Одним из самых обсуждаемых событий последнего месяца является результат опроса, проведенного в России, согласно которому уровень одобрения деятельности Сталина бьет рекорды популярности. Новость вызвала такой ажиотаж среди политически ангажированных людей, что целый фильм о репрессиях 1930-х снял Юрий Дудь. Я посмотрел этот фильм и смело могу назвать его пропагандистским, хотя пропаганда эта искренняя.
Скажу сразу, я далеко не фанат Советского Союза в целом и Сталина в частности, но неплохо помню историю того периода. Главная причина, почему я считаю фильм пропагандой - это сосредоточение исключительно на репрессиях, вырванных из основного контекста. Действия советской власти рассматриваются с сегодняшних норм морали и права, с высоты менталитета поколения миллениалов, выросшего в информационном обществе сверхпотребления.
В фильме говорится о настоящей резне в мирное время, беспочвенной шпиономании и излишней политизации общества. В реальности же в 1937-1938 годах мир находился на грани Второй мировой войны - самой массовой мясорубки всех времен и народов. Между Польшей и Третьим Рейхом был заключен пакт о ненападении, в 1938 году было подписано Мюнхенское соглашение по которому Третий Рейх, Венгрия и Польша начали делить Чехословакию.
Начиная с 1931 года Япония последовательно оккупировала территорию Китая, вырезая местное население сотнями тысяч и подбираясь к границам СССР, что в итоге вылилось во вторую советско-японскую войну на Халхин-Голе в 1939-м:
На юге в Средней Азии еще с революционных времен лютовало басмачество, на севере в Финляндии у власти был крайне антисоветски настроенный генерал Маннергейм, а во Франции главный противник Сталина Лев Троцкий готовил Четвертый интернационал.
По рассказам современников, в воздухе тех лет витало ожидание скорой войны, все понимали, что комок противоречий нарастает и решить его дипломатическим путем становится невозможно. Шпионами не виртуально, а абсолютно реально были наводнены все соперничающие государства. При этом СССР, которому в 1937 году было всего 15 лет, находился в условиях политической и экономической изоляции: к примеру США признали его только в 1933 году, Чехословакия - в 1934, а Бельгия - в 1935.
Словосочетание "враг народа" воспринимается сегодня дикостью, больной фантазией сталинских властей. Но если вспомнить о том, что коллаборационистами, перешедшими на сторону Третьего Рейха за время ВОВ стали около полутора миллионов граждан СССР, предвоенная чистка "врагов народа" становится уже не такой однозначной.
Из всего этого становится очевидно, что конец 1930-х мирным уж точно не был, а шпиономания была не игрой, а реальностью. Но самое главное, в фильме "Колыма" ни слова не сказано о том, что СССР 1930-х был полностью коллективистским государством, в то время как в современной России господствует индивидуализм - доктрина, основанная на совершенно других ценностях:
Не вводя юного зрителя, на которого и рассчитан фильм, в суть тогдашнего мироустройства, автор начинает агрессивную игру на эмоциях, концентрируясь на личных трагедиях отдельных людей. Именно на эмоции незрелой личности и рассчитан фильм "Колыма", поэтому так долго и подробно рассматривается тема жестокости допросов и случайного принципа выбора жертв. Зритель проецирует всё это на себя, у него формируется мнение о полной бессмысленности таких действий на фоне "ничем не подкрепленной" шпиономании в "мирное время".
Помимо внешнеполитической ситуации в предвоенной Европе, Дудь не раскрывает и правовую тему вопроса. В 1937 году никаких прав человека не существовало и в помине, Всемирную декларацию приняли уже после Второй мировой войны 10 декабря 1948 года, за день до этого 9 декабря была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. До этого момента даже геноцид не являлся международным преступлением, а был вариантом нормы:
В 1930-х в США индейцы и негры официально считались людьми второго сорта, в Европе действовали человеческие зоопарки, где вместо животных в клетках жили аборигены из колоний, а во Франции публично рубили головы на гильотине. Мир был другим, так же как он был другим при Петре I, который лично казнил осужденных, ввел принудительную пожизненную службу в армии и строил города силами рабского труда крепостных, при этом в российской историографии именуется Великим.
Со Сталиным примерно такая же ситуация, с точки зрения индивидуалиста, для которого высшей ценностью является личная безопасность и комфорт, он является кровавым палачом, а все достижения советской экономики меркнут перед сломанными судьбами невинно осужденных. С точки зрения коллективиста Сталин - герой, который за 30 лет из разваливающейся аграрной страны собрал индустриальную сверхдержаву с ядерным оружием, которая вышла на второе место в мире по военной мощи и производственному потенциалу. Собственно, поэтому его популярность и бьет сегодня рекорды - видя тонущее в коррупции государство, яхты и латифундии рядовых чиновников на фоне растущей нищеты простого народа, население начинает скучать по железной руке и порядку.
Репрессии действительно были, и в период большого террора под общую гребенку часто попадали невинные люди, но все это важно изучать в контексте, иначе получается однобокая пропаганда, ничем не лучше киселевщины или соловьиного помета
Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:
Еще немного о социуме:
01.
Плохая власть02.
Устройство государства. Зри в корень03.
Чем бандит отличается от политика?04.
Чем террорист отличается от оппозиционера?05.
Дискриминация мужчин. Только факты06.
Почему государство разрушает семью?07.
Планируемое устаревание или лампочка, которая светит 100 лет08.
Оружие. Запрещать или разрешать? 18+09.
Хозяин положения и жертва обстоятельств10.
Суть демократии или чем человек отличается от барашка?11.
Почему скрепы не работают или чем мы отличаемся от загнивающего Запада?12.
Величайшие мифы XXI века. Педофилия и терроризм13.
Политические убеждения14.
О пьянстве за рулем. Почему законы не действуют?15.
Почему Россия никак не догонит Запад Подписаться на обновления