Небольшой румынский город Тыргу Муреш (130 тыс. жителей) раньше был столицей
Венгерской автономной области, по сей день в нем живет много этнических венгров, венгерский язык - второй официальный (правда,
больше номинально), и самая впечатляющая архитектура здесь венгерская, а именно - модерн, особенно здания Дворца администрации (Префектуры) и Дворца культуры. Сохранились ли в Префектуре интерьеры, я не знаю, доступ туда открывают для туристов всего на пару часов в день только для групп, но во Дворец культуры купить билеты просто, и зайти туда нужно непременно, потому что внутри вас ждет настоящее потрясение.
Дворец культуры был сооружен в 1911-1913 годах венгерскими архитекторами
Марцеллом Комором и
Дежё Якабом, учениками
Эдёна Лехнера, виднейшего представителя венгерского модерна. Изначально здание планировали сделать двухэтажным, но в итоге было принято решение построить три этажа (не считая цокольного, то есть, по-нашему, этажа четыре, если не брать в расчет подвальные и мансардные помещения). Во дворце культуры в разное время располагались музыкальная академия, городской кинотеатр, театральная школа и театр, академия изящных искусств и другие культурные учреждения. Сейчас здесь находятся Государственная филармония, постоянная экспозиция Музея истории и археологии, библиотека и художественная галерея.
В общем курсе истории искусств много белых пятен, даже если изучать его углубленно. Про Восток, Латинскую Америку или Африку я вообще молчу, белых пятен полно даже в истории искусства Европы. Одних значительных художников мы вообще не знаем (о них и на английском-то материалов почти нет, не то что на русском), а место других в истории искусства определяем некорректно. Происходит это чаще всего не столько из-за невежества или лени, сколько из-за обстоятельств разного рода, например, их творчество слабо представлено или вообще не представлено в крупнейших мировых музеях, часть наследия уничтожена стихией, войной или по человеческой воле, некоторые имена еще ждут своих исследователей. История искусства - это живой организм, она нуждается в периодической ревизии и переосмыслении.
Для многих поклонников модерна имя венгерского художника Оладар Кёрёшфёй-Криш (
Aladár Körösfői-Kriesch) будет приятным открытием (на русском языке в интернете
здесь о нем немного). Из станковых произведений наиболее известен его диптих на тему средневековой легенды о
Кларе Зах. Наиболее впечатляющие фрески находятся в
Музыкальной академии Ференца Листа в Будапеште (недавно она открылась после реконструкции) и во Дворце культуры, о котором идет речь. Совместно с другими деятелями венгерского ар-нуво Кёрёшфёй в 1901 году организовал в
Гёдёллё общину художников по примеру английских прерафаэлитов. Члены коммуны занимались всеми видами искусства, много внимания уделялось декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам (например, устроили ткацкую мастерскую, где изготавливали гобелены по авторским эскизам и народным орнаментам, а также изделия из кожи и вышивку), преподавали в школе ремесел, мастерили мебель и одежду, иллюстрировали книги (в том числе детские - воспитанию детей уделялось большое внимание), устраивали музыкальные вечера. Целью всей этой деятельности была выработка нового национального стиля.
В оформлении Дворца культуры в Тыргу Муреше (по-венгерски - Марошвашархее) приняли участие двое из колонии в Гёдёллё -
Эде Виганд и
Шандор Надь, которые совместно с художником
Шандором Мухичем сделали цикл из 12 витражей. Витражи были изготовлены в мастерской известного тогда витражного и мозаичного мастера
Микши Рота (о нем по-русски можно прочитать
здесь). Эти витражи должны были участвовать во Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства в Сан-Франциско, но из-за Первой мировой войны за океан были отправлены только их эскизы, а сами стекла остались лежать в подвалах, для сохранности.
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM, Canon EF 15 f/2.8 Fisheye.
Комплекс зданий на площади Победы: слева - Префектура, справа - Дворец культуры
(фото начала XX века, очевидно):
Тот же ракурс в наши дни (фото не мое):
Крыша обоих зданий покрыта разноцветной глазурованной черепицей в виде рыбьей чешуи. Кстати, у соседнего здания, построенного в том же стиле, тоже такая красивая черепица - невозможно оторваться!
Каждый уровень Дворца культуры имеет свой цвет - от землистого до желтого. Фасад украшен аллегорической мозаичной композицией, бюстами и барельефами в честь важных деятелей венгерской истории и культуры.
Тема мозаики (размер 4x12 метров) - поклонение Венгрии.
Аллегория Венгрии - фигура в короне и пурпурной мантии с мечом, восседающая на троне.
По сторонам от трона - ангелы-хранители города Тыргу Муреша и самой Венгрии. Процессию слева возглавляет
Бетлен Габор, национальный герой Трансильвании, справа - его жена,
Екатерина Бранденбургская. Среди вельмож можно заметить босую женщину со скрипкой в народном костюме. Принято считать, что это крестьянка, но мне кажется, она больше похожа на цыганку.Автором композиции является Оладар Кёрёшфёй-Криш (его монограмма в левом углу подножия трона), смальта из мастерской Микши Рота.
Бронзовые барельефы иллюстрируют сцены из спектаклей и опер. Темы слева направо: "Легенда о
святой Елизавете" Ференца Листа, "Двое Бойаи" (о двух математиках -
Яноше Бойаи и
Фаркаше (Вольфганге) Бойаи), "Гёрдь Аранка" (
венгерский писатель) и "Бан Банк" (
опера Ференца Эркеля).
Обычно при обзоре Дворца культуры делают упор на витражи.
Но лично меня цокольный этаж впечатлил больше.
Мраморные полы, пилястры из черного шведского гранита, фрески, бронзовые барельефы и
просто умопомрачительные позолоченные своды, украшенные растительным орнаментом!
Ассоциация у меня... с тарелками. Я бы очень хотела иметь дома такой сервиз!
Зеркала по обоим концам коридора (длиной 45 метров) визуально увеличивают пространство. Лестницы слева и справа, в центре - вход в Большой концертный зал. Во время моего посещения в зале была репетиция, и он был закрыт для туристов (как он выглядит, можно посмотреть, например, в
видео на официальном сайте). Здесь и большой орган (один из самых больших на то время, 4463 трубы, 63 регистра), и
витражи, и
огромная люстра. Увы, на осмотр здания у меня был всего час, и многое я заснять не успела. Как выглядит цокольный этаж целиком, можно посмотреть
на этом сайте.
Обратите внимание на бронзовый барельеф над центральной дверью. На нем запечатлена коронация императора
Франца-Иосифа. В честь 40-летия его коронации был выпущен указ о строительстве различных зданий административного, лечебного и культурно-просветительского назначения по всей Австро-Венгрии. Благодаря долгому царствованию данный указ реализовывался на протяжении десятилетий, и учреждение Дворца культуры в Тыргу Муреше было связано именно с ним (тогда это здание называли Домом Культуры Ференца-Йожефа - так звучит имя императора по-венгерски). Этот барельеф, как я поняла, раньше был еще величественнее -
был украшен полудрагоценными камнями. Но они
были утрачены, а сам барельеф был заложен в коммунистический период румынской истории, замазан штукатуркой, и восстановлен в почти прежнем виде уже в наше время.
В нишах установлены бюсты выдающихся композиторов.
Особенно почитаем Бетховен (еще один его бюст есть на верхнем этаже).
Фишайный кадр:
Люстры из кованого железа, вероятно, подлинные.
В этом коридоре и находятся фрески кисти Оладара Кёрёшфёй-Криша со сценами из народных сказок и баллад. Выполнены они в итальянской технике "fresco bueno", то есть быстрой, по мокрой штукатурке. Эта техника сложная, так как требует высокого мастерства и не прощает ошибок, но ее преимуществом является долговечность. Художник сначала процарапал контуры, затем наложил краски (причем при реставрации 2012 года выяснилось, что
изначальные контуры не везде совпадают с конечным изображением, что говорит о немалой творческой фантазии). Всего фресок десять, покажу две наиболее известные и еще одну.
На первой фреске можно видеть шаманские танцы
секеев. В венгерской мифологии шаманы называются
талтошами, они могут быть как мужчинами, так и женщинами, их способности врожденные. Здесь с уверенностью можно идентифицировать трех талтошей - двух мужчин и одну женщину. Один талтош сидя рисует магические знаки в круге, образованном птицами-куклами. Дети-помощники держат в руках шаманские бубны из шкуры животного (возможно, козла - судя по рогам на костюме мальчика слева). Белого коня, видимо, собираются принести в жертву. По другой версии, это конь шамана (согласно некоторым верованиям, талтоши могли понимать лошадей и даже превращаться в них). Шаманское дерево (символ
Мирового древа) увешано лошадиными черепами.
На второй фреске вроде как казнь какого-то монаха.
К сожалению, в интернете никакой информации об этой фреске мне найти не удалось.
На третьей фреске художник увековечил своих друзей и знакомых, художников, общественных и политических деятелей, в том числе семью тогдашнего мэра Тыргу Муреша
Гёрдя Бернади, по инициативе которого и был построен Дворец культуры. Женщина в голубом платье, сидящая в центре, - вторая жена мэра, бывшая актриса. Старик играет на старинном щипковом инструменте -
кантеле, имеющем финское происхождение. Как звучит кантеле, можно послушать, например,
на этом сайте.
Поднимемся по лестнице. В окнах - витражные портреты композиторов.
На первом (втором, по-нашему) этаже расположен знаменитый Зеркальный зал (раньше здесь был ресторан). Он 37, 5 метров в длину и 7,5 метров в ширину, украшен колоннами из каррарского мрамора, позолотой, в обоих концах зала - венецианские зеркала, как и на нижнем этаже, но его правильнее было бы назвать Витражным, ведь в нем сосредоточено наибольшее количество витражей. Как выглядит зал,
можно посмотреть на 360°-ой панораме.
Всего витражных композиций 10, каждая из них разделена на три части дубовыми панелями. Темы витражей - народные баллады Трансильвании.
Мебель для зала была разработана художниками
Элеком Фалушем и Петером Шандором
по эскизам
Эде Виганда.
Тюльпан - символ венгерского народного искусства.
Столики зеркальные, в них отражаются витражи.
Как здорово в рельеф колонн вписаны светильники!
И в потолок тоже.
Кстати, на передовые технологии (электрическое освещение и систему отопления)
была потрачена при строительстве уйма денег.
Продолжение следует!