Когда-то давным давно, наверное уже в прошлой жизни, Кировоград был одним из главных промышленных и транспортных центров правобережной Украины. Через его вокзал проходили десятки поездов, из местного аэропорта во все уголки страны разлетались самолеты, мегазаводы снабжали сначала бывшую империю, а затем и СССР высококачественной продукцией. С тех пор многое изменилось, город утратил былую славу, но остатки роскоши неплохо сохранились.
Если посмотреть на карту страны, Кировоград окажется в самом ее центре:
Однако сегодня добраться до него даже из
Киева задача не из легких. Из столицы в областной центр ходит всего один прямой поезд в день, плюс несколько раз в неделю проходящий на
Одессу:
Местный аэропорт, пассажиропоток которого в 1980-е доходил до 300 тысяч человек в год, перестал принимать регулярные рейсы сразу после распада СССР. Так что большинство людей сегодня попадают в Кировоград по разбитым дорогам центральной Украины:
Борьба с коммунистическим наследием долго обходила город стороной, но в 2016 году Верховная Рада Украины все же решилась на его переименование, так Кировоград стал Кропивницким. За это название в свое время проголосовало всего 3% жителей города, большинство населения высказалось за возвращение исторического названия - Елисаветград. Однако в Киеве посчитали его имперским, итоги голосования проигнорировали и решение о переименовании приняли в приказном порядке. Я надеялся застать стелу на въезде в город в оригинальном виде, но не успел:
Надпись "Кировоград" уже демонтировали, историческое название "Елисаветград", которое было выложено мелкими буквами строчкой ниже, тоже убрали. От оригинальной надписи остался только год основания - 1754, новое имя напечатали на баннере и завесили им зияющую пустоту на месте декоммунизированного названия:
Въезжая в город со стороны Киева, путник всенепременно попадает в район Лелековка. Жизнь здесь почти что деревенская - это один из самых дальних районов города, до центра отсюда по прямой более 8 километров:
В плане застройки Кировоград похож на слоеный пирог - с внешней стороны его плотным кольцом окружают районы малоэтажной частной застройки - Кущевка, Новониколаевка, Балашевка, Балка:
Затем, ближе к центру, массивы советских панелек:
А в самом центре - вот такая патриархальная красота:
В отличие от распиаренных на весь СНГ Львова и Одессы, Кировоград и его достопримечательности массовому туристу практически неизвестны. Тем удивительнее находить здесь целые кварталы отлично сохранившейся исторической застройки конца XVIII - начала XX веков.
Некоторым зданиям позавидовали бы даже столичные города. В Минске, например, ничего подобного не сохранилось:
А здесь встречает настоящее буйство дореволюционных форм и стилей - вот здание Нацбанка 1898 года постройки:
Отделение Петербургского международного коммерческого банка, 1910 год:
Особняк братьев Эльворти, британских промышленников, основавших в Елисаветграде один из крупнейших в мире заводов по изготовлению сельскохозяйственного оборудования (1870-е):
Построенный в стиле эклектики дом Марущака (1880-е):
Встречаются даже здания в мавританском стиле - еврейское наследие города:
Богатый декор фасадов напоминает о том, что в далеком прошлом Кировоград не был таким изолированным заштатным городишкой, каким он является сейчас:
Город действительно имеет богатую и насыщенную историю, помнит присутствие всемирно известных исторических деятелей - Суворова, Кутузова, Потемкина. Андрей Достоевский, родной брат великого русского писателя, на протяжении 9 лет занимал в Елисаветграде должность городского архитектора. Известный революционер Лев Троцкий, родившийся в селе под Елисаветградом, так описывал в мемуарах своё первое знакомство с этим городом:
Ни одна из столиц мира - ни Париж, ни Нью-Йорк - не произвела на меня впоследствии такого впечатления, как Елизаветград, с его тротуарами, зелеными крышами, балконами, магазинами, городовыми и красными шарами ни ниточках. В течение нескольких часов я широко раскрытыми глазами глядел в лицо цивилизации.
И действительно, в конце XIX века уездный Елисаветград по темпам развития мог дать фору многим губернским городам, а в чем-то даже столице империи - например первую линию электрического трамвая здесь запустили в 1897 году,
за десять лет до ее появления в Петербурге:
Стремительное развитие и рост города были прерваны развалом СССР. Завод, основанный братьями Эльворти, который в советское время обеспечивал 50% потребностей Союза в зерновых сеялках, оказался на грани закрытия, транспортное сообщение с ближним зарубежьем и другими городами страны сошло практически на нет,
система городского общественного транспорта была на грани полного уничтожения. За 25 лет независимости Украины население Кировограда сократилось на 15% с 270 до 230 тысяч человек.
Тем не менее, в последние годы город значительно преобразился, были обновлены фасады исторических зданий, начались робкие попытки восстановления сети общественного транспорта. Но главное - город стал невероятно чистым, нигде, даже на окраинах, я не видел валяющегося под ногами мусора. На этом фото, при всей разбитости пешеходной инфраструктуры, сложно не заметить практически идеальную чистоту:
Даже на задворках промзоны все стерильно:
Кировоград оставил очень приятное впечатление, я наснимал здесь гигабайты материала:
Постараюсь сделать несколько тематических постов про историю, промышленность, декоммунизацию, архитектурные детали, общественный транспорт и роль авиации в жизни города.
А вы бывали в Кировограде? Слышали о нем раньше хоть что-нибудь кроме названия?
Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:
Посты об Украине:
01.
Киевский фуникулёр02.
Харьков - бывшая столица Украины03.
Одесса. История невероятного совпадения04.
Чернобыльский район. Зона отчуждения05.
Возвращение из зоны отчуждения. Граница06.
ФОТОФАКТ. Московский автовокзал в Киеве07.
Украинки изнывают от жары08.
Минчанки ходят по городу в нижнем белье09.
Клуб Путина на Украине. Правда или фейк?10.
Украина встает с колен 11.
На каком языке говорят белорусы?12.
Статус русского языка на Украине13.
Не раскрывай Путину свои секреты!14.
Декоммунизация по-украински15.
Минское пиво. Сварено в Украине Подписаться на обновления