Вместо предисловия.
"Мифологизированное сознание" - одно из любимых обвинений, которым сетевые интеллектуалы кидаются в безответный плебс. При этом определение феномена как такового из виду упускается. Обычно под этим понимается вера в нечто нелепое, а миф как таковой представляется лживой небылицой. Всё это ведёт к путанице, с которой, пожалуй, стоит разобраться.
Широко известна классическая триада "миф-религия-философия". В рамках этой триады можно предложить простой и удобный инструмент для того, чтобы быстро отличить одну форму от другой. Миф даёт нам набор поучительных примеров, при этом мифология не оперирует общими, абстрактными соображениями. Миф просто даёт нам образцы, ролевые модели, шире - аналогии. Религия, в свою очередь, содержит общие принципы и правила - заповеди. Однако, процесс формулировки этих принципов и правил остаётся за скобками, они принимаются "как есть". Наконец, в философии присутствуют как принципы, так и обоснование оных.
Мифологический метод осмысления окружающего мира не только является исторически первым, как учат нас словари и википедии. Он является одновременно наименее затратным и вполне результативным, а потому - самым популярным. В большинстве жизненных ситуаций мы действуем просто по аналогии, и добиваемся успеха постольку, поскольку ситуации достаточно просты. Изъяны мифологического сознания проявляются в сложных случаях - поскольку именно тогда аналогий мало или они отсутствуют вовсе.
Сказанное представляется очевидным. Однако, сказать и осознать это стоит постольку, поскольку мифологическое мышление является, очевидно, является ещё и естественным. И если не заставлять ум работать иначе, он будет искать аналогии (не случайно сам Альфрде Мэхэн заметил, что поиск аналогий - одно из приятнейших занятий для ума).
Что произойдёт в противном случае? Легко пояснить на актуальном примере. Совсем недавно, три месяца назад, в сети стартовала настоящая спецолимпиада по поиску исторических аналогий к известным событиям и текущей ситуации. Думаю, все видели состязания, а многие - принимали посильное участие. Но, полагаю, мало кому в голову приходило, что это и есть настоящая, словарная мифологизация истории. Целью поиска аналогий является либо попытка прогнозирования, либо попытка выработки стратегии поведения. Однако, поскольку ситуация слишком сложная для мифологического мышления, прогнозы, разумеется, оказываются пустыми, а стратегии поведения работают только потому, что "лучше план такой, чем никакого". При этом поиск конкретной аналогии приводит к тому, что выявления неких общих механизмов и закономерностей на основе анализа большого набора данных становится невозможным. Не получается не только философской истории, но даже истории религиозной.
Сказанное, разумеется, не значит, что исторические примеры искать не следует. Однако, поиск этот можно вести только в двух случаях. Во-первых, когда хочется проиллюстрировать некое общее положение. И, во-вторых, когда хочется позабавиться. Только так, и не иначе.