или:
"Над адом дерзкие готовы посмеятся,
покуда в горький плач смешки не обратятся!"
или:
шекспировские шутки и андерсеновская грусть в иллирийских интригах
или:
как здорово мы оторвались в последние 20 минут игры!
Анекдот с игры:
Я (из кустов): -- Эй, прохожий, нам отсюда не видно, что там делает Дон Кихот?
Прохожий: -- Дон Кихот молитвой и копьем отгоняет Сатану.
Я: -- А Дон Гуан?
Прохожий (без задней мысли): -- А гуано там лежит...
Игра "Сказки лицедеев" использовала сюжеты Шекспира, Андерсена и др. европейские литературные мотивы. У меня все прошло вполне по-шекспировски. Мы затеяли интригу и она превзошла все наши ожидания.
Я играла Оливию из "12й ночи". Сердце у меня было ледяное по милости Снежной королевы. Я должна была зло издеваться над кавалерами и готовила им каверзы в духе Шекспира. Если помните, месяц назад я спрашивала френдов, как лучше поиздеваться над воздыхателем. Так вот, уже в электричке в беседе с Йовин у меня родилась еще одна идея: напугать кавалера нечистой силой; пусть покажет свою храбрость, когда перед ним явится некто в черном с горящими глазами!
Но кавалеров было до обидного мало. Советник Снежной Королевы собрался выдать меня за скандского принца, чтобы захватить скандский трон, но пока я дошла до Скандии, принц успел жениться. Ну ее, эту политику. Зато в Иллирии было 3 дона: Дон Кихот, Дон Педро и Дон Гуан, с которыми я и совершала манипуляции.
Дон Гуан, человек с мятущимся сердцем, от которого исходило ощущение тревоги и неуспокоенности, усиленно обхаживал каждую юбку, не миновал он и Оливию. Я помариновала его, сколько надо, и назначила свидание на кладбище, как стемнеет. Сначала я просто хотела попугать его, и наняла актеров,которые готовы были изображать хоть самого дьявола за деньги. Они собрались надеть черные костюмы и рога, устроить вокруг д. Гуана свистопляску, просить научить их куртуазии и вообще немного погонять по кладбищу. Во избежание травм я кокетливо попросила д. Гуана не брать с собой оружие, если он, конечно, храбрый кавалер. Д. Гуан обещал быть.
Тем временем Дон Педро вызвался меня проводить, но когда ему было отказано в этой чести, сказал в мой адрес что-то едкое (о чем мне донесла моя камеристка Марта). Мы тут же кинулись к Дон Кихоту и стали стенать, что прекрасной даме (мне) нанесено оскорбление. Дон Кихот тут же вызвал Дона Педро на поединок; поскольку оскорбление было нанесено устно, поединок был куртуазный -- на комплиментах. Судили прекрасные дамы из Белого города. Присудили обоим искать моего прощения: д. Педро за нанесенное оскорбление (о котором он в упор, надо сказать, не помнил), а д. Кихоту, видимо, за компанию. Д. Педро я во искупление его грехов послала на каторжные работы вместо себя (за неуплату налогов герцогу), а д. Кихоту велела ждать ночи, когда я укажу ему некое дьявольское отродье, с которым надо будет сразиться. У меня еще не было четкого плана, но мне захотелось провести одновременно обоих донов. Д. Кихот стал честно ждать (что замечательно, потому что на игре, как правило, трудно свести все нужные лица в одно время вместе!).
Кладбище срочно вырыли. Стемнело. Надо сказать, что игра уже близилась к завершающему этапу -- карнавалу (а я сруливала с игры, вещи были собраны, и нас с Полли (камеристка Марта) ждал Пашка в машине). Актеры внезапно заартачились: конечно, госпожа Оливия дала им деньги, но д. Гуан щедро заплатил им за спектакль, и им совестно с ним так поступать... если, конечно, донна Оливия не переплатит вдвое больше!.. Донна Оливия обещала. Тогда актеры предложили более мягкий вариант: они всего лишь пуганут д. Гуана с кладбища (выйдет некто в капюшоне с горящими глазами и хрипло сообщит дону, чтобы он убирался с его земли), а главную шутку отчебучат на карнавале, подсунув д. Гуану вместо женщины мужчину. Ладно.
Уже совсем темно, и раздается голос д. Гуана:
-- Кто укажет Дону Гуану, где здесь кладбище?
Пришел. Его провожают на кладбище. Мы с Мартой крадемся за ним, благо темнота нас совершенно скрывает, в пяти шагах виден только силуэт. Все очень готично.
Я зову д. Кихота. Видите, говорю, этот негодяй пошел на кладбище; как вы думаете, зачем? Д. Кихот пылко заверил меня, что и ему это показалось подозрительным. И устремился выяснять отношения с д. Гуаном. Тот уселся среди могильных крестов и заявил, что ждет приекрасную даму и будет верно ждать, сколько потребуется, а имени ее назвать не может (чем вызвал еще большие подозрения рыцаря-параноика). Д. Кихот готов сдаться, но я шиплю ему из кустов, чтобы он не верил этому служителю Сатаны и дождался, когда он сорвет себя личину дамского угодника. Тут наконец появился призрак в черном, который воззвал к д. Гуану (что он взывал, я не расслышала), и д. Кихот прогнал его молитвой и копьем. Д. Кихот требует от д. Гуана объяснений этому инциденту, но тот твердит, что ждет прекрасную даму. Д. Кихот предлагает д. Гуану войти в церковь, чтобы доказать свою невиновность, но д. Гуан обещает сделать это, лишь когда дождется своей дамы (которая сидит в кустах и кусает кулаки от нетерпения!).
На замогильные вопли и молитвы, доносщиеся с кладбища, начинает реагировать общественность. Ей тоже ничего не видать, но она в волнении. Один простолюдин сетует, что селился рядом с д. Кихотом, полагая, что с ним безопаснее, а оказывается, д. Кихот селится там, где опаснее всего! "Аффтар жжот"-- слышим мы коммент к ситуации. Кто-то уже участвует в нашей шутке. Я подогреваю страсти среди публики и подгоняю актеров, чтобы они устроили хоровод округ д. Гуана (черт с ним, с карнавалом, ясно же, что он не уйдет отсюда).
Но актеры что-то медлят, и два дона продолжают беседовать на кладбище (нам с Мартой прохожие доносят, о чем они говорят). Д. Гуан романтично сидит на земле и, кажется, поет дифирамбы даме сердца (из моих кустов не слышно), д. Кихот мрачно стоит у него над душой. Оба твердят, что с места не сойдут.
Наконец мы с Мартой сочли, что свидание уже достаточно испорчено, и собрались уходить, чтобы оставить донов куковать на могильных плитах. И тут со стороны кладбища раздались потусторонние вопли: это актеры высыпали наконец гурьбой плясать вокруг д. Гуана. Пользуясь темнотой, я подхватила их инфернальные вопли (ах, эта темнота, друг вякой интриги!). Мы услышали громкие молитвы, произносимые д. Кихотом. Вспыхнул свет.
Подбегаем... "Бесы" сгинули, и в свете факелов я вижу сгрудившихся людей, они на что-то смотрят... Дон Кихот торжественно рассказывает, что видел, как адские отродья окружили этого негодяя, чтобы вместе поклоняться Сатане. "Да, донна, выбили правы, он прислуживал Сатане, я видел это своими глазами!" У меня засосало под ложечкой. Подошла ближе: Дон Гуан лежит бездыханный. Дон Кихот снес ему голову.
Оказывается, Оливия совершенно не думала о последствиях своей злой шутки! У нее защипало в глазах, и ледяное сердце стало таять от слез. Тогда она подошла к холодеющему телу великого любовника (а Дон Кихот тем временем благодарил Господа за дарованный ему подвиг) и со словами раскаяния отдала ему свое тающее сердце (приколола соответсвующую белую булавку к коте). И ушла, неутешная.
Тело Дона Гуана несли в плаще, а у кофейни дамы плакали: "Кого мы потеряли!"
Шутка в духе комедий Шекспира обернулась трагедией. Впервые не Дон Гуан погубил женщину, а наоборот. Великий любовник пал жертвой любви и в каком-то смысле верности. На кладбище, среди хладных могил... А вдалеке шумел карнавал...
Уже в машине установилась связь с потусторонним миром: Дон Гуан позвонил и сообщил, что если бы я осталась еще на полчаса, то он пришел бы к Оливии Каменным гостем. И утащил бы в настоящую преисподнюю. АААА!!! Будем считать, что так и произошло.
Второй раз все самое интересное случается в последний момент игры, и даже за ее пределами.
Такая красивая концовка нечасто случается. Я очень благодарна всем, кто в ней прямо или косвенно участвовал.