Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 8. Особняк Маркова.

Apr 18, 2013 20:37

Сегодня мне хочется рассказать вам о одном доме, который расположен на ул. Ильинской в Нижнем Новгороде - особняк  А,В.Маркова. Сейчас дом принадлежит Нижегородскому Государственному Архитектурно-строительному университету - моему родному ВУЗу. На четвертом году моего студенчества в нем была открыта студенческая поликлиника и я, будучи студентом, частенько бывал там ( то справка для профилактория нужна, то просто насморк). Еще тогда меня поражала роскошь этого купеческого особняка, а сейчас, после последней реставрации, здание превратилось в 9-й корпус строительного университета.



Главный дом усадьбы А.В. Маркова, который  является памятником истории и культуры. Здание входит в границы исторической территории «Старый Нижний Новгород», включено в комплекс исторической застройки улицы Ильинской - основной композиционной оси исторического района - «Започаинье».

Дом вместе с хозяйственными постройками (службами и прачечной) был возведён в 1905 г. для купца Арсения Васильевича Маркова. Автор проекта здания не установлен. Здание было возведено в стиле ретроспективизма и напоминало итальянское палаццо эпохи Возрождения.



Однако во внутренней планировке и интерьерах отразилось новое архитектурное направление - декоративный модерн, начинавший заявлять о себе в это время в Нижнем Новгороде. В дом проводится водоснабжение, а в 1916 г. - канализация.

В 1918 г. главный усадебный дом был национализирован (муниципализирован), После национализации использовался различными организациями, в послевоенное время и до 1985 года- туберкулезный диспансер. В 1985-2006 г.в  здесь размещалась студенческая поликлиника. Несмотря на ряд переделок, первоначальная планировка была сохранена.



Дом Маркова отличается на фоне других нижегородских построек  начала ХХ века своим необычным архитектурным обликом, вызывающим ассоциации с итальянскими, а точнее флорентийскими,  палаццо периода Раннего Возрождения  ХV века.

В двухэтажном доме Маркова, высота которого едва достигает 12 м, кроме сплошной, относительно неглубокой и мелкой по рисунку  рустовки стен, составляющей основу архитектурного построения фасадов,  особенно выделяется характерный для флорентийских палаццо сильно выступающий от стены профилированный цоколь.



В отличие от большинства купеческих домов ХIХ века, в этом доме все фасады  поработаны с большой детализацией и выдержаны в одном характере, т.е. с повторением общего рисунка рустовки, профилей тяг и карнизов, с тонкой проработкой архитектурных деталей. Главное внимание архитектор уделил самому рисунку рустовки, используя ее в нескольких вариантах:  с включением различных барельефов растительного орнамента или маскаронов в виде львиных голов на основном фасаде, обращенном на улицу Ильинскую; в сочетании гладких и фактурных, с включением мелкой гальки или гравия, поверхностей на двух дворовых фасадах и простых гладких рустов на заднем фасаде. Таким образом, по стилистической характеристике здание  относится к довольно редко встречающемуся направлению в русской архитектуре эклектики второй половины ХIХ - начала ХХ века.



В подобной ренессансной стилистике выдержано и большинство парадных интерьеров второго этажа  дома.  Но в тоже время   в архитектуре отдельных помещений  (вестибюль, парадная лестница)  присутствуют черты  модерна. В целом это говорит об общей эклектичности архитектуры этого здания, столь характерной для построек рубежа ХIХ -  ХХ века.

Поскольку особняк является объектом охраняемого культурно-исторического наследия, в нём был сохранён интерьер, витражи, роспись, лепнина, что потребовало немалых усилий. В ремонте здания приняли участие студенты ННГАСУ. Архитектурный облик здания практически не изменён.



Вопрос об авторстве дома Маркова остается открытым. Никаких подлинных чертежей дома не обнаружено. Однако, с уверенностью можно сказать, что автор проекта столичный, скорее всего петербургский, мастер. Петербургские архитекторы активно работали особенно в конце Х1Х века в Нижнем Новгороде.  То есть это был заказной проект. Но строителем дома, ведущим надзор за постройкой,  безусловно,  был нижегородский архитектор.

Усадьба, где построен дом, имеет большую историю. Особняк расположен на месте старого дома, возведенного в первой половине Х1Х века и отмеченного на плане-съемке города 1853 года. Границы первоначального владения городской усадьбы, сложившиеся к середине ХIХ века, не изменялись до 1917 года и по фронту улицы составляли 34 м. По плану 1853 года видно, что старый дом располагался на красной линии улицы Ильинской и северной боковой стороной примыкал к границе владения. Размеры дома в плане составляли 9х13 м, что соответствует небольшому дому в три окна по фасаду. К югу от дома находился небольшой   двор, отделенный от улицы узкой хозяйственной постройкой, а с противоположной стороны корпусом служб, за которым находился просторный сад.



Согласно «Списку домов Нижнего Новгорода» за 1900 год это было владение Михаила Ивановича Сафонова, принадлежавшее ему по наследству с 4 мая 1893 года. Оценка дома составляла 1113 рублей. В «Списке домов» домовладение значится под № 18. До 1893 года владение принадлежало Екатерине Асафовне Сафоновой. На участке располагались: полукаменный двухэтажный дом (возведенный возможно в первой половине ХIХ в.), службы, сарай и два деревянных погреба. Все постройки оценивались в 1113 рублей. Это владение в свою очередь перешло Е.А. Сафоновой 16 марта 1887 года от И.М. Рогозильникова. Более ранних архивных материалов не обнаружено. Однако можно отметить, что в период 1880-х, а, скорее всего, с 1840-х годов,  и по 1900 год крупных перестроек, в том числе возведения нового главного  дома усадьбы, на участке не проводилось.



В первые годы  ХХ в. владение переходит к Арсению Васильевичу Маркову - последнему представителю известного нижегородского купеческого рода. Главной фигурой рода являлся  Василий Кузьмич Марков, крупный рыботорговец,  который  в низовьях Волги владел  огромными водными пространствами. В середине ХIХ века ему в Нижнем Новгороде принадлежали домовладения на Малой Покровской, Ильинской и Рождественской улицах, в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская), а также несколько торговых лавок в гостином дворе на Рождественской улице. Главное домовладение (ныне существующий дом № 63) располагалось  на углу Ильинской улицы и Вознесенского переулка. Марковы широко занимались благотворительностью, в том числе  строили сельские школы и училища. А.В. Марков в 1905 году оборудовал амбулаторию в селе Желнино. В Нижнем Новгороде на средства Марковых было построено  и оборудовано здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей».
С 1905 года новым владельцем исследуемой усадьбы значится А.В.Марков, при этом оценка владения по сравнению с прежней, когда владельцем являлся М.И.Сафонов,  возросла в более чем в 15 раз. Это говорит о новом широком строительстве, проведенном Марковым в первые годы ХХ века.  В его владении числился дом, прачечная и службы. Общая оценка владения составила 16380 рублей[3]. Данная оценка владения А.В. Маркова не изменялась до 1918 года, что доказывает о неизменности вновь выстроенных построек данного времени. Таким образом, дата 1905 год, как предположил  нижегородский  исследователь  В.В. Краснов, является вероятной датой постройки ныне существующего дома.



Особый интерес в доме Маркова имеют полностью или фрагментарно сохранившиеся художественные интерьеры отдельных помещений. Наибольшую художественную ценность представляют вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами.


Здесь также  сохранились как деревянные резные панели с большим зеркалом, так и декоративная лепка стен и потолков, представляющие собой единственный законченный пространственный образец интерьера модерна в Нижнем Новгороде.



По первому этажу художественный интерес представляют полотна двух дверей и панели с большим зеркалом, выполненных в одном характере с элементами модерна.



Особняк Маркова является уникальным в нижегородском зодчестве примером дома, в пространство которого включены художественно выполненные витражи. Витражи расположены в разных частях дома и придают дому специфическую цвето-световую характеристику. Самым ярким и многоцветным является витраж, размещенный  на парадной лестнице.



Огромное окно-витраж выполнено в характерной манере модерна и по рисунку представляет  собой раскрывшего хвост павлина среди цветов. Этот цвет витража в сочетании со светло-серыми мраморными ступенями и пластичными ограждениями лестницы и раскрашенным декоративным орнаментом стен создает удивительно эмоциональный интерьер.

Два других витража украшают входные двери в угловой парадный зал. Они имеют геометрически сложный рисунок. Цветовую гамму их дополняют свинцовые переплеты, которые создают свой ажурный из пересекающихся линий рисунок.



Третий витраж-окно расположен в центральном просторном холле второго этажа. В нем преобладает готическая, средневековая тема - стрельчатая арка включает круглые элементы. Насыщенные контрастные оттенки желтого и голубого на нейтральном белом фоне выделяют символические, фантастические цветы.



Исключительное значение имеют лестницы, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит. Пластику их характеризуют четкие сложные профили и высокое качество строительных работ. Подобные мраморные лестницы сохранились в Нижнем Новгороде лишь в двух особняках (ныне музеях), принадлежавших  С.М. Рукавишникову и В.М. Бурмистровой.





Особый пространственный интерес представляет лестница в вестибюле. Она имеет криволинейное волнообразное очертание в плане и включает спиралевидные скульптурные объемы. В отдельные ячейки ограждения главной парадной лестницы первоначально были вставлены металлические декоративные элементы.



Наиболее ценные интерьеры расположены на втором этаже. Три из них образуют парадную анфиладу вдоль главного фасада дома.  Так в центральном зале с большими полуциркульными зеркальными окнами поверхность стен расчленена пилястрами-панелями с включением сложных барельефных растительных орнаментов, рисунок которых выдержан в стиле архитектуры итальянского Возрождения.



Особую ценность в парадных интерьерах представляют филенчатые двери. Они отражают стилистику залов. Так в парадной  анфиладе комнат полотна дверей украшены объемной резьбой на тему морских раковин, то на парадной лестнице этот рисунок дверей выдержан в характере модерна и включает плоские композиции из рельефных и раскрашенных цветов.



В купеческой среде начала XX века дом был не просто стенами и крышей, под которой проводили вечера. Он являлся чем-то средним между паспортом, декларацией о доходах и дресс-кодом. По жилищу судили о состоятельности, статусе и вкусе его владельца.



Заказчик проекта - будущий хозяин дома - в его создании участия практически не прини­мал, по-видимому, полностью полагаясь на талант столичного архитектора. В свою очередь, исполнитель к своей работе отнёсся не просто с ответственностью - с любовью. Каждая де­таль, каждый элемент декоративного оформления здания выполнен очень качественно, как будто здание делали не для чужого - для себя. Цветы, украшающие перила лестницы, выточе­ны из камня. Для этого требовались руки настоящего скульптора.



Дом, при всей его монументальности, - это масса деталей, которым уделяли не меньше внимания, чем общей композиции здания.



Когда проводились историко-архитектурные обследования здания, обнаружилось, что трубы на крыше выполнены в виде ступенчатых пирамид из чугуна - нескольких рядов по­вторяющихся рамных элементов.
Неэстетичные водопроводные трубы (здесь была проведена «современная» канализация и устроена система отопления, поставлены полиэтиленовые трубы) «прятали» в стены, остав­ляя только «скромные» декоративные решётки. Но радиаторы отопления были оставлены оригинальными. Сейчас они спрятаны за резными дубовыми панелями.



Но чего стоят барельефы с изображением женских лиц или двери с резьбой на тему морских раковин! Охранник, видимо интересующейся историей, поведал мне о том, что на скульптурных изображениях вестибюля изображено лицо Машеньки Марковой - дочери первого владельца особняка. Девушка была горбатой от рожденья, но очень много помогала обездоленным, шила для них одежду.



Каждый домовладелец стремился украсить своё жилище чем-то оригинальным, иметь хотя бы одну «изюминку», - добавляет архитектор. - Если не было средств на пышный инте­рьер, деньги вкладывали, к примеру, в нарядную изразцовую печь.



Говорят, что, если бы дома умели говорить, они бы рассказали немало интересного. Стены особняка Маркова, это точно, видели много интересных, необычных и даже страшных вещей. Ходят слухи, что и сейчас по ночам из подвала доносятся звуки чьих-то шагов. Может быть, это Арсений Васи­льевич Марков проверяет свои владения.



В ремонт с элементами реставрации здания университетом было вложено около 1 млн. долл. США. Были полностью заменены системы теплоснабжения, водоснабжения, а также канализация и электричество; проведены системы информационного обеспечения. В новом корпусе располагается 2 потоковые аудитории (на 50 человек каждая), полностью оборудованные для обучения при помощи компьютеров (ноутбуков), два специализированных компьютерных класса, аудитории для семинарских занятий по иностранному языку, две кафедры - международного менеджмента и прикладной информатики, а также дирекция Международного института экономики, права и менеджмента (МИЭПМ). Здесь же  размещены и преподают профессора зарубежных стран - Германии, Нидерландов.

Посты по теме:
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.1. Храм адвентистов седьмого дня http://milutkin.livejournal.com/37788.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.2. Армянская церковь http://milutkin.livejournal.com/37918.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.3. Храм христиан-баптистов http://milutkin.livejournal.com/44366.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.4. Синагога http://milutkin.livejournal.com/44786.html
Город наизнанку. Нижний Новгород.ч. 5. Церковь пятидесятников http://milutkin.livejournal.com/44966.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 6. Католический храм http://milutkin.livejournal.com/46040.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 7. Усадьба Рукавишниковых http://milutkin.livejournal.com/47279.html

история, Нижний Новгород

Previous post Next post
Up