У многих бывали случаи, когда всё валится из рук и идет не так как надо. Моя последняя поездка в Варшаву показала, что при определенном уровне подготовки пойти не так может абсолютно всё, даже в ситуациях, в которых совсем не ожидаешь подвоха.
Поездка в столицу соседней Польши была спонтанной. Мои друзья, которые уже засветились в этом блоге в посте про
Одессу, в этот раз собрались в американское посольство в Варшаве для получения визы. Собрались вдвоем на машине, предложили мне сесть третьим на хвост - втроем веселее, да и дешевле выходит. У меня было свободное время и открытый мультишенген, так что я согласился. Обычно все поездки, которые я организую сам, спланированы до последних мелочей и расписаны чуть ли не поминутно, поэтому накладки случаются крайне редко - чаще всего это потеря багажа на стыковочных авиарейсах, как было в
Индии и
Штатах, или забастовки, как было во
Франции и
Италии. Мои попутчики готовиться к поездкам не любят и предпочитают все пускать на самотек, поэтому у них косяки случаются чаще. Но в этот раз что-то определенно пошло не так, и самотек как бурный поток подхватил всех участников путешествия и понес своим неведомым путем.
Все начиналось вполне мирно и беззаботно. Из Минска выехали в районе 12 дня, через 2 часа в окне промелькнул знаменитый зубр, стоящий на границе Минской и Брестской областей:
Еще через 2 часа въехали в Брест:
Брест стоит прямо на границе, с погранперехода видны жилые дома. Здесь ждала первая неприятность - в очереди перед шлагбаумом больше 30 автомобилей, к тому же попали на пересменку, простояли больше двух часов, на часах уже было 19:30:
Белорусскую часть границы прошли как по маслу, очередь рассосалась, на польской стороне работало больше коридоров, по примерным оценкам ее должны были проскочить меньше, чем за час и уже к полуночи быть в Варшаве. Но тут внезапно выяснилось, что техпаспорта на машину нет. Десять минут назад был, а теперь его нет. Граница - не парковка супермаркета, просто развернуться и поехать искать документ нельзя. Пришлось проходить в общем порядке польский паспортный контроль, сообщать офицеру об утере документов на транспортное средство и без въездного штампа разворачиваться обратно в Беларусь. Пока стояли на польской стороне, позвонили на горячую линию, сообщили об инциденте. Дежурный сказал, что происшествие стандартное, документы теряют часто, чаще всего находят, пообещал сообщить всем постам о пропаже, чтобы посмотрели у себя в будках и на асфальте. Однако по возвращении на белорусский погранпереход никакого техпаспорта мы не получили - никто его не нашел. У моих друзей паника, в посольстве нужно быть в 8 утра, на часах уже почти 9 вечера, при этом стало понятно, что на машине въехать в ЕС уже не получится.
Принимаем решение ехать на вокзал и пытаться сесть на ближайший поезд. С поездами на Варшаву напряженка, вроде бы самое популярное направление в Бресте, должны каждые пару часов ходить, но нет, ближайший состав уходит в 6 утра, в Варшаву прибывает почти в 9, к тому же из доступных мест только купе за $60 с человека в одну сторону. Паника друзей усиливается, решаем ехать на автобусный вокзал, который находится всего в километре от железнодорожного. С автобусами проще, ближайший уходит в 12 ночи, в Варшаву прибывает в 6 утра - годится! Но свободных мест всего два, а нас трое. Одному придется догонять утренним рейсом. Берем два билета и едем в ближайший ночник затариться едой, чтобы за ночь не опухнуть с голоду, возвращаемся - автобус уже на месте, полупустой. Как они в кассе билеты продают непонятно, договариваемся с водителем напрямую о третьем месте и всей компанией загружаемся в салон.
Уже третий раз за этот день проезжаем белорусскую границу, на польской стороне заходит миловидная пограничница с большим планшетом - проверяет отпечатки пальцев. У всех все нормально, кроме моего друга, которому утром нужно в посольство. Устройство сканирует палец, но каждый раз выдает несовпадение с базой, один раз, второй, третий - все время отказ. Паника друга переходит в истерику, пограничница замечает это и успокаивает: "Не бойся, пан, то не есть вина пальчика!" Перезагружает программу на планшете, сканирует палец еще раз - на этот раз совпадение, добро пожаловать в ЕС!
До Варшавы доехали без приключений, американскую визу друг получил тоже без приключений. Два дня в Варшаве пролетели незаметно, за это время я съездил по делам:
Заехал в гости к другу:
Покатался на местных электричках:
Погулял по дождливой Варшаве:
Ехать обратно в Брест друзья-экстремалы решили тоже на автобусе. Ближайший на Минск, с заездом в город на Буге, по расписанию должен был уходить в 16.30 со станции Варшава Западная:
Приехали заранее, в кассе объявили, что мест нет. Ну, это мы уже проходили в Бресте, в кассе мест нет, а автобус приезжает полупустой. Ждем автобуса, чтобы договориться с водителем. Автобус приехал вовремя, но договориться не получилось, мест действительно не было:
Идем обратно в кассу узнавать когда следующий автобус на Брест, но, оказывается, на сегодня это был последний. Теперь паника у второго друга, которому кровь из носу нужно утром быть в Минске. Спрашиваем про поезд, но кассирша про поезд ничего не знает, говорит вообще нет поездов на Брест. Сознание начинает работать в турборежиме в попытке разрешить головоломку. Решаем ехать до приграничного Тересполя, от него до Бреста всего несколько километров, должны ходить электрички. Кассирша разочаровывает еще раз - поездов до Тересполя тоже нет. Это уже звучит неправдоподобно, внутренние рейсы точно должны быть, ловим Wi-Fi, начинам гуглить. Действительно до Тересполя есть поезд в 18.42, но уходит он со станции Варшава Центральная, поэтому на Варшаве Западной про него и не знают. На часах уже 18.00, ноги в руки, летим в центр:
В кассы длинная очередь, а время поджимает:
Пока друзья стоят за билетами изучаю вокзал. Был здесь уже раз 5, но всегда бегом, а тут заметил интересную деталь - все горизонтальные поверхности покрыты торчащими пластиковыми ворсинками, чтобы голуби не садились и не гадили на головы пассажирам:
Наконец из очереди выходят друзья - всё нормально, билеты взяли, поезд прибывает в Тересполь в 21.59, а в 22.52 из Тересполя в Брест идет электричка. Все по плану, только вот до отправления поезда остается 2 минуты. Хватаем багаж, несемся подземными лабиринтами к нужной платформе и видим исчезающий хвост нашего поезда - что-то опять пошло не так. Делать нечего, возвращаемся в кассу сдавать билеты:
Через 10 минут выбегает друг с горящими глазами, оказывается наш поезд уехал совсем недалеко - на станцию Варшава Восточная, на которой у него стоянка аж 40 минут, отправляется оттуда в 19.28:
Догонять ушедший поезд кассирша предложила на скоростном составе Краков-Варшава, который должен отправиться из центра в 19.05 и прибыть на Варшаву Восточную в 19.15. Ура, успеваем! Вот только на часах 19.02, до отправления краковского поезда 3 минуты - какое-то очень свежее дежавю. Опять сломя голову летим подземными лабиринтами на свою платформу, вскакиваем в отправляющийся поезд:
В вагоне пусто, почти все пассажиры вышли в центре, вместе с нами едет только один поляк, которому нужен тот же поезд на Тересполь, что и нам. Очень полезное знакомство, по прибытии на станцию он со знанием дела быстро приводит нас к нужному вагону:
Не пришлось тратить драгоценное время на поиски, спасибо тебе, добрый человек! До отправления еще 10 минут, тучи над нами сгущаются - это не к добру:
В назначенное время поезд трогается:
В купе оказывается пятеро человек, помимо нас - один поляк и девочка Даша из Бреста. Даша учится в Варшаве в университете, но сейчас у нее ангина, болеть в Польше белорусу дорого, поэтому Даша едет домой лечиться. Это хорошо, нам по пути, а Даша местная и все знает, подтверждает наличие электрички в 22.52, на которую тоже рассчитывает попасть. Вот только билет на поезд она купить не успела, пока что сидит зайцем, но тут, оказывается, можно купить билет прямо на ходу - у проводника. Когда проводник приходит проверять билеты, Даша уходит вместе с ним в конец вагона, чтобы купить свой. Возвращается и сообщает интересную новость: поезд, на котором мы сейчас едем, - это и есть та самая электричка, на которую мы все пытаемся успеть. "Электричка" оказалась составным поездом, польские вагоны отцепляют в Тересполе, а дальше на Москву идут вагоны РЖД:
На переформирование поезда уходит час, и он отправляется в 22.52 на Брест - все сходится. Расклад интересный, прямо на ходу идем в ржд-шый вагон договариваться с проводником. С уверенностью могу сказать, что это самое быстрое путешествие из Европы в Россию за всю мою жизнь. Из тихой Европы со стеклянными купе и проводниками, одетыми по форме с иголочки, за 2 минуты попадаем в среднюю полосу России: дверь в вагон открывается и вот она, родная духовность - из купе проводников валит шансон, по проходу бегает пассажирка в трениках и пытается поймать ребенка, который от нее куда-то убегает. Из двери высовывается пузатый проводник в рубашке расстегнутой до середины груди с вполне логичным вопросом: "Чо нада?". Вкратце описываем ему сложившуюся непростую ситуацию, но проводник наотрез отказывается решать вопрос по эту сторону границы, мотивируя всё тем, что на чужой территории они такими делами не занимаются, вот когда в Россию въедем - пожалуйста, а здесь только через кассу. Сколько стоит билет от Тересполя до Бреста в кассе уточнить отказался. Без билетов, зато со всей необходимой информацией возвращаемся обратно в Европу:
Предпринимать на ходу больше нечего, смирно едем навстречу судьбе. По пути прямо в купе по неосторожности роняем с багажной полки айпад, стекло вдребезги, но эмоций по этому поводу уже никто особо не проявляет: пришла беда, отворяй ворота. Предпоследняя остановка перед Тересполем - Бяла Подляска:
Здесь вышли почти все поляки, включая спутника из нашего купе:
На часах 21.30, до станции назначения остается чуть больше 20 минут. В Тересполь прибыли точно по расписанию:
Пошли в кассу узнавать, сколько стоит пересечь границу в ржд-шном купейном вагоне. Оказалось - $30 с человека. Чтобы было понятнее - от Тересполя до Бреста 5 километров по прямой. То есть в кассе предлагают билеты по 6 долларов за каждый километр пути с человека. Абсолютно неадекватный ценник, ни нас, ни студентку Дашу он не устраивает. И тут Даша, как местная и опытная барышня, вздыхает и сообщает - придется идти на подсадку. Термин нам минчанам, живущим далеко от границы, не очень понятный. Оказалось, что "подсадка" - это стандартный способ пересечения границы у местных жителей. Суть его состоит в том, чтобы остановить машину с белорусскими номерами, направляющуюся в сторону дома, и попросить водителя перевезти вас через границу на своем транспортном средстве за обговоренное вознаграждение.
Прямо на парковке у вокзала стояло сразу несколько машин с белорусскими номерами, но водителей видно не было, на улице темень, на часах - 10 вечера:
Тут к одной из машин подошел водитель, его тут же облепила толпа желающих на подсадку и не желающих платить РЖД по $6 за километр. Водитель против подсадки ничего не имел, озвучил тариф, но взять согласился только троих, нас с Дашей было уже четверо, опять что-то пошло не так. Посадили к нему больную Дашу, нашего друга, владельца машины, оставленной на стоянке возле автовокзала в Бресте, а сами решили идти до границы пешком в надежде поймать еще одну машину по пути. Тересполь город маленький, всего 5 тысяч жителей, достопримечательностей практически нет, так что фотографировал все, что попадалось на глаза. Тумба с афишами:
Костел Святой Троицы:
Памятный обелиск советским воинам:
В отопительный сезон в городе стоит смог и запах гари. Центрального отопления в Тересполе нет, местные топят углем. Шли почти полчаса, за это время не проехало ни одной машины, оно и понятно - будний день, на улице 11 вечера. Но вдруг сзади послышался шорох колес, оборачиваемся - небольшой минивэн на белорусских номерах, голосуем - останавливается:
- Вечер добрый, подбросите до Бреста?
- А что у вас случилось?
- Да вот, целый день не можем домой вернуться, автобусов нет, электричек нет, поезд неадекватных денег стоит.
- Ну, запрыгивайте, только нам нужно будет перед границей еще на стояночку на 10 минут заехать разгрузиться, подождете?
- Спрашиваете, конечно подождем!
Садимся в салон, там зрелая пара лет сорока. Привезли нас на парковку прямо перед границей, там у них в качестве мобильного склада стоит фургон, начался процесс погрузки-разгрузки. То и дело доносились фразы: "Здесь по норме не проходим", "Это выгрузи, завтра заберем", "Это положи подальше, чтобы не отсвечивало". Все жители приграничных районов живут за счет границы, люди пересекают её по два, а то и по три раза в день, как раз на таких челноков мы и попали, что оказалось очень удобно. Ребята наизусть знали все порядки на границе, помнили всех пограничников в лицо, высчитывали кто какими партиями пропускает поток машин и становились в очередь так, чтобы в эту партию попасть. В итоге всю границу прошли за полчаса, на въезде в город уже ждал наш друг на машине. Денег за подсадку с нас пара не взяла, просто поблагодарили за общение. На этом квест был закончен, до Минска доехали без происшествий, только на съезде с кольцевой нарвались на экипаж ГАИ. Офицер попался адекватный, в историю с потерянным на границе техпаспортом поверил, штрафовать за его отсутствие не стал, но порекомендовал сегодня же с утра ехать и восстанавливать документ. Так оно в итоге и получилось, но это уже совсем другая история ;)
Посты о Восточной Европе:
01.
Рождественский Вильнюс02.
Депрессивный Вильнюс03.
Повседневный Вильнюс04.
Детальный Вильнюс05.
Исторический Вильнюс06.
Виленские замки07.
Самая узкая улица Вильнюса08. Дорогами Литвы
09.
Старая Рига. Фасад и изнанка10.
Рига. Скульптуры и памятники11.
Рига. Московский форштадт12.
Осенняя Рига сверху и снизу13.
Рига вчера и сегодня14.
Рига. Архитектура и детали15.
Один день в старой Риге16.
Общественный туалет в Риге17.
Дорогами Латвии18.
Эстония. Пярну и Марьямаа19.
Новый Таллин20.
Таллин. Старый город21.
Паром Таллин-Хельсинки Подписаться на обновления