Сегодняшний рассказ об очередном тихом уголке Нижнего, об улице Ильинской, вернее о самой нижней ее части, которая начинается от Ильинской церкви и до пересечения ее Почтовым съездом, на которым стоит домик Каширина (дом, где родился М.Горький).
Здесь Вы не найдете чистеньких, словно с выставки, зданий. Это не туристическая часть улицы, и дома здесь не реставрированные. Но именно в них сильнее всего чувствуется дух купечества, жившего здесь . Сейчас, в основном, это жилые дома.
Летом, на этой части улицы сфотографировть фасады домов невозможно - улица утопает в зелени.( Эти фото были сделаны в самые первые дни мая).
Похоже, что жители этих домов не унывают,
... одна эта табличка чего стоит!
С древнейших времён улица Ильинская была в Нижнем Новгороде главной в Започаинском районе. Если посмотреть на рельеф верхней части города и вообразить Ильинку речкой, сбегающей по склону горы, то покажется, что она «впадает» в более крупную улицу - «реку» Рождественскую. Интересно и название улицы. Известно, что раньше улицы назывались по именам церквей, которые на них стояли. Почти на середине спуска к Волге ещё в 1506 году была поставлена деревянная церковь Святого Ильи Пророка, в честь её улица была названа Ильинской. Краснофлотской она стала называться в честь военных моряков и речников, участвовавших в боях Волжской Военной флотилии .
В 1830-е годы улица была вымощена булыжником.
22 августа 1839 года случился большой пожар, продолжавшийся почти девять часов, в результате чего часть деревянной застройки Ильинской улицы выгорела. Правительство выделило погорельцам ссуду, и с весны 1840 года на улице развернулась грандиозная стройка новых каменных зданий.
В целом работы по строительству домов на месте пепелища завершились к осени 1840 года. А полностью улица была застроена к 80-м годам XIX века, превратившись в одну из самых дорогих и престижных в городе.
Вот как описывает Ильинскую улицу известный Нижегородский историк Н.И.Храмцовский:"Ильинская улица начинается от того места, от которого и Почаинская, и сперва идет на юго-запад, а потом повертывает на юг и, у так называемой Ильинской решетки, где прежде был конец города и застава, или, по тогдашнему названию, решетка, соединяется с Большой Ямской. Большая часть Ильинки идет в гору; на ней две церкви: Святого Пророка Илии (см.
http://milutkin.livejournal.com/56298.html ) и Вознесения Господня, первая невдалеке от церкви Казанской Божией Матери, на повороте улицы, с правой стороны, вторая - в середине протяжения Ильинки, влево."
Ильинская - улица, являющаяся одним из лучей радиально-кольцевой планировки города, берущая начало от Нижегородского Кремля. Возникновение улицы связано с проходившей здесь дорогой на Владимир и Москву. Её направление было сохранено по проектному плану 1770 года, разработанному А. Кваловым и впервые придавшему регулярность городской застройке . Издавна на улице селились купцы-промышленники, ремесленники и ямщики. Последние жили особыми нетяглыми слободками и вели довольно независимый от местных воевод образ жизни.
Как главная в районе Започаинья, вычерченная строго по линейке Ильинская улица фиксировалась на всех регулярных планах Нижнего Новгорода 18 - начала 20 веков . Общая тенденция развития городской застройки вела к уплотнению участков, замене деревянных домов на каменные, что проявилось и на Ильинке. Это хорошо прослеживается при сравнении планов Нижнего Новгорода разных лет.
В 1918 году практически все частные дома на Ильинке были национализированы, и в них разместились всевозможные учреждения - прежде всего организации, обслуживающие
Волжскую военную флотилию. Впоследствии улица была переименована в Краснофлотскую в честь речников, участвовавших в Гражданской войне. В 1990-е годы улице было возвращено ее историческое название - Ильинская.
На изгибе Крутого (быв. Успенского) переулка, по его старой красной линии, расположен еще один интересный дом- это дом Чернонёбова. Сейчас в нем расположен детский сад.
Границы городской усадьбы сложились в середине XIX века. Они зафиксированы на плане Нижнего Новгорода 1848 - 1853 годов. В это время здесь, на изгибе Успенского (ныне Крутого) переулка, существовал трехэтажный каменный дом, каменные хозяйственные постройки. Входивший в усадьбу сад граничил с домовладениями по улице Ильинской. В 1870-е годы усадьба принадлежала мещанину В.С. Люлину. В 1882 году она перешла к Нижегородскому епархиальному училищному ведомству, а от него в 1895 году - к купцу Якову Степановичу Чернонёбову, который начинает здесь интенсивное строительство. Уже в том же 1895 году на месте старого здания под надзором нижегородского гражданского инженера В.М. Лемке был построен ныне существующий жилой дом, а через три года (1898 год) по границе усадьбы - каменный Г-образный служебный корпус, заменивший деревянные хозяйственные постройки (в настоящее время корпус перестроен). В 1915 году усадьба и ее строения принадлежали Анне Ивановне Чернонёбовой, вероятно, жене Я.С. Чернонёбова. В 1918 году она была национализирована. В настоящее время усадьба сохранила свои исторические границы.
Фасады главного усадебного дома практически сохранили первоначальный облик, за исключением западного (дворового) фасада. Имеются незначительные утраты декора фасадов: вазоны у южного аттика, частично - решетка террасы, некоторые лепные детали, один из металлических литых столбов крыльца главного входа.
Утрачены также ворота при въезде на территорию усадьбы, примыкавшие к главному фасаду (сохранились лишь кирпичные оштукатуренные столбы). При приспособлении здания под детский сад была произведена незначительная перепланировка дома с сохранением интерьеров. Ремонтно-реставрационные работы в здании не проводились. В помещениях главного усадебного дома периодически проводится поддерживающий ремонт.
Составляя вместе с каменным служебным корпусом единый комплекс городской усадьбы XIX века, здание является интересным примером богатого купеческого особняка с пышным архитектурным декором и сохранившимися интерьерами, решенными в духе эклектики на высоком профессиональном уровне. Металлические литые детали крыльца главного входа и террасы представляют собой мастерски выполненные высокохудожественные образцы декоративного искусства.