новорожденному нужны обильные прикосновения, контакт кожа к коже. Процесс сосания груди - первый интегрирующий ощущения процесс и первый адаптивный ответ ребенка на возбудители.(поэтому грудь в ответ на любое событие - очень нужная и важная вещь в первые годы жизни). Прикосновения помогают интегрировать все остальные ощущения - вестибулярные, проприоцептивные(от мышц и суставов), зрительные и слуховые.
Теперь мне совершенно точно понятен механизм - почему ребенок отказывается от груди от обилия впечатлений, массажа - слишком много сигналов, не справляется с интеграцией, а значит просто не может сосать. Почему могут отказываться от груди из-за сна на балконе, в коляске и раздельного сна - слишком мало тактильных стимулов, не хватает для интеграции остальных сигналов.
Сенсорная интеграция полностью объясняет почему именно контакт кожа к коже и гнездование помогают вернуть на грудь - увеличение тактильных ощущений и уменьшение всех прочих помогает мозгу справиться с интегративными процессами и возвращает ребенку способность сосать.
таким образом дети с выраженным и, особенно, - с достаточно беспричинным отказом от груди с большой долей вероятности имеют проблемы с сенсорной интеграцией, которые в будущем могут проявиться во время обучения в школе и т.п.
Наилучшим выходом в любой ситуации может быть только упорное возвращение ребенка на грудь, так как сосание, которое формирует первый уровень сенсорной интеграции и помогает интегрировать все остальные ощущения, станет в будущем базой для интеграции ощущений на следующих уровнях . И к тому же, в первые два года во время сенсорной интеграции активно формируются нейронные связи - т.е. в будущем ребенок будет развиваться и двигательно, и интеллектуально и эмоционально успешней, так как будет иметь лучший базовый уровень интеграции ощущений.
точно так же, кстати, работает и укачивание - ритмичные плавные движения задействуют в процесс интеграции вестибулярную систему, которая хорошо развилась уже внутриутробно. И точно также становятся базой для интеграции ощущений на следующих уровнях.
спасибо, Капитан Очевидность, скажете вы, мы это и так знали :) и я, конечно, знала, а объяснить не могла - а я лучше чувствую себя, когда все могу объяснить логически. Подумать только, эта книга издана еще в 1979 году! уже тридцать лет существует эта великолепная концепция, а мы о ней можем узнать только сейчас...
в продолжение предыдущего поста...
вот кстати, с т.зр. сенсорной интеграции легко дать объяснение тому, зачем груднички при сосании крутят второй сосок, или трогают родинку, или ковыряют кожу и тп.
Кончик пальца - один из самых тактильно-чувствительных мест человека. Чтобы сосать, нужен поток тактильных стимулов, кончики пальцев дают этот поток, поставляют огромное количество ощущений мозгу, который использует этот поток ощущений для того, чтобы организовать интегрированный адаптивный ответ - т.е. сосание.
ну почти то же самое
как и у волчат, у которых когда они лапами мнут, мозг образует новые нейронные связи.
Вполне естественно, что некоторый дети сильно нуждаются в таком ковырянии-кручении, а некоторые - почти не нуждаются и удовлетворяются более пассивной тактильной стимуляцией. Дети с трудностями сенсорной интеграции будут нуждаться в такой стимуляции очень сильно, вплоть до того, что ребенок просто не может сосать, если не крутит сосок/не ковыряет/не царапает.
И, кстати, понятно почему у меня сын до двух лет не ковырял ничего, а после двух стал царапать мне кожу на руке - по какой-то причине со временем ему понадобились более сильные стимулы, чтобы он мог сосать. И действительно, если я ему не давала царапать - он просто не мог сосать... вот такие дела. Предположу что дело в том, что "угасании сосательного рерфлекса", он начинает затухать и чтобы его "включить" мозгу нужны дополнительные сенсорные стимулы.
ай да сенсорная интеграция! ай да сукина дочь! Вот где
ответ на «Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого» :))) Можно сказать, что она стала для меня сейчас выходом на новый уровень понимания поведенческих процессов. Оп - и все собралось в единую стройную многомерную картинку. Прям обожаю!
UPD. Дополню про "угасание сосательного рефлекса". Я имею ввиду не то рефлекторное сосание, которое есть у ребенка в первые недели жизни, когда он присасывается ко всему подряд рефлекторно. А скорее изменение налаженного стереотипа процесса сосания. Сосание меняется много раз на протяжении всего периода, пока ребенок кормится, меняется захват, строение рта и гортани, меняется частота и продолжительность прикладываний и т.п. Некоторым детям с самого раннего младенчества нужны дополнительные тактильные стимулы, а некоторым только с того момента, когда накопятся определенные изменения, которые отвлекают от сосания или затрудняют его.