Едешь порой в пробке и думаешь: «Ну вот же, до места рукой поддать, а тебе такой крюк делать… Взял бы и по реке проехал - уже на мест…» А ведь совершенно неоправданно позабыты у нас речное судоходство, в частности пассажироперевозки. Особо это актуально в свете все растущих пробок, как в городе, так и пригороде. Большое количество городов в России расположены на берегах рек и, по сути, растянуты вдоль них.
В частности, Краснодар. Он расположен на берегу Кубани и сразу несколько спальных районов расположено у берега (гидрострой, мясокомбинат, седина, старый центр, юбилейный). Кроме того, на другом берегу находятся поселки и аулы Адыгеи, а попасть в южном направлении можно только через два моста и одной дамбе. Самое любопытное, что если вы захотите попасть из одного края города в другой на машине или общественном транспорте (например, от гидростроя до юбилейного) - вам придется проехать через самый центр через все пробки, что может занять больше часа.
Сразу закладывается справедливый вопрос, почему же нельзя использовать ЕСТЕСТВЕННУЮ транспортную артерию - реку Кубань? Ведь издревле наши предки селились по рекам, в том числе для организации транспортных путей. А учитывая современные технологии и средства передвижения, это еще более актуально?
Давайте проверим на примере. Я собрал подборку в таблицу, каким маршрутом могло бы обладать речное метро в Краснодаре. Маршрута собственно два. Один городской (Гидрострой - Рубероидный) второй пригородный «Затон - Славянск-на-Кубани».
Маршрут «Гидрострой - Рубероидный»
ОстановкаРасстояние от начальной точкиВремя в пути от начальной точкиВодным путемАвтоВодным путем (с учетом остановок 3-5 минуты.)Авто *1Гидрострой002Мясокомбинат5 км.6,5 км5 м.19 мин.3Воронежская11 км.8,7 км.14 м.24 мин.4Седина, парк Горького15 км.13 км.21 м.31 мин.5Яблуновский мост, пос.Яблуновский (Адыгея)17 км.14 км.26 м.40 мин.6Кубанонабережная, затон, «Речпорт»21 км.16 км.33 м.38 мин.7Тургенева, мост (МЕГА, Икея) 22 км.17 км.37 м.50 мин.8Юбилейный (Рожд.набережная)25 км.19 км.43 м.56 мин.9Юбилейный (70 лет.октября)28 км.18 км.49 м.52 мин.10Славянский район ул.Ак.Лукъянинко30 км.19 км.54 м.58 мин.11Рубероидный, Вавилова32 км.21 км.1 час.1 час 10 мин.
Маршрут «Затон - Славянск-на-Кубани»
ОстановкаРасстояние от начальной точкиВремя в пути от начальной точкиВодным путемАвтоВодным путем (с учетом остановок 3-5 минуты.)Авто*Кубанонабережная, затон, «Речпорт»0000Юбилейный (Рожд.набережная)4,5 км.7,1 км.5 мин.20 мин.Рубероидный, Вавилова10 км.9,5 км.13 мин.22 мин.Елизаветка32 км.19 км.38 мин.40 мин.Белозерный43 км.28 км.52 мин.52 мин.Марьянская51 км.34 км.1 час.1 час 60 мин.Славянск-на-Кубани110 км.81 км.1 час 50 мин.2 часа 20 мин.По информации Яндекс.пробки по состоянию на четверг 19:00
Кроме того, пригородный маршрут затрагивает прежде относительно недоступные поселки: Хомуты(Адыгея), Афипсип(Адыгея), Псейтук, Стефановский, Косовичи, Екатериновский, Прикубанский, Федоровская, Покровский, Свободный, Ольгинский, Колос, Богдасаров, Первомайский, Молдованский, Нечаевский, Ленинский, Сурово, Тиховский, Коржевский, Турковский, Чигрина и др. Например, дабы сегодня добраться до п.Стефановский, нужно потрать 2 часа 40 мин. На водном транспорте этот маршрут займет 40 минут. И т.д.
Следует также отметить, что все расчеты автотранспорта не подразумевают общественный транспорт со всеми ограничениями, остановками, посадками и дискомфортом. Речь идет о личном автотранспорте. Вопрос экономии и себестоимости маршрута также не рассчитывался. Принято считать, что водный транспорт самый дешевый в себестоимости.
И так, думаю краснодарцы не против добраться, скажем, до юбилейного из центра за 5 минут, вместо 20-30 :)
Как видим из таблиц, водный общественный транспорт (речное метро) не только сможет сократить время, но и поможет разгрузить центр от машин. Никаких вам пробок, выхлопных газов, изобретательных поз в душных маршрутках и т.д. Сел на скоростной катер и понесся с ветерком с чистым речным воздухом… если конечно ты не страдаешь морской болезнью )
Вот, например, планируемое речное метро в Москве:
http://ria.ru/infografika/20110928/445175461.html Один из минусов - это безусловно необходимость вкладывать в инфраструктуру (пирсы, причалы, катера и т.д.) Но ведь ДОРОГИ, которые у нас «самые дорогие в мире»(тм) строить не надо! Это главный плюс! За нас это сделала природа. Главное не забыть поблагодарить ее и отнестись к этому вопросу максимально бережно по отношению к ней, Матушке.
Например, так:
http://russia.ru/video/news_8885/ Или так:
А может в недалеком будущем и вообще вот так:
, кто знает? ;)
А чего, ведь мы уже определили, что
Кубань станет кремневой долиной, а значит нам суждено делать лодки на солнечных батареях ))
А что для этого нужно?
Ну во-первых, можно создать собственное производство речных пассажирских судов. Ведь в крае есть собственная судоверфь, правда строит она всякое «барахло» (да простят меня их работники). Ну примерно на том же уровне, что и их сайт:
http://www.ahtsudoverf.ru/ )
Во-вторых, нужно заняться, собственно, профильным делом. Просто изумительно. Набираем в яндексе Кубанское речное пароходство и попадаем на их официальный сайт:
http://www.kubanship.ru . И что там видим???? Жилой комплекс «Адмирал». Одним словом ВСЕ что угодно, только не речное пароходство )))
В-третьих, привлечь инвестиции… хотя, думаю, они сами привлекутся, будь на то ПОЛИТИЧЕСКАЯ воля. Помню, приезжал ко мне в гости один капитан речфлота, хотел в Краснодаре обосноваться, купить судно и возить пассажиров. Я думаю причины, по которым он отказался, понятны по пункту номер два )
Конечно, в это прямой интерес бизнеса. НО! Никакой бизнес сюда не придет и это не реализует без ПОЛИТИЧЕСКОЙ воли местных властей (а точнее, наоборот, без ее вмешательства и желания «навариться»)