Муром один из немногих городов, который, наряду с Новгородом и Киевом упоминается в Повести Временных Лет под 862 годом. Это один из старейших русских городов. По нему мы сегодня с вами и прогуляемся.
Название города происходит от финно-угорского племени мурома, которое впервые упоминается в Повести временных лет под 862 годом.
Муром VII-IX вв. был двойным городом: административный и ремесленный центр находился на Чаадаевском городище, а торговая крепость - на месте современного города. Стремление отделить торг от главного города мы видим у всех ранних цивилизаций.
Первое упоминание Мурома относится к 862 г. «в лето 6370 (862)... перьвии насельницы в... Муроме мурома» - так упомянул летописец о городе.
Есть основания усомниться в справедливости этой точки отсчета. С учетом изложенной версии о происхождении названия города уже не так однозначно читаются слова о том, что "перьвии насельницы… в Муроме Мурома". Сомнений в присутствии муромы на берегу Оки не возникает. Вопрос в другом: был ли Муром ко времени первого упоминания о нем городом в полном смысле этого слова, или существовала только местность с таким названием?
Вопрос не праздный, поскольку данные археологии на сегодняшний день не позволяют говорить о Муроме IX в. как о городе. В местах, указанных городским преданием и письменными источниками как места расположения города, слоев IX в. не обнаружено, как и в двух других городах, указанных в том же месте летописи - Новгороде и Белоозере.
Мурома и славяне
По местным преданиям, некогда сюда явилось племя "панфила” (этнографы признают его за племя азиатского происхождения на том основании, что их звали "киргизы” даже в 20 в.; они еще в историческое время жили в селе Панфилово). Около 479 года (если пересчитать цифры, приводимые в народных легендах на современное счисление) к ним из Азии присоединился некто Карачай, давший название деревни Карачарово. Интересно, что какое-то рациональное зерно в легенде есть, поскольку рудиментарная вражда между потомками "этносов” Панфила, Карачи и Мурома существовала до 20 в.: тут и драки "стенка на стенку”, и устойчивое именование жителей Карачарово "куркулями”. "Куркуль” - это, вообще говоря, человек, который ценит богатство превыше всего. Но то - позднее толкование, мол, жители Карачарова "слишком богатые”. На деле - слово восточного происхождения, и его первоначальный смысл можно реконструировать из древнебулгарского, может быть, как "кара-кул”, то есть "черный всадник” (кул”=”запрягать”).
Хорошее вооружение и устойчивый характер племенной организации муромы сыграли немаловажную роль в мирной адаптации славян в муромскую среду в X-XI веках: свидетельства о военных конфликтах дославянского периода в землях Поочья не известны. Причинами были близость этносов на окских территориях, плодородность земли и ее природные богатства, редкие вторжения иноземцев. Окский путь представлял собой стабильную артерию, связывавшую арабский мир через посредство Волжской Булгарии со славянскими землями и Западной Европой.
К XII веку мурома уже не упоминались в летописях, так как были ассимилированы и полностью вошли в состав Древнерусского государства, составив основу населения нижнеокских земель, имевших для Руси важнейшее стратегическое и экономическое значение.
Археологически установлено, что переселение славян на земли Нижней Оки, начавшееся в X веке, проходило в несколько этапов. Вначале новгородские словене и кривичи селились на окраинах муромских селищ, активно смешивались с автохтонами, создавая синтетическую славяно-финскую культуру, о чем свидетельствуют материалы раскопок. Причины этого были в общности жизненного уклада и способа ведения хозяйства, сходство религий и культов, юридических норм общества и военного устройства.
Появление славян на территории муромы относится к Х в. В это время в могильниках муромы появляются погребения с западной ориентировкой и набором славянских вещей. К концу XI в. процесс ассимиляции муромы славянами был в основном завершен.
Городище на Кремлевской горе (Воеводская гора, Кремль, Окский сад, Окский парк, парк им. Ленина). На Кремлевской горе были раскопаны остатки деревянных построек муромы, появившиеся здесь до переселения славян или на самом раннем его этапе.
В 20 саженях от алтаря Богородицкого собора и в 4 саженях от каменного дома духовного правления (сохранился до наших дней), на глубине 2 аршин в остатках деревянного сруба, под белым камнем, были найдены красноглиняный гончарный кувшин cо сливом и медный шаровидный кувшин с узким горлом, содержавшие 11 077 куфических серебряных дирхемов и 14 фунтов их обрезков, общим весом 2 пуда 23 фунта, отнесенными ИАК к VIII - IX вв.
Обнаруженные дирхемы датировались временем с 715 по 935 гг. (а по сведениям В.А. Калинина и П.Н. Петрова младшая монета относится к 939 г., а 91 % клада - монеты Саманидов).
Данный комплекс в целом напоминает городецкое святилище на Северном мысу городища Старая Рязань, функционировавшее с I тыс. до н.э. до последней четверти I тыс. н.э., а основные его элементы схожи с рязано-окским святилищем IV - начала VIII вв. на Шатрищенском могильнике. Расположение «тарелок» - жертвенников, их конструкция, размеры и конфигурация близки, но не идентичны городецкой аналогии.
Сейчас на Воеводской горе разбит парк.
Окский парк - один из самых древних парков России. Это место поистине имеет важное историческое значение. Немногие из современных горожан знают, что ныне излюбленное место отдыха - Окский сад, переименованный в годы советской власти в парк культуры и отдыха им. Ленина, в древности являл собой мощную крепость - Кремль. Его стены десятки, если не сотни раз, спасали от неминуемой смерти тысячи и тысячи наших пращуров. В древности муромская крепость была деревянной, и после того, как Иваном Грозным в 1552 году было завоевано Казанское ханство и граница отодвинулась от Мурома, кремль перестали ремонтировать за ненадобностью и в конце концов при Екатерине Великой вовсе разобрали. Впоследствии на Кремлевской горе разбили городской парк. В парке сейчас располагается аллея героев города Мурома и парк аттракционов и развлечений.
Здесь же в парке есть еще одно историческое место. Вот оно.
Чаадаево городище. Неподалеку от нынешнего города располагается городище Чаадаевское, куда внушительней Кремлёвского. Его-то муромские археологи и считают Муромом 862 года. Он был там, где старица Оки делает петлю. Из сельской фольклорной традиции (по Добрынкину) следовало, что городище принадлежало мордве, а из городской, - что сюда был перенесен город Муром во время эпидемии моровой язвы после битвы с булгарами в 1088 г.
В 1895 г. городище посетил А.А. Спицын, также упомянувший о легендарном нахождении здесь старого Мурома, упомянувший об остатках какой-то кирпичной постройки и подобравший на распаханной поверхности городища бронзовый прорезной наконечник ножен меча. Этот наконечник с зооморфным изображением, шведского происхождения, 2-й пол. X - XI вв
С IX в. мурома платит дань Рюрику и входит в состав его империи. Находки скандинавских древностей в муромском крае крайне выразительны, будь то фибулы, которые в подобной сохранности редко обнаруживаются даже в самой Скандинавии, или мечи, что уж вовсе фиксирует наличие среди здешних жителей носителей дружинной идеологии. Находки керамики Волжской Булгарии так многочисленны, что не оставляют сомнений в тесной связи с могучим восточным соседом. Фрагменты весов, гирек и шиферных пряслиц южного происхождения говорят о полноценном участии муромы в торговых операциях тогдашнего мира.
С 964 года летописи фиксируют ряд походов киевских князей по Оке и Волге против вятичей, которых вырвали у Хазарского каганата и подчинили себе, а потом и против Булгарии. Уже в экспедиции 964 года по Оке в сторону Волги, когда Святослав Игоревич "налезе вятичей”, ему было Мурома не миновать. Возможно, подчинение Мурома Киеву относится как раз к этому времени.
В XI веке был построен деревянный муромский кремль, и с этого момента город приобрел значение крупного центра ремесла, торговли и христианизации окских земель.
В 1054 году Муром уже подчиняется не Киеву, а Чернигову, его князю Святославу Ярославичу.
Князь Черниговский Давид Святославич. 1076 - 1093 гг.
В 1006 году Владимир Святославич заключил с волжскими булгарами договор, дав им право «торговать без опасения» в городе Муроме.
Не сдерживаемые твердою княжескою властью, муромцы принялись за разбои по pекам Оке и Волге. К началу XI в. Муром успел уже сделаться важным торговым пунктом Северо-Восточной Руси и вел торговые сношения с волжскими болгарами. Многоводная Ока давала болгарам возможность являться в Муром целым караваном судов: местный пушной товар, мед и воск обменивались в Муроме на произведения Востока - шелковые ткани, бисер, бусы и различные металлические изделия. Кроме болгар сюда наезжали торговые люди из Киева и Чернигова. Вот этих-то купцов и грабили муромцы.
В 1088 году город Муром подвергся захвату со стороны волжских булгар.
Интересные результаты дали раскопки 1980-х годов на Кремлевской горе. Обнаружены постройки и сооружения домонгольского и более поздних периодов, следы крупных пожаров, первый из которых, видимо, был связан с сожжением города в 1088 году, а второй, более поздний - с пожаром 1239 года.
В 1094 году из Курска в город пришел князь Изяслав Владимирович, и привел своего посадника Олега. "И приняли их муромцы”, говорит летопись, что нельзя рассматривать иначе, как попытку создать самостоятельное княжество. Не случаен и выбор нового князя: Курск, южный город, имел большой опыт общения со "своими погаными”, куманами, который мог пригодиться в контактах с Булгарией. Эта акция вызвала быструю реакцию черниговского князя Олега Святославича, который подошел к Мурому и схватился с Изяславом. Последний был убит, но город легко отделался, поскольку признал власть черниговского князя.
Знаменитый Илья Муромец, воспетый в 13 народных былинах, происходил из села Карачарово, которое сегодня входит в черту Мурома. Богатырь служил на заставе возле стен Киева. В конце жизни, израненный, он удалился в Печерский монастырь и, приняв иноческий сан, скончался там предположительно в 1188 г. е возрасте 50-60 лет. Уже в XIII в. его слава разошлась далеко за пределы Руси. Он упоминается в германской саге об Ортните и в норвежской Тидрек-саге. В 1643г. Илья Муромец был канонизирован православной церковью. На его мощах обнаружены раны на левой кисти и на груди. День его памяти отмечается 1 января.
На смотровой площадке в 1999 году был установлен памятник богатырю Илье Муромцу. Скульптор Вячеслав Клыков (самая известная его работа - памятник маршалу Г.К.Жукову в Москве) изобразил его в двух ипостасиях - как воина и как монаха: в поднятой руке святой держит меч, а в другой - крест.
Воинственный жест Ильи Муромца не случаен − здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель. У постамента памятника находятся фигуры сидящих грифонов. Левой лапой сказочные птицы опираются на щит. Высота памятника от постамента до меча 21 метр. Совсем еще недавно памятник встречал приезжающих в Муром по наплавному мосту с Нижегородской области.
На одном из красивейших мест Мурома расположен Спасский монастырь (первоначально «Спасский, что на бору»), основанный по преданию благоверным князем Глебом Муромским.
Эта обитель упоминается в летописи еще в 1096 г., ее считают первым оплотом христианства в мордовском языческом крае.
Главный собор монастыря - Спасо-Преображенский был выстроен вскоре после возвращения Ивана Грозного из Казанского похода 1552 г.
Простые и вместе с тем выразительные формы храма делают его одним из лучших памятников храмовой архитектуры XVI в. Здание перестраивалось в XIX в., но теперь луковичные купола вновь заменены золочеными шлемовидными, собору отчасти возвращен его первоначальный облик.
Спасо-Преображенский собор о пяти главах считается одним из древнейших сооружений в городе. В нем можно увидеть чудотворную икону Божией Матери «Скоропослушница», которую привезли в 19 веке со святой горы Афон.
Сохранились на территории обители уникальная двухэтажная церковь Покрова Пресвятой Богородицы и старинные жилые и хозяйственные постройки.
В середине XVII в. в монастыре возведена колокольня, а в 1687 г. - двухэтажные покои архимандрита - самая старая гражданская постройка Мурома.
К началу 90-х гг. относится постройка Покровской церкви с трапезной.
Живописна территория монастыря - зеленые лужайки, цветущие клумбы вокруг рукотворного пруда с лотосами,
завораживающий вид на заокские дали от надвратного храма преподобного Сергия Радонежского (2006).
После возрождения монастыря в 1996 году (был закрыт с 1918 года) его территорию пришлось перепланировать: в северо-восточную часть перенесено кладбище.
Определить места прежних захоронений было невозможно. Чтобы почтить память некогда похороненных здесь монахов и вкладчиков монастыря, в конце XX века была устроена поминальная часовня-костница,
куда перенесли все найденные на старом кладбище останки.
В советский период, по некоторым данным, здесь был устроен один из первых концлагерей, затем территорию передали воинской части, теперь обитель возвращена церкви.
Непрерывный поток паломников направляется к женскому Троицкому монастырю, в котором хранятся мощи известных святых покровителей любви и брака - Петра и Февронии. Прекрасный ансамбль монастыря, выдержанный в стиле узорочья, составляют Троицкий собор 17 века с колокольней, надвратная Казанская церковь , настоятельский корпус. Все это окружает стена с башенками.
К старейшим зданиям монастыря относятся Казанская надвратная шатровая церковь и стоящая с ней на одном фундаменте колокольня.
Следующий по старшинству храм - деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского 1715 года постройки. Этот храм не «муромского происхождения». Он был перевезен сюда в 1980-е годы из соседнего Меленковского района, когда Троицкий монастырь был уже закрыт, а его территорию планировалось использовать для создания музейной экспозиции. Но музей так и не занял эти площади, а в 1991 году возродился Троицкий монастырь, первый из женских монастырей Владимиро-Суздальской епархии. Богуслужения в храме преподобного Сергия Радонежского совершаются нечасто, так как храм холодный. Служат в нем летом и в день памяти преподобного Сергия - 8 октября (по нов. ст.).
Окружающие монастырь стены с шатровыми башенками были возведены после пожара 1805 года. К XIX столетию относится и строительство келейных корпусов вдоль стен, корпуса церковно-приходской школы.
Самая почитаемая святыня Троицкого монастыря - мощи святых благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии Муромских. В День празднования их памяти - 8 июля (по нов. ст.) отмечается государственный праздник - День семьи, любви и верности. Святые были канонизированы в 1547 году, но в Муроме их почитали задолго до церковного прославления. Предания об их удивительной жизни передавались на Муромской земле из века в век из уста в уста.
Напротив расположен внушительный мужской Благовещенский монастырь. Его пятиглавый белостенный Благовещенский собор построен в 17 веке по обету Ивана Грозного. В нем хранятся мощи канонизированных князей Михаила, Федора и Константина, которые принесли в муромские земли христианство.
В 1643 году «тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени.
Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты - шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, - и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов.
В Благовещенском соборе сохранился главный иконостас в барочном стиле 1797 года, а также старинные иконы середины XVI-XVII века: на западной стене храма - икона «Страшный Суд» и рядом с ней образы святителя Николая и святого Иоанна Воина. Эти образы были написаны в самом Муроме, в иконописных мастерских при Благовещенском монастыре. В них работал один из известных муромских изогрфов XVII - начала XVIII века, Александр Иванович Казанцев. Его иконы хранятся сейчас в собрании Муромского историко-художественного музея.
Сохранить убранство Благовещенского собора удалось благодаря тому, что в советскую эпоху храм не был закрыт, за исключением 1940-1942 годов, и являлся единственным действующим храмом Мурома. Сам же Благовещенский монастырь, как и все другие монашеские обители города, в советское время был закрыт. Это случилось в 1921 году. В его келейных корпусах располагались квартиры горожан, а в надвратном Стефаниевском храме середины XVII века находился архив.
Владимир Зворыкин - это самый известный муромлянин (после Ильи Муромца), основоположник современного телевидения. Родился в Муроме в семье купца первой гильдии Козьмы Зворыкина. Недавно здесь ему установили памятник.
Идея композиции памятника: студент петербургского «политеха» начала 20-го века Владимир Зворыкин, сидящий на скамейке возле родного дома.
Монумент установлен у стен дома выдающегося муромского изобретателя телевидения на улице Первомайская, 4 (здание муромского музея) . Именно он изобрел кинескоп.