1) Фильм и книга
«Первая кровь» - дебютный роман писателя Дэвида Моррелла, который быстро стал бестселлером и через 10 лет был экранизирован. А после выхода сиквелов имя главного героя Рэмбо стало нарицательным для описания человека, в одиночку воюющего с целой армией.
До того как главную роль получил Сильвестр Сталлоне, от неё отказались Клинт Иствуд, Стив Маккуин, Аль Пачино, Джон Траволта, Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро, Ник Нолт и Майкл Дуглас. Некоторые из них посчитали, что фильм будет слишком жестоким, а Рэмбо просто психопат. Сталлоне предложил сделать главного героя более симпатичным и менее жестоким, переписать сценарий так что бы никто из полицейских и солдат не был бы убит Рэмбо. Однако, ему так не понравилось каким вышел фильм, что даже хотел выкупить его и уничтожить. Когда же это не удалось, Сталлоне договорился с продюсерами, что бы его персонаж появлялся в кадре как можно реже. Это существенно сократило продолжительность фильма.
2) Джон Рэмбо
В фильме он выглядит так:
В книги же описание иное:
Машина остановилась рядом с Рэмбо, покачивая радиоантенной, и полицейский, перегнувшись через переднее сиденье, открыл дверцу для пассажира. Он смотрел на залепленные грязью сапоги, мятые джинсы с заплатой на одной штанине, голубой свитер с пятнами чего-то, похожего на засохшую кровь, и куртку из оленьей шкуры. Его взгляд задержался на бороде и длинных волосах.
- Пойми наконец, - я не хочу видеть в своем городе парней, которые выглядят как ты и у которых нет работы, - сказал он. - А то не успеешь оглянуться, тут появится целая куча твоих друзей - будут попрошайничать, может даже воровать или продавать наркотики. Я и так уж подумываю, не посадить ли тебя за решетку за то неудобство, которое ты мне причинил. Но я так понимаю: парень вроде тебя, имеет право на ошибку. У тебя ум еще не такой развитой, как у людей постарше, на что я и делаю скидку. Но если ты вернешься снова, я оторву тебе задницу. Я выражаюсь ясно? Ты меня понял?
Этот полицейский оказался дружелюбней большинства из них. Разумнее. Может, не стоит задирать его? Сделать как он говорит и…
Нет, если кто-то улыбается, давая тебе мешок дерьма, это еще не значит, что ты должен этот мешок принять. Плевал я на его дружелюбность. Главное - это поступки.
Но ты выглядишь не очень-то мило, и от тебя можно ждать неприятностей. Он в чем-то прав.
И я тоже в чем-то прав. Со мной произошло одно и то же в пятнадцати городах. Этот последний. Больше не позволю себя толкать.
3) Арест и побег
В фильме с Рэмбо обращаются совсем не мягко
Видео В книге же всё иначе. Никто его не бьёт, не поливают из шланга водой, а дают кусок мыла и велят мыться под душем. Затем хотят постричь и побрить:
Это обязательная процедура. Через нее проходят все от автомобильных воров до пьяных, их обыскивают, как тебя, ставят под душ и обрезают волосы, если они у них длинные. Мы даем тебе чистый матрас, и хотим получить его обратно тоже чистым, а не полным клещей и блох - ведь ты спал где попало, в лесу, в сараях и еще черт знает где.
Когда же Рэмбо увидел бритву, то психанул:
- Брить я не дамся. С бритвой не подпущу никого.
Голт уже протягивал Тислу бритву. Рэмбо видел, как блестит длинное острое лезвие, - так блестит оружие, и это был конец. Он потерял контроль, схватил бритву и встал, оттолкнув их. Он не хотел на них нападать. Только не в полицейском участке, черт возьми. Он хотел всего лишь отнять у них бритву. Побелевший от страха Голт, смотрел на бритву и уже схватился за кобуру, пытаясь достать револьвер.
- Нет, Голт! - крикнул Тисл. - Не стрелять!
Но Голт уже вытащил револьвер. Похоже, он совсем недавно на этой работе, сам не верит в то, что в его дрожащей руке револьвер, на спусковой крючок которого он вот-вот нажмет. Увидев это, Рэмбо полоснул Голта по животу бритвой. Голт непонимающе уставился на глубокий разрез, кровь быстро пропитала рубашку и уже стекала по брюкам, внутренности выпирали, словно автомобильная камера в разрез покрышки. Он попытался запихнуть внутренности обратно, но они не поддавались. Голт с легким стоном завалился на стул, свалив его своей тяжестью.
Затем Рэмбо сбегает, отняв у какого-то зеваки мотоцикл, и скрывается в лесу. Он совершенно голый, зато с бритвой и разряженным револьвером. В лесу он натыкается на самогонщиков и урожая тем, что может привести к их самогонному аппарату полицейских, вымогает одежду и ружьё.
Теперь уже почти двенадцать часов Рэмбо носил одежду, но после подъема в холмы голышом холодной ночью он с особенным чувством воспринимал сберегаемую одеждой теплоту. На нем были тяжелые старые башмаки, которые мальчишка принес где-то около полуночи в ложбину у ручья. Башмаки оказались чересчур большими, тогда он напихал в них листьев. Но все равно жесткая кожа натирала ему ноги, и он пожалел, что мальчишка не принес носки. А может быть, он их нарочно не захватил. Брюки же, наоборот, оказались слишком узкими - поняв, что это было сделано специально, он рассмеялся. Ботинки велики, брюки малы - над ним хорошо подшутили.
Рубашка оказалась белая, хлопчатобумажная, потрепанная на обшлагах и воротнике; старик отдал ему свою толстую шерстяную рубашку в красную клетку, которую можно было натянуть поверх белой. Он удивился, что старик вдруг ста, таким дружелюбным. Наверно, здесь сыграло роль виски. Когда они съели холодную жареную курицу, которую принес сын, старик открыл кувшинчик самодельного виски. Все трое выпили, и старик в конце концов отдал свою винтовку и завязанные в платок патроны.
- Когда выпутаешься из этого дела, пришли мне деньги за винтовку, - сказал он. - Я хочу, чтобы ты дал мне слово. Не то чтобы меня волновали деньги. Благодаря виски я зарабатываю столько, что могу позволить купить себе другую. Но если ты уцелеешь, мне будет интересно узнать, как тебе это удалось, а винтовка, думаю, напомнит тебе, что я жду твоего рассказа. Это хорошая винтовка.
Рэмбо с ним согласился. Из такой винтовки можно было прострелить человека, как кусок сыра на расстоянии в полмили. Старик сделал кожаную нашлепку на прикладе, чтобы смягчить отдачу, а на мушке имелось пятнышко светящейся краски, чтобы легче было целиться в темноте.
4) Охота
В фильме погибает только один полицейский, выпавший из вертолёта, когда хотел пристрелить Рэмбо. Как раз тот полицейский, который жестокого обращался с ним в полицейском участке и зритель не испытывает сожаления. Остальных же преследователей Рэмбо выводит из строя и даже ловит Тисла, но отпускает.
В книге же Рэмбо сначала убивает стрелка в вертолёте, потом пилота, затем отстреливает собак, один полицейский срывается с обрыва, увлекаемый мёртвой собакой на поводке. Затем ранение получает кинолог, которого привёл Тисл и который дорог ему как приёмный отец. Застигнутые грозой полицейские отступают, но Рэмбо устраивает засаду и убивает их одного за другим. Самому Тислу едва живому удаётся сбежать.
Парень - более сильный боец, вдруг подумал он. Но я умею… организовывать.
За Орвала.
За Шинглтона и У орда, Митча, и Лестера, и самого молодого полицейского, за всех них.
За себя.
Я уничтожу этого мерзавца.
Тисл лежал на краю дороги и повторял это снова и снова, потом сказал то же самое человеку из полиции штата, который пытался поднять его, шепча «Боже мой», но не смог и побежал к машине - вызвать по радио помощь.
Далее к охоте на опасного преступника подключается полиция штата, национальная гвардия, а так же охотники-добровольцы. Сумев ускользнуть от прочёсывающих лес гвардейцев, Рэмбо неожиданно натыкается на охотников.
В фильме это молодой парень, у которого Рэмбо просто отбирает винтовку и отпускает. Неблагодарный малец зовёт своего отца и друзей, а поднятый шум привлекает гвардейцев. Те загоняют Рэмбо в шахту и взрывают вход.
В книге Рэмбо так же натыкается на двух охотников, одного убивает ножом, а второго пулей. Выстрел привлекает внимание гвардейцев, Рэмбо прячется от них в старой шахте и сам заваливает вход. Он уже готов сдаться, ведёт переговоры с солдатами, но затем чувствует тягу воздуха и уходит через подземный ход.
5) Уилфред Тисл
На роль шерифа приглашали Джина Хэкмена и Роберта Дюваля, но в итоге его сыграл Брайан Деннехи.
В книге:
Небольшого роста и плотный, морщинки у глаз и неглубокие оспины на коже, из-за которых его лицо казалось грубым.
Серая форма, верхняя пуговица рубашки расстегнута, узел галстука ослаблен, рубашка спереди промокла от пота. Какое у него оружие - Рэмбо видно не было. Кобура была пристегнута слева, с противоположной от пассажира стороны.
Рэмбо перевел взгляд на левый бок Тисла, где висела кобура. И удивился там был не стандартный полицейский револьвер, а полуавтоматический пистолет, судя по его большой рукоятке - 9-миллиметровый «браунинг». Рэмбо доводилось пользоваться «браунингом». Рукоятка большая потому, что там тринадцать патронов, а не семь или восемь, как в большинстве пистолетов. Рэмбо отметил, что пистолет чертовски идет Тислу, в котором было пять футов и шесть или семь дюймов, а на невысоком мужчине такой большой пистолет должен выглядеть неуклюже - но не выглядел.
Рэмбо смотрел в зеркало на Тисла, а Тисл смотрел на Рэмбо. На рубашке у Тисла красовалась булавка Американского легиона. Интересно, на какой войне ты был, подумал Рэмбо. Для второй мировой ты слишком молод.
Он повернулся.
- Корея? - спросил Рэмбо, показывая на булавку.
- Правильно, - ответил Тисл без всякого выражения.
Тисл так же как и Рэмбо воевал, но не во Вьетнаме, а в Корее. Рэмбо в кабинете шерифа обращает внимание на медаль, висящую на стене. В фильме награды Тисла сможет увидеть очень внимательный зритель.
6) Финал
В конце фильма Траутмэн убивает Рэмбо.
Click to view
Однако, после тестовых предпросмотров решено было изменить концовку и оставить Рэмбо в живых. Разумеется финального монолога нет в книге, поскольку в книжной версии Рэмбо убивают.
Видео В финале книге герой войны в Корее и герой вьетнамской войны сошлись в схватке и ранят друг друга. К смертельно раненому Тислу приходит помощь в лице Траутмэна и Керна, а Рэмбо прячется в кустах, готовый к последнему бою.
Онемение достигло уже плеч Рэмбо, и винтовку он держал будто двумя кусками дерева. Тисл троился у него перед глазами, пистолет в его руке тоже, и он знал, что все должно быть именно так. Не медленный уход в забытье и небытие. Не подожженный запал и самоуничтожение. А вот так, последний бой, один на один с Тислом. Глаза и руки подводили его, и он не надеялся уже, что попадет в Тисла. Но если промахнется, Тисл увидит вспышку и выстрелит. По крайней мере, смерть наступит в бою. Рэмбо силился нажать на спусковой крючок, целясь в сердце смутной фигуры Тисла.
Дуло прыгало, шансов попасть - никаких. Но постараться-то нужно, иначе все теряет смысл. Он приказал своей руке нажать на крючок, но рука не действовала, а когда сконцентрировал на ней внимание, винтовка неожиданно для него выстрелила. Ах как глупо! Он обругал себя. Совсем не тот, настоящий бой, на который он надеялся, и теперь пуля Тисла оборвет его жизнь. Он ждал. Пуля должна бы уже прилететь. Он прищурился, стараясь разглядеть Тисла, распластавшегося в кустах. О Господи, он в него попал. Но он же не хотел этого! Теперь все его тело онемело до такой степени, что он уже не сможет поджечь запал. Как все глупо. Безобразно и глупо. А потом смерть взяла его, но это был не отупляющий сон, бездонный и темный, а вспышка подобная динамиту, только она пришла не со стороны живота, а вспыхнула в голове…
Ну вот и все, думал Тисл. Он лежал на спине в кустах, дивясь на звезды, повторяя себе, что не знает, что с ним случилось. Он и не знал. Он видел винтовочную вспышку и упал, но падал так медленно и мягко, что не мог понять, попала в него пуля или нет.
Тисл услышал шаги, кто-то шел сквозь кусты. Это парень, подумал он. Он идет, очень медленно. Это и понятно, ведь он тяжело ранен.
Но оказалось это Траутмэн, его голова появилась на фоне неба, лицо и форма лучились в отблесках пожара - а глаза были тусклые.
- Ну как? - спросил Траутмэн? - Очень плохо?
- Нет, - ответил Тисл. - Даже как-то приятно. Если не думать о том, что будет дальше. Что это был за взрыв неподалеку?
- Наверное, это я выстрелил ему в голову из ружья.
- И как вы себя сейчас чувствуете?
- Лучше, чем когда думал, что ему больно.
- Да.
Траутмэн передернул затвор, выбрасывая пустой патрон из ружья, и Тисл проследил глазами его блестящую дугу в воздухе. И умер.
Click to view