Собственно, самый любимый мой музей, в котором хватает сокровищ на разные экспозиции. Ходили ещё в конце июня! На этот раз выставка называлась "В духе времени", и темой были 1930-е. То есть, выставлялись картины, которые были приобретены Гюлленбергами в то время, но были и более поздние приобретения. Весной я показывала коллекцию моды оттуда, за тот же период. Надо сказать, кое что меня удивило. Например, узнаваемая с первого взгляда Шерфбек иногда писала нечто удивительное. Как бы и ракурс ее, но этот автопортрет словно из другого, более счастливого времени. Я знала, что у Хелен была исключительно тяжелая жизнь, но через этот автопортрет впервые реально прочувствовала, как эта жизнь ее перемолола.
Около 1904 года
После этого ее Дева Мария была воспринята как должное. Кстати, Шерфбек никогда не рисовала воображаемое. Она искала характерные модели повсюду - в магазинах, на улицах, на рынках. Вообще, хорошие непрофессиональные модели с персональными чертами ценились и рекомендовались художниками друг другу.
Отчасти поэтому на втором этаже, на жилой половине (в салоне), на стене висит картина скандальная. Суккот называется. В самой-то картине ничего явно скандального нет, разумеется, но то, что за ней скрывается... Эта пара - Шава/Эва Славицкая и торговец табака и фруктов Алтер Фидлер из Хельсинки (некоторые искусствоведы считают, что на картине позирует все-таки отец Шавы, Авраам - из-за возможно благословляющего жеста, то есть он касается ее волос, чего не мог сделать посторонний мужчина. А может он просто держит руку в кармане. Но все равно Шава почти положила ему голову на колени, и это более чем странно).
На картине девочке около 10 лет. А в 1891 году 17-летняя Шава была "похищена" Хедвиг Элеанорой фон Хаартман, основательницей Армии Спасения в Финляндии, и Луизой аф Форсельес, филантропом, обращающим на путь истинный заблудшие женские души. На самом деле, как понимаю, Хедвиг и Луиза подружились с Шавой, которая приняла христианство и присоединилась к их работе в Армии спасения совершенно добровольно, просто против воли родни. В конечном итоге противостояние дома зашло так далеко, что девушка просто убежала вечером буквально в тапочках и шали, умоляя укрыть ее и спрятать от родителей, которые колотушками пытались заставить ее выйти замуж.
Хедвиг самой тогда было хорошо если 20 лет, Луиза была лет на 10 старше, так что судьбу Шавы они приняли близко к сердцу. Тем более, что Шава как бы и не была просто какой-то еврейской девочкой, которую, на волне моды конца девятнадцатого столетия, решили "спасти" в христианство. Шава была моделью самому Эдельфельдту ещё в 9 лет, потому что обладала именно той экзотической красотой, на которую оглядывались на улице. Потом ее написала Шерфбек в своей тревожащей картине. А поскольку культурные круги Хельсинки были весьма узки, девушка стала там своей, то есть личностью, чья судьба была не безразлична. Так что Шаву/Эву сразу укрыли в Швеции, откуда она отбыла в Англию, где приняла христианство и начала работу в Армии Спасения. Её искали, но не нашли. Похитительниц осудили, но апелляционный суд их оправдал, хотя и приговорил к выплате крупного штрафа в 150 марок семейству Славицких. У Шавы всё сложилось хорошо - она потом стала офицером Армии Спасения, ее откомандировали в Данию, и она там благополучно вышла замуж за того, кого сама выбрала.
1883 год. Никто так и не смог объяснить динамику между двумя персонажами, и странную позу девочки. Что именно хотела сказать своей картиной Шерфбек, она никогла не объясняла
Ну и ещё я была рада увидеть нормальный портрет Доры Эстландер, кузины Шерфбек, которую та часто рисовала в своей манере. Дора была большой модницей, очень следила за каждым трендом, и всегда выглядела воплощением любого. А вообще, Дора была художницей, цветы рисовала. Портрет ее написал Вернер Томе. Всё его семейство было политически активно, отец и братья были лесничими, за что и поплатились - в гражданскую все трое были застрелены красногвардейцами. А Вернер выжил. Видно, далеко был от военных действий, или в нём, художнике, врага не увидели.
Саллинен, конечно, в узнаваемости не уступает Шерфбек, но на этот раз был выставлен портрет его жены, который мелькает среди выставок его работ крайне редко. А ведь именно через него понятно, какой она была на самом деле. И понятно, почему нашла силы, в конечном итоге, разорвать то состояние хронического абьюза, любви-ненависти, в котором ее держал муж. Да и то, за что ненавидел. Сильной она была, очень сильной. Грех непростительный и притягательный для человека с его историей.
Ещё я хочу вам показать, как ни странно, немного абстракции. Вообще-то абстракция - это явно не то, что может меня привлечь, но есть абстракция и абстракция. Хорошей мало, на самом деле. Или, скажем так, внутренний мир художников, раскрытый ими через их абстрактные ассоциации, не кажется мне интересным. Но исключения есть. Рейдар Сярестёниеми (1925-1981), к примеру. Гений, оставивший 1500 работ, чьи выставки собирали десятки тысяч посетителей. Горький пьяница, убивший себя снотворным и алкоголем. Отшельник, проживший большую часть своей жизни на родной ферме. "Герцог Киттилы", набивший роскошными нарядами целый одежный склад рядом с домом. Наверное, большую часть жизни он был несколько не в себе, но от его картин сложно оторваться.
Антиматерия, 1970
Или Юхани Линноваара (1934-2022). Его картины почему-то называют юмористическими, но у меня от них мороз по коже. Как он сам пытался объяснить, он хочет представить, как выглядит наш мир чужими глазами, глазами вообще других видов. По образованию-то он был ювелиром. И создавал работы для Lapponia Jewelry - практически единственное из ювелирки, что находило и находит во мне живой отклик (обычно я к золоту-бриллиантам равнодушна совершенно). Вот Ано Гюлленберг и приобрел несколько работ Линноваары (дорогущие!).
Пейзаж с кафедралом, 1969
Мой любовный секрет/Тайная возлюбленная, 1970
Мороз по коже, да?
Ну и ещё пара фигурок.
Тайсто Каасинен (1918-1980), Рыцарь
Кари Юва (1939-2014), Испанский всадник, 1969
Каасинен работал для Арабии, как и обожаемый мною Михаил Шилкин, Ну а Юва понастроил кучу весьма узнаваемых квадратными очертаниями монументов по стране. Лично мне его статуэтки нравятся гораздо больше, чем его монументы.
А ещё я немного больше узнала о вилле и ее хозяевах. Оказывается, Ане и Сигне Гюлленберги основали фонд не потому, что были бездетны. У них были две дочери-близняшки, вышедшие замуж и уехавшие из страны в Америку. Именно одна из них и оценила место, где построили виллу, катаясь на лыжах по замерзшему заливу со своим женихом.
И ещё Ad Astra Галлен-Каллелы всегда висела в спальне Сигне так, чтобы она всегда видела картину, просыпаясь. Интересно, что оправу, которая составляет одно целое с картиной (Галлен-Каллела всегда сам придумывал оправы к своим работам) Сигне безжалостно закинула в дальний угол подвала, и нашли ее практически случайно во время одной из инвентаризаций. Вот чем не угодила-то?