Транспортная система Киева поражает своим разнообразием, здесь есть метрополитен с самой глубокой станцией в мире, есть обычный и скоростной трамвай, автобус троллейбус и герой сегодняшнего поста - фуникулер. На Украине существует всего две линии фуникулера, а на территории бывшего СССР их осталось не более десятка.
В 1905 году Киев стал третьим городом Российской Империи, получившим этот экзотический вид транспорта, до него фуникулеры строили только в Нижнем Новгороде и Одессе:
Проблема строительства фуникулера появилась с развитием общественного транспорта. Киев стал первым городом Российской Империи, запустившим трамвай, при этом из-за преграды в виде Владимирской горки сообщения между Подолом и Верхним городом не было:
Андреевский спуск для трамваев был слишком узким и крутым, поэтому городские власти приняли решение организовать механический подъем прямо по склону горы:
Работы по возведению системы начались в 1903 году и завершились в 1905, их стоимость составила 230 тысяч имперских рублей, или 230 миллионов рублей ($4 млн) на сегодняшние деньги:
Оборудование фуникулера и тележки вагонов были изготовлены в Швейцарии:
Длина системы сегодня 222 метра, однако по первоначальному проекту она должна была составить 250 метров:
Планам помешала владелица одной из усадеб, расположенных на склоне Владимирской горки. За снос имения она затребовала неподъемную по тем временам сумму, в итоге проект системы укоротили почти на 70 метров:
В 1929 году, когда проблема частной собственности уже не мешала властям, фуникулер удлинили на 40 метров - до Почтовой площади, в том же году был построен павильон нижней станции, который сохранился до наших дней:
Последняя реконструкция была проведена в 1983-1984 годах, тогда же в последний раз были заменены вагоны, которые работают и сегодня:
Каждый вагон вмещает до 100 человек:
Буквы "Л" и "П" означают "левый" и "правый" относительно верхней станции:
Четкое разделение по сторонам необходимо из-за особенности конструкции киевского фуникулера. Для разъезда вагонов в середине пути используется так называемая стрелка Абта, разработанная швейцарским инженером Карлом Абтом в 1882 году:
Ее суть заключается в том, что внешние рельсы остаются сплошными, а внутренние имеют разрыв для пропуска каната. Внешнее колесо каждого вагона имеет два гребня, которые обхватывают рельс и предотвращают боковое смещение, внутренние колеса толстые и широкие, при этом гребней не имеют, чтобы свободно проходить разрывы между внутренними рельсами:
Для обеспечения прямолинейного и криволинейного движения канат уложен в систему блоков, расположенную между рельсами:
Скорость движения вагона составляет 2 метра в секунду, расстояние между станциями он проходит за 2,5 минуты:
Сверху через круглое окно за движением вагонов наблюдает оператор:
Буферы нужны для амортизации в случае столкновения:
Вход в вагон осуществляется прямо со ступенек:
Путь инвалидам или мамам с колясками сюда закрыт, единственный выход - заносить коляску на руках:
Стоимость проезда копеечная, составляет всего 3 гривны, почти в 10 раз дешевле, чем
на вильнюсском фуникулере:
Для прохода турникетов нужен вот такой жетон, никаких надписей, в отличие от жетона метро на нем нет:
Обе станции красиво оформлены, на окнах и потолках установлены витражи:
На стенах красивые светильники:
Нижняя станция выходят на Почтовую площадь, в 10 метрах от выхода находится одноименная станция метро, церковь через дорогу - восстановленный в 2004 году храм Рождества Христова:
Улица Сагайдачного - главный проспект киевского Подола, вид в сторону Контрактовой площади:
Исторические здания на пересечении улиц Сагайдачного и Боричев спуск - на углу бывший доходный дом, в котором жил писатель Александр Куприн, за ним - здание бывшей мельницы, ныне Подольское отделение Национальной парламентской библиотеки:
На сегодняшний день киевский фуникулер является одновременно и полноценным видом транспорта и популярной достопримечательностью, работая с 6 утра до 11 вечера, он ежедневно перевозит до 15 тысяч пассажиров. Годовой пассажиропоток доходит до 4 миллионов:
Разговоры о реконструкции фуникулера ведутся уже как минимум 10 лет, со времени последнего ремонта прошло уже три десятилетия, подвижной состав сильно износился, но попытки провести тендер, которые прошли в 2008 и 2011 годах не увенчались успехом. Одна из главных достопримечательностей Киева до сих пор ждет своего инвестора.
Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:
Другие пост об Украине:
01.
Декоммунизация по-украински02.
Статус русского языка на Украине03.
На каком языке говорят в Киеве?04.
Украина встает с колен05.
Почему Россия никак не догонит Запад?06.
Плохая власть07.
Слуги народа08.
Почему государство разрушает семью?09.
О пьянстве за рулем. Почему законы не действуют10.
О равноправии11.
Устройство государства. Зри в корень12.
Педоистерия и возраст согласия13.
Дискриминация мужчин.Только факты!14.
Оружие. Запрещать или разрешать? 18+ Подписаться на обновления