Сегодня я хочу рассказать о тихом уголке Нижнего - Казанской площади. Где некогда кипела бурная жизнь. К причальной стенке швартовались суда с зерном, а сотни горожан спешили на вокзал к отходу поезда. Но, все меняется в нашем мире...
Ромодановский вокзалСтаринное здание конечной станции Нижний Новгород железнодорожной линии Тимирязево - Нижний Новгород, более известный как
Ромодановский* (Казанский) вокзал, расположено на правом берегу Оки в конце улицы Черниговской** по адресу площадь Казанская, дом 1. В начале 20-го века это была оживленная улица с портом и вокзалом. Линия Тимирязево - Нижний Новгород длиной 272 версты была построена акционерным обществом Московско-Казанской железной дороги, где одной из ключевых фигур являлся русский инженер-путеец, один из основоположников российского железнодорожного транспорта Карл Федорович фон Мекк.
* Ромодановский вокзал - название вокзала произошло от названия посёлка Ромоданово.(в Мордовии), первое документальное упоминание о котором относится к 1622 г. К 1880 г. Ромоданово было крупным селом, где действовали земское училище, участковая больница и библиотека. В 1893 г. на окраине Ромоданова был проложен участок железной дороги Москва - Казань, с 1903 г. станция Ромоданово (Тимирязево, позднее Красный Узел) стала узловой и сыграла большую роль в экономическом развитии Ромоданова.
** Улица Черниговская - это нижняя набережная Оки. Oна создавалась в общей системе градостроительных преобразований Нижнего Новгорода в 1834-1839 гг. по проектам архитекторов Ефимова и Готмана. Устройство набережной совпало с сильным пожаром 1836 года, когда вся старая преимущественно деревянная застройка выгорела. После этого вдоль Оки предписывалось возводить исключительно каменные здания. Так к концу 19 века на улице Черниговской сформировался цельный архитектурно-промышленный комплекс, состоявший из доходных домов, гостиниц, корпусов крупных промышленных предприятий. В то время здесь, на набережной Оки бурлила жизнь: была одна из самых крупных стоянок городских извозчиков, у берега толкались многочисленные суда, количество которых в дни Всероссийской ярмарки увеличивалось в разы. Сейчас образ улицы Черниговской сохраняется в том виде, в каком он сложился к концу 19 века, хотя у отдельных исторических зданий внешний вид несколько искажен многочисленными переделками, пристройками к фасадам, разрушениями и утратой отдельных элементов.
Официальной датой постройки вокзала в охранных документах значится 1904 год (начало строительства 1900 г.). Классическое здание вокзала величественно выделялось среди «купеческой» архитектуры Нижнего Новгорода.В 1896 году в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка. После выставки в городе было создано отделение Технического общества, которое занялось вопросом соединения города железной дорогой. Общество разработало проект Нижний Новгород-Казань. Чтобы не возводить мост через Оку, железнодорожные пути решено было пустить по береговой террасе. Место для вокзала было выбрано на правом берегу Оки у пристани мукомольных мельниц Дегтярёвых и Башкировых.
Железная дорога, проложенная здесь вдоль Оки, медленно поднималась к станции Мыза и была исключительно живописна. Место, от которого направили эту линию, было на окраине села Ромоданово на севере современной Мордовии. Узловая станция здесь меняла название: Ромоданово, затем Тимирязево и, наконец, с 1922 года - Красный Узел. Новый городской вокзал на набережной Оки, тоже менял названия не раз: Ромодановский, в 30-х годах Арзамасский, а затем Казанский. В расписании 1913 года мы находим три поезда с Ромодановского вокзала - до Лукоянова, Тимирязева и Харькова. В 1937-м отсюда уходят дальние поезда на Харьков, Рузаевку и Арзамас, три пригородных до Кудьмы и еще один - до станции Металлист в городе Павлово.
Только в 50-х открывается самый популярный маршрут этого направления - в Казань. О путешествии с Ромодановского вокзала осенью 1902 года писал Л.Н. Андреев в очерке «Волга и Кама». Станция Нижний Новгород-Казанский располагала, кроме вокзала, двумя - локомотивным и вагонным - депо (ликвидированными в 1965 году), вела работу с грузами, перевалку на речной транспорт. В 1936-1945 годах она относилась к Казанской железной дороге, затем к Горьковской.
Ромодановский вокзал и элеватор. 1963 г.
В 1974 году в Нижнем Новгороде случилось несколько оползней, один из которых перекрыл дорогу от станции Мыза до Ромодановского вокзала. Поскольку ранее был введён Сартаковский железнодорожный мост через Оку, соединивший правобережные и левобережные железные дороги в окрестности города, Ромодановский вокзал решено было закрыть. Железнодорожное полотно на участке от станции Мыза до станции Горький-Казанский разобрали, здание постепенно начало приходить в упадок. В 1993 году здание вокзала включили в число архитектурных памятников, но и это не улучшило состояние здания.
Уже закрытому старому зданию суждено было еще раз побыть вокзалом - в киноэпопее по роману А. Толстого «Хождение по мукам» (съемки велись в середине 1970-х годов).
В 2001 г компания «НоваКард» выкупила здание, и было принято решение о его восстановлении. Авторами проекта реконструкции Ромодановского вокзала Нижнего Новгорода являются архитекторы В.В.Зубков, Л.А.Зубкова, А.К.Бубнова, С.Ю.Любимов и И.Е. Кропивянская. Изучив старые фотографии и чертежи, они воссоздали облик здания. За свою работу авторы реконструкции вокзала награждены бронзовым дипломом XIII Международного фестиваля «Зодчество 2005», прошедшего в Москве.Всего на конкурсе лучших архитектурных произведений 2003-2005 годов было представлено 276 работ.
Во время реконструкции архитектор Виктор Зубков настоял на том, чтобы все архитектурные «излишества» здания восстановить в точности. Не удалось выяснить имя архитектора, построившего вокзал, хотя были попытки обратиться в разные архивные источники. Из Российского Государственного исторического архива сообщили, что «сведений о том, кто является автором проекта Ромодановского вокзала, не обнаружено», и только в протоколе заседания Нижегородской Думы от 11 мая 1900 года указано, что «проект… представлен инженером Толмачевым».
Специально интересовавшийся историей вокзала известный нижегородский ученый доктор исторических наук Н.Ф. Филатов не смог установить по архивным материалам автора проекта, он датирует работы по его строительству 1900-1904 годами
Выяснилось, что стройкой руководил некто Воронов, этот же человек строил и железнодорожный вокзал в Арзамасе. Но имени и звания его разузнать так и не удалось. Восстанавливать здание пришлось только по старинным фотографиям известного фотографа того времени Максима Петровича Дмитриева. Купола, например, переделывали три раза, чтобы было в точности как раньше. Собрав уцелевшие рисунки и фотографии, строители постарались максимально точно восстановить его первоначальный облик.
В 2003 г. в отреставрированное здание переехала компания «НоваКард», его площадь после реконструкции составила около 4 тыс. кв. м.
Мельница Башкирова
Прямо за вокзалом - старый мукомольный завод купцов Башкировых и элеватор. До сих пор мельница Башкирова поражает свое монументальностью. Но на Казанскую площадь выходит только одно здание из красного кирпича.
Начало формирования комплекса относится к 1870-м годам. Незадолго до этого окраинные частновладельческие участки Предтеченской слободы были приобретены в собственность учредителем Товарищества Нижегородской паровой мельницы купцом 1-й гильдии Емельяном Григорьевичем Башкировым. На их месте «все прежде существовавшие дома и всякие постройки сломаны и снесены», и в 1871-1872 годах по проекту архитектора Р.Я.Килевейна выстраивается «фабричное каменное многоэтажное здание крупчатой паровой вальцовой мельницы, именуемой по месту нахождения «Слободскою». В 1885 году корпус мельницы был переоборудован, а в 1887 году выстраивается второй 5-ти этажный мельничный корпус, надстроенный в 1902 году.
К началу ХХ века мельничный комплекс, перешедший после раздела наследства Е.Г.Башкирова к одному из его сыновей - Матвею Емельяновичу Башкирову, занимал целый квартал в границах окраинных участков Предтеченской (ныне Гаршина) улицы и Благовещенской Набережной реки Оки (ныне улица Черниговская), а также Градского переулка (ныне не существует). При этом, основная часть строений концентрировалась по сторонам Предтеченской улицы, а в сторону набережной выходили корпуса лабазов. Помимо производственных помещений, в комплекс мельницы входили жилые здания, предназначавшиеся для рабочих и служащих завода.
В 1914 году происходят последние крупные преобразования, в ходе которых начинается строительство третьего мельничного корпуса, расположенного по границе Градского переулка. Кроме того, перестраиваются и расширяются хозяйственные помещения, устраивается собственный приемный покой для рабочих. Всего на территории комплекса размещалось свыше 20 построек, преимущественно каменных. Как и ранее, большая часть их располагалась по Предтеченской улице.
Наиболее крупномасштабным сооружением комплекса мельницы является здание элеватора, расположенное напротив корпуса конторы (литер А) и выходящее на улицы Предтеченскую и Черниговскую.
Основная часть сооружения вписывается в высокий параллелипипед, на улицы обращены массивные глухие цилиндрические объёмы (емкости для хранения зерна). Монументальность архитектурного облика сооружения достигается за счёт полного отсутствия горизонтальных членений и элементов декора.
Комплекс мельницы играет градоформирующую роль - участвует в формировании панорамного вида застройки улицы Черниговской - речного фасада города. Представляет собой пример архитектурно-промышленного комплекса с линейной планировочной структурой и разностильной застройкой.
Ромодановский причал
На набережной Оки сейчас в теплое время года находится Ромодановский причал.
Он является причалом местных катеров и яхт.
Метромост
Прямо над Казанской площадью нависают бетонные конструкции метромоста. Очень странное чувство испытываешь, когда над твоей головой на высоте 40 метров по мосту с шуршанием проносятся составы метро, уходя толщу Дятловых гор.
Нижегородский метромост - совмещённый
мостовой переход через
Оку в черте
Нижнего Новгорода между
Молитовским и
Канавинским мостами в створе улиц Вокзальной и Черниговской.
В верхнем ярусе моста находится автодорога с двумя полосами в обоих направлениях, в нижнем проложены пути для поездов
Нижегородского метро перегона
«Московская» -
«Горьковская».
Ввод в эксплуатацию в полном объёме осуществлён 4 ноября
2012 года, одновременно с открытием перегона
«Московская» -
«Горьковская».
От Казанской площади вверх поднимается бетонная дорога, по которой стоит проехать, чтобы поднявшись полюбоваться речными просторами Оки.
Но сильно не увлекайтесь - через несколько сотен метров подъема вверх дорога заканчивается тупиком.
Эта дорога использовалась дорожными строителями для подвозки строительных материалов при постройке правобережных подходов в метромосту.