Начало:
По городам Рязанского княжества. ч. 1. Вступление.
http://milutkin.livejournal.com/51648.htmlПо городам Рязанского княжества. ч. 2. Городец Мещёрский (Касимов)
http://milutkin.livejournal.com/51729.html Касимов - один из древнейших и красивейших городов России. Своеобразие, уникальность Касимова в том, что это город двух культур, двух религий, двух историй - русской и татарской.
За время своего существования город имел несколько названий, первое из них - Городец Мещерский, данное по наименованию мещеро-угро-финского племени, обитавшего когда-то в междуречье Оки и Волги.
Пока мы размышляли об истории Касимова, сквозь тучи стало пробиваться солнце. Жить стало веселее. Тут мы заметили, что народ нескончаемым ручейком движется в направлении Благовещенской церкви. Да и немудрено, сегодня же Великая суббота, люди идут в церковь освящать куличи и яйца!
Церковь Благовещения Божией Матери построена в 1740 году на месте деревянной, простоявшей на этом месте более 120 лет (как минимум с 1623 года). Далее несколько раз церковь расширялась, и к концу 18 века приняла современный вид. Во время СССР в церкви находился продуктовый склад, хотя сама она являлась памятником культуры союэного значения. К началу 90-х годов церковь сильно обветшала, начала разрушаться крыша, и продуктовый склад из нее переехал в более современное здание, а саму церковь в 1994 году передали в Рязанскую епархию.
Церковь стоит на склоне, поэтому фундамент со стороны алтаря немного заглублен.
Обратите внимание на икону на наружной стене одного из приделов храма. Я такое вижу впервые!
Несмотря на близость Вознесенского собора,
люди тянулись именно к Благовещенской церкви. Это наводило на мысль, что церковь особенная. Вошли в нее и мы. Там есть на что посмотреть!
Храм оказался пятипрестольным!!! Этим и объясняется обилие приделов, видимых с улицы.
В приделах трапезной части храма верующих встречают два одинаковых иконостаса, отличающихся цветами. Слева красного цвета, справа зеленого. Оба иконостаса выполнены с помощью техники гипсового литья. Царские ворота в них - резьба по дереву.
Оба иконостаса выполнены с помощью техники гипсового литья. Царские ворота в них - резьба по дереву.
Фрески на потолках не восстановлены, но даже в таком виде чувствуется прежняя роскошь храма.
Обилие икон на стенах подсказывает, что с 1994 года до недавнего времени церковь была главным храмом города.
Главный иконостас, синего цвета, гораздо богаче.
Пока мы осматривали церковь, священнослужители освящали куличи всем желающим.
После посещения Благовещенской церкви, наш путь лежал по Окскому спуску к реке.
Ока сильно разлилась, и у нас не было возможности оценить ее ширину. Непонятно где находится основное русло. Если в Нижнем Новгороде при впадении в Волгу она имеет ширину около 800 метров, то здесь, говорят, всего лишь 350.
Мы спустились на набережную и дошли до "Водяных ворот".
"Водяными воротами" в Касимове называют две ампирные, увенчанные чугунными полушарами, колонны, стоящие на Набережной у моста, при въезде с Оки.
Еще эти ворота называют "Петровская застава" в честь того, что в этом месте в мае 1695 года поднимался с Оки, с пристани в город со своей свитой царь Петр I во время своего первого Азовского похода.
В далекую старину у этих ворот сидел чиновник из городского казначейства и взимал деньги за въезд в город.
Через Касимов проходил известный Касимовский тракт.
Второй раз Петр I посетил Касимов в 1722 году во время Персидского похода. Существует предание, что, проплывая по Оке на военном судне мимо Касимова, царь и его свита отметили живописность города, особенно понравилась всем недавно построенная
Богоявленская церковь. Член царской свиты придворный шут Балакирев, услышав в разговоре, что сейчас в Касимове нет владетеля, попросил царя позволить ему называться касимовским ханом, на что царь дал свое согласие. Позже, уже во времена Екатерины I Балакирев, получив звание поручика лейб-гвардии Преображенского полка, вместе с тем получил и юридическое право касимовского владетеля; последние годы жизни Балакирев жил в Касимове, где и умер и похоронен за алтарем
Богоявленской церкви. Балакирев Иван Алексеевич (1699-1763 гг.) - придворный шут Петра Первого с нешутовской судьбой (есть замечательная пьеса Г. Горина, по которой поставлен не менее замечательный спектакль «Шут Балакирев»). Шута сильно избили батогами после того, как выяснилась его роль в любовной переписке между Екатериной (супругой Петра) и камергером Монсом. Шут был сослан, но затем прощен. Пожаловано ему было имение в Касимове (причем, бывшее ханское владение), там он и жил до своей смерти, там чудил - сохранились рассказы современников. Но где его могила - тоже неизвестно.
Источник:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31089/ И еще одно предание. Рассказывают, что подъезжая к городу и увидев белый высокий минарет мечети, царь принял мечеть за православный храм и перекрестился. Когда же ему сказали, что это не церковь, а мусульманская мечеть, Петр I в сердцах приказал судовому артиллеристу снести верхушку минарета, что артиллерист и сделал. И мечеть долгие годы стояла без «головы» и только при Екатерине II татары выхлопотали позволение достроить ее.
Вторая часть нашей прогулки проходила в южной части города. Там находится Ханская мечеть и усыпальница (текие) хана Шах-Али
Памятник средневековой архитектуры, построенный в 1556 году. Представляет собой белокаменное, двухкамерное сооружение со сводчатыми перекрытиями, арочными дверными и оконными проёмами.
О мечети я уже рассказывал в ч.2.
http://milutkin.livejournal.com/51729.html Странная жизнь шла в городе в XVII веке. На городском торгу слышалась разноязыкая речь; в уличной толпе мелькали и русские кафтаны, и татарские халаты; спозаранку одна часть горожан под колокольный благовест спешила в церковь, другая, - благоговейно вслушиваясь в голос, взывающий с минарета, шествовала в мечеть. А многие из мордвы и мещеры втайне продолжали исповедовать древние языческие культы.
Молились разным богам, но жили мирно, исподволь перенимая друг у друга кулинарные рецепты, секреты ремесленного мастерства, особенности национальных узоров, украшавших одежду, бытовые и ювелирные изделия. И сколько удивительных страниц, связанных с событиями общерусской жизни, вплеталось в многовековую историю этого затерянного в лесной глуши городка!
После революции Касимов оказался частично изолированным от окружающего мира. До конца 50-х годов ХХ века единственной транспортной артерией, связывающей город с другими населенными пунктами, была река Ока. Благодаря этому, город без особых потерь пережил тяжелые времена и сохранил свой первоначальный исторический облик.
После осмотра мусульманских достопримечательностей Касимова наш путь лежал в Рязань. До нее всего 160 километров.
http://maps.yandex.ru/-/CVVZi-5o Продолжение следует...