Дворец культуры в Тыргу Муреш, Румыния. Часть 1.

Jan 20, 2014 13:41


Небольшой румынский город Тыргу Муреш (130 тыс. жителей) раньше был столицей Венгерской автономной области, по сей день в нем живет много этнических венгров, венгерский язык - второй официальный (правда, больше номинально), и самая впечатляющая архитектура здесь венгерская, а именно - модерн, особенно здания Дворца администрации (Префектуры) и Дворца культуры. Сохранились ли в Префектуре интерьеры, я не знаю, доступ туда открывают для туристов всего на пару часов в день только для групп, но во Дворец культуры купить билеты просто, и зайти туда нужно непременно, потому что внутри вас ждет настоящее потрясение.

Дворец культуры был сооружен в 1911-1913 годах венгерскими архитекторами Марцеллом Комором и Дежё Якабом, учениками Эдёна Лехнера, виднейшего представителя венгерского модерна. Изначально здание планировали сделать двухэтажным, но в итоге было принято решение построить три этажа (не считая цокольного, то есть, по-нашему, этажа четыре, если не брать в расчет подвальные и мансардные помещения). Во дворце культуры в разное время располагались музыкальная академия, городской кинотеатр, театральная школа и театр, академия изящных искусств и другие культурные учреждения. Сейчас здесь находятся Государственная филармония, постоянная экспозиция Музея истории и археологии, библиотека и художественная галерея.

В общем курсе истории искусств много белых пятен, даже если изучать его углубленно. Про Восток, Латинскую Америку или Африку я вообще молчу, белых пятен полно даже в истории искусства Европы. Одних значительных художников мы вообще не знаем (о них и на английском-то материалов почти нет, не то что на русском), а место других в истории искусства определяем некорректно. Происходит это чаще всего не столько из-за невежества или лени, сколько из-за обстоятельств разного рода, например, их творчество слабо представлено или вообще не представлено в крупнейших мировых музеях, часть наследия уничтожена стихией, войной или по человеческой воле, некоторые имена еще ждут своих исследователей. История искусства - это живой организм, она нуждается в периодической ревизии и переосмыслении.

Для многих поклонников модерна имя венгерского художника Оладар Кёрёшфёй-Криш (Aladár Körösfői-Kriesch) будет приятным открытием (на русском языке в интернете здесь о нем немного). Из станковых произведений наиболее известен его диптих на тему средневековой легенды о Кларе Зах. Наиболее впечатляющие фрески находятся в Музыкальной академии Ференца Листа в Будапеште (недавно она открылась после реконструкции) и во Дворце культуры, о котором идет речь. Совместно с другими деятелями венгерского ар-нуво Кёрёшфёй в 1901 году организовал в Гёдёллё общину художников по примеру английских прерафаэлитов. Члены коммуны занимались всеми видами искусства, много внимания уделялось декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам (например, устроили ткацкую мастерскую, где изготавливали гобелены по авторским эскизам и народным орнаментам, а также изделия из кожи и вышивку), преподавали в школе ремесел, мастерили мебель и одежду, иллюстрировали книги (в том числе детские - воспитанию детей уделялось большое внимание), устраивали музыкальные вечера. Целью всей этой деятельности была выработка нового национального стиля.

В оформлении Дворца культуры в Тыргу Муреше (по-венгерски - Марошвашархее) приняли участие двое из колонии в Гёдёллё - Эде Виганд и Шандор Надь, которые совместно с художником Шандором Мухичем сделали цикл из 12 витражей. Витражи были изготовлены в мастерской известного тогда витражного и мозаичного мастера Микши Рота (о нем по-русски можно прочитать здесь). Эти витражи должны были участвовать во Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства в Сан-Франциско, но из-за Первой мировой войны за океан были отправлены только их эскизы, а сами стекла остались лежать в подвалах, для сохранности.



Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM, Canon EF 15 f/2.8 Fisheye.


Комплекс зданий на площади Победы: слева - Префектура, справа - Дворец культуры
(фото начала XX века, очевидно):


Тот же ракурс в наши дни (фото не мое):


Крыша обоих зданий покрыта разноцветной глазурованной черепицей в виде рыбьей чешуи. Кстати, у соседнего здания, построенного в том же стиле, тоже такая красивая черепица - невозможно оторваться!



Каждый уровень Дворца культуры имеет свой цвет - от землистого до желтого. Фасад украшен аллегорической мозаичной композицией, бюстами и барельефами в честь важных деятелей венгерской истории и культуры.



Тема мозаики (размер 4x12 метров) - поклонение Венгрии.
Аллегория Венгрии - фигура в короне и пурпурной мантии с мечом, восседающая на троне.


По сторонам от трона - ангелы-хранители города Тыргу Муреша и самой Венгрии. Процессию слева возглавляет Бетлен Габор, национальный герой Трансильвании, справа - его жена, Екатерина Бранденбургская. Среди вельмож можно заметить босую женщину со скрипкой в народном костюме. Принято считать, что это крестьянка, но мне кажется, она больше похожа на цыганку.Автором композиции является Оладар Кёрёшфёй-Криш (его монограмма в левом углу подножия трона), смальта из мастерской Микши Рота.



Бронзовые барельефы иллюстрируют сцены из спектаклей и опер. Темы слева направо: "Легенда о святой Елизавете" Ференца Листа, "Двое Бойаи" (о двух математиках - Яноше Бойаи и Фаркаше (Вольфганге) Бойаи), "Гёрдь Аранка" (венгерский писатель) и "Бан Банк" (опера Ференца Эркеля).



Обычно при обзоре Дворца культуры делают упор на витражи.
Но лично меня цокольный этаж впечатлил больше.
Мраморные полы, пилястры из черного шведского гранита, фрески, бронзовые барельефы и
просто умопомрачительные позолоченные своды, украшенные растительным орнаментом!


Ассоциация у меня... с тарелками. Я бы очень хотела иметь дома такой сервиз!






Зеркала по обоим концам коридора (длиной 45 метров) визуально увеличивают пространство. Лестницы слева и справа, в центре - вход в Большой концертный зал. Во время моего посещения в зале была репетиция, и он был закрыт для туристов (как он выглядит, можно посмотреть, например, в видео на официальном сайте). Здесь и большой орган (один из самых больших на то время, 4463 трубы, 63 регистра), и витражи, и огромная люстра. Увы, на осмотр здания у меня был всего час, и многое я заснять не успела. Как выглядит цокольный этаж целиком, можно посмотреть на этом сайте.
Обратите внимание на бронзовый барельеф над центральной дверью. На нем запечатлена коронация императора Франца-Иосифа. В честь 40-летия его коронации был выпущен указ о строительстве различных зданий административного, лечебного и культурно-просветительского назначения по всей Австро-Венгрии. Благодаря долгому царствованию данный указ реализовывался на протяжении десятилетий, и учреждение Дворца культуры в Тыргу Муреше было связано именно с ним (тогда это здание называли Домом Культуры Ференца-Йожефа - так звучит имя императора по-венгерски). Этот барельеф, как я поняла, раньше был еще величественнее - был украшен полудрагоценными камнями. Но они были утрачены, а сам барельеф был заложен в коммунистический период румынской истории, замазан штукатуркой, и восстановлен в почти прежнем виде уже в наше время.

В нишах установлены бюсты выдающихся композиторов.
Особенно почитаем Бетховен (еще один его бюст есть на верхнем этаже).


Фишайный кадр:


Люстры из кованого железа, вероятно, подлинные.


В этом коридоре и находятся фрески кисти Оладара Кёрёшфёй-Криша со сценами из народных сказок и баллад. Выполнены они в итальянской технике "fresco bueno", то есть быстрой, по мокрой штукатурке. Эта техника сложная, так как требует высокого мастерства и не прощает ошибок, но ее преимуществом является долговечность. Художник сначала процарапал контуры, затем наложил краски (причем при реставрации 2012 года выяснилось, что изначальные контуры не везде совпадают с конечным изображением, что говорит о немалой творческой фантазии). Всего фресок десять, покажу две наиболее известные и еще одну.

На первой фреске можно видеть шаманские танцы секеев. В венгерской мифологии шаманы называются талтошами, они могут быть как мужчинами, так и женщинами, их способности врожденные. Здесь с уверенностью можно идентифицировать трех талтошей - двух мужчин и одну женщину. Один талтош сидя рисует магические знаки в круге, образованном птицами-куклами. Дети-помощники держат в руках шаманские бубны из шкуры животного (возможно, козла - судя по рогам на костюме мальчика слева). Белого коня, видимо, собираются принести в жертву. По другой версии, это конь шамана (согласно некоторым верованиям, талтоши могли понимать лошадей и даже превращаться в них). Шаманское дерево (символ Мирового древа) увешано лошадиными черепами.



На второй фреске вроде как казнь какого-то монаха.
К сожалению, в интернете никакой информации об этой фреске мне найти не удалось.


На третьей фреске художник увековечил своих друзей и знакомых, художников, общественных и политических деятелей, в том числе семью тогдашнего мэра Тыргу Муреша Гёрдя Бернади, по инициативе которого и был построен Дворец культуры. Женщина в голубом платье, сидящая в центре, - вторая жена мэра, бывшая актриса. Старик играет на старинном щипковом инструменте - кантеле, имеющем финское происхождение. Как звучит кантеле, можно послушать, например, на этом сайте.



Поднимемся по лестнице. В окнах - витражные портреты композиторов.




На первом (втором, по-нашему) этаже расположен знаменитый Зеркальный зал (раньше здесь был ресторан). Он 37, 5 метров в длину и 7,5 метров в ширину, украшен колоннами из каррарского мрамора, позолотой, в обоих концах зала - венецианские зеркала, как и на нижнем этаже, но его правильнее было бы назвать Витражным, ведь в нем сосредоточено наибольшее количество витражей. Как выглядит зал, можно посмотреть на 360°-ой панораме.
Всего витражных композиций 10, каждая из них разделена на три части дубовыми панелями. Темы витражей - народные баллады Трансильвании.







Мебель для зала была разработана художниками Элеком Фалушем и Петером Шандором
по эскизам Эде Виганда.
Тюльпан - символ венгерского народного искусства.




Столики зеркальные, в них отражаются витражи.




Как здорово в рельеф колонн вписаны светильники!


И в потолок тоже.
Кстати, на передовые технологии (электрическое освещение и систему отопления)
была потрачена при строительстве уйма денег.


Продолжение следует!

photo, excursion, targu mures, fresco, art, romania, vetrata, architecture

Previous post Next post
Up