"Юный театрал", весна 2013 - пора открытий :)

Jun 20, 2013 03:22


Никаких сил не хватает (да и слов, и ума, если честно), подробно рефлексировать над театральными впечатлениями. Поэтому - кратко, сумбурно, для себя.

- Первое, и важнейшее - это, конечно, "Макбет.Кино", Санкт-Петербург, т-р Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов
Поехала на майские праздники в Петербург и как-то невзначай, почти случайно, пришла на "М.К". И теперь даже страшно - а ведь могла бы и не прийти? (или не могла?)
Долго, долго пыталась что-то написать о спектакле, поиграла в "пиши-стирай" и в итоге поняла, что дохлый это номер. Слишком огромный спектакль, разный, избыточный и очень дискретный, "рваный". Слишком сложный. Слишком красивый. А он очень красивый, безумно (это ключевое слово). Описывать и пересказывать нет никакого смысла, толковать и разбирать по полочкам - нет, опять же, сил. Так что поверьте на слово, друзья: это "ВЕСЧЬ"! Бутусова можно любить, можно не любить, но тем кто любит - не пропустите! Очень надеюсь, что в будущем сезоне спектакль привезут в Москву.
Это какой-то совершенно особый, завораживающий, интуитивный, иррациональный театр. Магический, сверхъестественный. И из этого иррационально-магического хаоса Бутусов умудряется создать какую-то настоящую, живую Правду - эмоциональную, смысловую, эстетическую.
Помните, есть такая серия фантастики "Миры ...": "Миры братьев Стругацких", "Миры Рея Бредбери", и так далее. Так вот, "Макбет.Кино" - это "Миры Юрия Бутусова". Там и правда какие-то иные миры и измерения.
По крайней мере, я это таким образом чувствую - наверно, не для всех это так. Ну да театр вообще предельно субъективное дело, тут уж каждому свое - особенно для нас, простых зрителей, не критиков и не театроведов :)
После спектакля даже удивилась - как мне в нем ВСЁ понравилось-то! Ни малейшего отторжения, полное принятие с моей стороны. Полный кайф.
"О как, - думаю, - я Бутусова-то понимаю и чувствую! Вот это - мой режиссер!"
А потом - стопаньки! - говорю я себе. Это Бутусов - мой режиссер или я - его, Бутусова, зритель? Вопрос.
Для меня театр, но сути, начался с бутусовского "Короля Лира". До "Лира" я вроде как театр любила, "похаживала" периодически туда-сюда... А после - заболела, понеслось. Так что я как театральный зритель воспитана на Бутусове, он меня, можно сказать, с ложечки кормил. Так что уж какая тут объективность.
Люблю подлеца, и все тут.
А "Макбет.Кино" - это некий апогей бутусовской режиссуры. И, несомненно, значимое событие в театре, в искусстве.

- "Лондон-шоу", премьера, т-р Сатирикон, режиссер Константин Райкин (по мотивам Б. Шоу "Пигмалион")
Все-таки это совсем разные вещи - "свой" театр и "чужой" театр. Когда приходишь в новый для себя театр - он еще "чужой", и все в нем принимаешь как данность. Воспринимаешь некий срез, впечатление в реальном времени: это - так, а это - сяк.
Другое дело - "свои" театры, в которые ходишь не первый год. Там все воспринимается в некой исторической перспективе, в развитии: что было, что есть, чего ждем. И один из самых радостных моментов здесь - профессиональный рост молодых актеров.
К чему я? Порадовал о-о-о-очень, ну очень-преочень, безумно Артем Осипов в главной роли - профессора Хиггинса. Еще не так давно он воспринимался как "парнишка", как молодой, подающий надежды актер. И вроде не так уж много времени прошло - и нате вам! Да это Актер с большой буквы, яркий, мощный, интересный, по-хорошему "матерый" актёрище, истинно говорю я вам. Радостное и обнадеживающее открытие!

- "Майская ночь", Московский театр кукол, режиссер Каролина Зерните
Еще одно удивительное открытие - Московский театр кукол (уж не спрашивайте, как меня туда занесло - меня занесло:) )
Что я себе представляла? Ну конечно, советские кукольные мультфильмы, скука, пыльный какой-нибудь плюш, ... - думаю, у многих возникают подобные ассоциации. И я была опозорена и приятно удивлена :) Я увидела замечательный театр, очень современный, интерактивный, живой, свежий. Чудо!
И "Майская ночь" - тоже чудо. Это спектакль для незрячих и зрячих зрителей. Восемь незрячих участников спектакля располагаются прямо на сцене, и вокруг них, вместе с ними развивается действие гоголевской "Ночи". С помощью разнообразных, неожиданных, интереснейших находок - звуков, пения, тактильных ощущений, прикосновений, запахов - создается объемный, осязаемый мир.
Это сказка, это театральное волшебство, это энергия молодых актеров, это огромное неравнодушие, это большое театральное и человеческое впечатление.
Очень хорошо и тонко написал о спектакле Павел Руднев: http://pavelrudnev.livejournal.com/1493398.html Советую.
Даже не буду с ним тягаться, что тут еще говорить-то?
А еще, друзья мои, искренне советую вам Театр кукол. Особенно тем, у кого есть детки. Там хорошо :)

- "Школа жен", премьера, Табакерка, Мольер (прости, милый бородатый режиссер - не знаю твоего имени, а искать в Интернете и копировать - как-то лицемерно)
Очень немного (читай - мало) видела пока в Табакерке, но основное ощущение, пока оттуда вынесенное - это качество. Качество, профессионализм, реальный высокий уровень. Мольер же для меня - материал, любимый с юности, и особенно радостно видеть легкую, не громоздкую, небанальную постановку.
Открытием же здесь для меня стал Алексендр Семчев. Я его впервые увидела в театре - и обалдела. Почему-то весь Семчев прошел мимо меня, и я ошибочно представляла его себе как актера киношно-сериального. Стыд и позор мне. Овации и восхищение - Семчеву, он прекрасен.
Мы смотрели прогон - полработы, которые, как любит говорить Леночка, дуракам не показывают :) Но в этот раз я не дурак и чувствую в спектакле большую перспективу - легкость, обаяние, и очень интересная, сложная, тонкая семчевская главная роль, из которой, как мне кажется, он постепенно должен сделать настоящий шедевр!
Очень хорошее, позитивное театральное впечатление, плюс - мое личное открытие - серьезный талантливый актер. Не оскудела земля русская, не оскудела! Радостно и умильно.

...на этой позитивной ноте хотела было закончить, процитировав незабвенное "засим кончаю...". И - здравствуйте, вспомнила. Ну конечно же.
- "Евгений Онегин", т-р им. Е. Вахтангова, режиссер Римас Туминас
Никаких рецензий, буду краток. Просто для себя, о личном впечатлении, как напоминание, чтобы в очередной раз не забыть, признаюсь прилюдно: я не понимаю Туминаса. Если тот же, к примеру, пресловутый Бутусов - мой режиссер, и я - бутусовский зритель, то с Туминасом мы как-то друг другу никто. Каюсь.
И, если честно, я отчаялась что-либо понять. Все думала посмотреть "Дядю Ваню", для самообразования, но теперь кажется мне - не стоит. Дело в том, что на меня спектакли Туминаса странно действуют. Странно и страшновато. Если после "Маскарада" мне было просто невесело, то после "Онегина" меня накрыло. Как-то очень уж плохо мне было, ни с чего, казалось бы. Потом я поделилась впечатлениями с человеком, в чью адекватность я верю гораздо больше, чем в свою, и получила очень точную формулировку: "Было так плохо, как будто у меня случилось какое-то горе". Вот именно так, да. Там это было после "Дяди Вани".
И вот думаю я теперь: двое - это, конечно, выборка нерепрезентативная, но это и не один человек. Боюсь, это все-таки Туминас что-то такое с нами делает. Или это мы на него так странно реагируем.
Не суть. А суть в том, что пока-пока тебе, Римас. Я тебя боюсь.

Засим кончаю. Страшно перечесть...
Закончила за упокой и наверняка что-то забыла, ну да и ладно - сколько можно-то :)
Всем доброе, как водится, утречко! Радуйтесь и улыбайтесь, ходите в театр :)

впечатления, театр

Previous post Next post
Up