Конкурсный текст №19

Sep 21, 2009 22:00



Экзамен - varan_

Я смотрю в окно.

За окном проносятся веселые первоклашки, они громко вопят и перебрасывают друг другу синий в красную полоску мячик. Мальчишки и девчонки только что приехали в школу. Они уже отдали воспитателям свой багаж и переоделись в школьную форму - удобные и функциональные комбинезоны. Я смотрю на них с завистью. Они еще не знают, что впереди - десять самых прекрасных, самых счастливых, самых солнечных лет в их жизни.

Я мысленно возвращаюсь к своему первому школьному дню.

Нас встретили улыбающиеся, очень доброжелательные тетеньки и дяденьки, хммм, кто же это был? Учитель Анна, воспитатель Денис, кто еще? Вот уже и забыла. Небо было тогда близко - я точно знала, что, если забраться на крышу главной башни, до облаков можно дотянуться рукой. А вот деревья были высоченными, их крона пропадала где-то вдали, и добраться до нее не было никакой возможности.

Теперь все стало иначе. Макушку дерева я в последний раз исследовала неделю назад, когда обкатывала новую модель персональной летучки. А небо стало огромным, недосягаемым, таинственным. Да и я уже совсем не малышка, сегодня мне предстоит Выпускной Экзамен.

Малыши забросили мячик куда-то в развилку дерева. Интересно, им прочитали уже вводную лекцию? И кто из преподавателей ее читает в этом году?

Нам вводную читал сам директор. Нам-то, понятное дело, тогда было все равно, что это за школа. Я помню, что меня вообще не трогало благоговение родителей, их гордость за меня и грусть перед расставанием. Я понимала, что происходит нечто невероятно интересное, я даже во сне видела гостеприимно распахнутые ворота школы.

Собственно, предысторию мы в общих чертах знали и раньше.

Лет триста назад власть в мире захватили педагоги.

Точнее, они ее не захватывали. Они постепенно втерлись в доверие к власть предержащим. Не секрет, что одним из самых важных в жизни ребенка людей становится школьный учитель… Особенно, если учитель - хороший. И оказалось, что, при некоторой дополнительной подготовке, компетентности школьных учителей вполне хватает для решения проблем государственного, а заодно - и международного уровня. Потихоньку, полегоньку, исключительно мирным путем педагоги проникли на верхние этажи государственного здания. И однажды на Совещании Глав Государств оказалось, что советниками у них являются пожилые школьные учителя. Давным-давно знакомые между собой.

Это совещание переломило ход истории. Пока Главы Государств разбирались с тем, кто кому что и когда должен, их советники обсудили сложившуюся ситуацию со своей точки зрения. Ситуация, сами понимаете, была аховая - по обыкновению, предкризисная и предвоенная. Не буду вдаваться в подробности, которые и так известны каждому школьнику - все знают, что на том Совещании Главы Государств проголосовали за ряд реформ, и с тех пор на земле воцарился мир.

Я отвлеклась, а ведь до начала Экзамена остался один-единственный час. Я аккуратно причесываюсь, глядя в зеркало. Перед внутренним взором проносятся видения - вот я маленькая девочка, только-только вхожу в свою комнатку в школьном общежитии. Все вокруг кажется прекрасным, волшебным, полным глубокого смысла, который мне только предстоит разгадать. Вот я расту, говорят, хорошею. Мне очень нравится учеба. Что только мы не изучали за десять лет: и разные типы политического устройства, историческое прогнозирование, сравнительную лингвистику, типологию и механику прогресса, закономерности изгибов спиралевидной модели развития, футуропрактику…

Все сейчас и не перечислить. Старшеклассники хвастались в свое время длинными вкладышами к дипломам - названия предметов казались нам неземной прекрасной музыкой. Они были смелыми, сильными, ловкими, неизменно доброжелательными и уверенными в себе. Волновались только, когда вспоминали о предстоящем Экзамене. Некоторые отчаянные малыши пробирались потихоньку к Экзаменационной Аудитории и рассказывали шепотом после отбоя, что те, кто входили внутрь, обратно уже не возвращались. Но ни разу за все десять лет мне не довелось услышать даже намека на то, что будет происходить на Экзамене.

До вчерашнего вечернего занятия мы оставались в полном неведении.

Малыши с лужайки унеслись куда-то далеко, их и не слышно. Я смотрю за окно. Покой, тишина, свежий воздух, сочная зелень. Как же я люблю все это! И как жалко будет лишиться Школы.

Мы с первого класса знали, что на Педагогическом Совете было однажды принято решение аккуратно отыскивать по всему миру самых талантливых ребят. Тех, кто родился с важной миссией - продвинуть человечество вперед, тех, кто может быть в авангарде.

Но, к сожалению, самые талантливые дети в большинстве случаев настолько отличаются от общепринятого стандарта, что раньше, в Дикие времена, им приходилось ой как несладко. Если даже в семье их любили (что случалось достаточно редко), то впоследствии в детских садах и школах им приходилось преодолевать массу испытаний из-за своей непохожести на других. В большинстве случаев им удавалось сохранить свой талант, но далеко не всегда - душу. Озлобленные, обиженные на весь мир, с детства отравленные ненавистью и непониманием гении, одержимые мыслью отомстить всем своим обидчикам - что может быть страшнее для человечества? Помню, на одном из предметов нам давали точные расчеты, сколько человеческих жизней унесла деятельность таких гениев, а сколько - ядерное и химическое оружие. Оказалось, что вред от оружия - капля в море по сравнению с вредом от человеческих обид, злости и ненависти.

Я бросаю последний взгляд в зеркало. Я хороша, впереди меня ждет Выпускной Экзамен, а сейчас я хочу пойти и попрощаться со школой, которую никогда больше изнутри не увижу. Может быть, мне повезет, и моим детям (а интересно, суждено ли мне родить детей? Хотя бы одного ребенка?) придет приглашение учиться в Школе. Учителем я быть не смогу, это уже давно известно - тех из нас, кого ждет судьба Учителя, переводят на другой факультет на восьмом, иногда - на девятом курсе. Им предстоит научиться Безусловной Истинной Любви. Остальные же завершают подготовку по общей программе, где Воспитание Чувств присутствует в несколько меньшем объеме.

Я медленно иду по аллеям, чувствуя, что сзади уже пристроился «хвост». Это двое веснушчатых второкурсников, похожих друг на друга, как родные братья. Впрочем, может быть, они в самом деле двойняшки - такое в истории Школы случалось, хотя и нечасто. Они намеренно высовываются из-за угла, но я делаю вид, что их не замечаю. Никто, никогда не рассказывает малышам того, что будет на Выпускном. Не нарушу этой традиции и я. Кто знает, что может случиться с неокрепшим, неподготовленным юным созданием, доведись ему узнать всю правду? Я бы не смогла прожить и года под этим дамокловым мечом. К концу же обучения я, как и все мои однокашники, научилась не только ставить цели и добиваться их, мечтать и стремиться вперед. Я научилась не менее ценному качеству. Я научилась смиряться и принимать свою судьбу.

Я заворачиваю к спортивному залу, иду мимо киносалона, мимо библиотеки, учительской. Здесь мы выросли - в любви, уважении, в мире и покое. Здесь научились всему, чему только могли. Теперь мы стали взрослыми, и пришло время следовать своему долгу.

Сегодня я, как и все мои однокурсники, зайду в Экзаменационную Аудиторию.

Конечно, вчера мы были потрясены, узнав, что нас ждет на Экзамене. Пожалуй, ни одна консультация за все время моей учебы не производила подобного впечатления.

Оказалось, что слишком мирная жизнь каким-то образом приводит к постепенной стагнации. Механизм ее до сих пор не до конца изучен, но первые признаки деградации общества были столь несомненны для тонких специалистов по историческому прогнозированию, что они были вынуждены создать целый факультет, где занялись разработкой модели совершенствования общественного устройства.
Исследования лонгитюдные, но отказываться от достигнутого мира и процветания никому не хотелось.

Поэтому в качестве временной меры был принят проект нашей Школы.

Каждый год в Школу приезжают самые талантливые дети мира. Здесь, в самой гармоничной из возможных ситуаций, в любви и покое, они растут, взрослеют, учатся. Они становятся не только умными, амбициозными, целеустремленными. Они становятся мудрыми, смиренными, любящими. Здесь все равны между собой, здесь каждый может найти общий язык с кем угодно. Здесь умеют дружить и находить мирное решение любых проблем.

На Выпускном Экзамене каждый из выпускников узнает свою судьбу. Кем ему предстоит стать - священником, богатым промышленником, музыкантом, деревенским дурачком?

Все знания останутся с ним. И навыки - тоже. Но душа в процессе подготовки ответа претерпит необратимые изменения. Выпускник школы становится идеальным представителем своего социального слоя. С необходимыми предрассудками, условностями, знаками, ценностями и целями. В его душе всегда будет рана, разрыв между памятью о прошлом и возможностями настоящего. Он всю жизнь будет искать гармонии, способ залечить свою рану, изменить жизнь своего микрокосма в лучшую сторону, приблизить ее к идеалу, найденному в детстве и юности.

Это огромная задача, великая честь. И мне повезло стать одной из спасителей человечества.

Сегодня я зайду в Экзаменационную, также, как и многие до меня. Также, как зайдут многие после меня.

Я вытяну свой билет.
Медленно его разверну.

Конкурс

Previous post Next post
Up