Базовые принципы функционирования теневых центров можно описать следующим образом. Теневые центры могут быть как институционализированными, так и сугубо неформальными. В первом случае реализуются возможности (люфты) институциональной подсистемы, а также возможности трактовки принципов ее функционирования и создания дополнительных институтов и властных мест для обеспечения системы сдержек и противовесов. Речь идет именно о создании теневых центров власти. В пределе данная тенденция может быть описана как «приватизация государства».
Во втором случае имеет место проявление такой ситуации, когда те или иные политические субъекты не ставят своей целью приход к власти, но стремятся к максимизации собственного влияния на правящий политический режим и, в идеале, к монополизации влияния. В этом случае речь идет о создании теневых центров влияния.
Неформальные теневые центры, как правило, стремятся найти себе точку опоры в формальной институциональной системе, поскольку это открывает доступ к важным бюрократическим ресурсам, а также повышает легитимность того или иного центра и позволяет ему закрепить за собой сектор абсолютного административного контроля. Через эту формальную систему осуществляются важные типы действий, которые невозможны только в рамках теневых процедур. Но институционализируемые теневые центры при этом не перестают быть теневыми, поскольку их организация и принципы функционирования остаются прежними (первично теневыми), а формализация выступает только как инструмент.
Для теневой политической системы характерно иное, неклассическое понимание механизмов власти и принятия решений, функционирования государственной машины. При этом теневая система стремится навязать это понимание «легальному государству».
Существуют разные типы политических ресурсов, которыми обладают политические субъекты, и существует ситуативное представление о ценности разных типов ресурсов. Как правило, те субъекты, которые испытывают дефицит ресурсов определенного рода (тем более если последние признаны ценными), должны их компенсировать. Это возможно двумя основными способами.
Во-первых, дискредитацией принятой системы ресурсной оценки и системы принятия решений. Для этого надо одновременно дискредитировать классическую систему государственной власти (административный государственный механизм) и оказывать эффективное воздействие на процесс принятия решений с помощью тех ресурсов, которых у тебя в избытке («доступ к телу», личные связи, СМИ и т.д.). Если это удается, то постепенно формируется новое общепринятое представление о ценности типов ресурсов и механизмах власти, которое выгодно.
В нашем случае здесь логично возникает проблема виртуальной политической системы, поскольку именно СМИ на протяжении длительного периода времени выступали как важнейший инструмент влияния на государство. В этой системе политические события и факты могут от начала и до конца быть искусственно (и искусно) сконструированы теми же медийными технологиями. При этом они являются более продуктивными и эффективными по порождаемым ими уже реальным политическим событиям и последствиям. Иначе говоря, реальная событийность порождается виртуальной политической системой, реальная политика встроена в виртуальную систему.
Другой важнейший механизм компенсации ресурсного дефицита - конвертация ресурсов. Деньги, интеллект, медийные или силовые возможности можно конвертировать во власть, в том числе в административную, институционализированную. Поэтому в политической системе должны быть центры конвертации ресурсов. Как правило, большинство теневых центров власти и влияния возникают и (или) функционируют именно как такие центры. Результатом же становится рост влияния в политике посредников, которые используют в своих интересах функции «организации коммуникаций» и предоставления услуг по преобразованию ресурсов, разных типов влияния во власть.
В результате теневая политическая система действует прежде всего как система контроля над инфраструктурой политико-экономического пространства и предоставления посреднических услуг для преодоления этих инфраструктурных барьеров.
http://www.niiss.ru/Publications/Seminar/tenev.htm