ТВОРЧЕСТВО (стихи, произведения, песни, музыка, фильмы) В 2010 году Пелевин написал сборник "Ананасная вода для прекрасной дамы". Там есть одно, очень часто цитируемое место. Про историю создания этого текста
очень интересно написал Чадаев в своём телеграм-канале 2024-01-10:
=...
Тем временем продолжаю вываливать новогодние черновики - пока не затянул водоворот текучки.
Многие мои друзья любят цитировать вот этот фрагмент из Пелевина:
Принято считать, что власть опирается на штыки. Но опорой российской бюрократии сегодня является не столько спецназ, сколько политический постмодерн. Что это такое и чем он отличается от постмодерна в искусстве?
Представьте, что вы затюканный и измученный российский обыватель. Вы задаетесь вопросом, кто приводит в движение зубчатые колеса, на которые день за днем наматываются ваши кишки, и начинаете искать правду - до самого верха, до кабинета, где сидит самый главный кровосос. И вот вы входите в этот кабинет, но вместо кровососа видите нереально четкого пацана, который берет гитару и поет вам песню про "прогнило и остоебло" - такую, что у вас захватывает дыхание: сами вы даже сформулировать подобным образом не можете. А он поет вам еще одну, до того смелую, что вам становится страшно оставаться с ним в одной комнате. И когда вы выходите из кабинета, идти вам ну совершенно некуда - и, главное, незачем. Ведь не будете же вы бить дубиной народного гнева по этой умной братской голове, которая в сто раз лучше вас знает, насколько все прогнило и остоебло. Да и горечь в этом сердце куда острее вашей.
Могу кое-что пояснить по этому фрагменту. Пелевин написал его
после своей собственной встречи с Сурковым, случившейся накануне написания "Ананасной воды". Сурков на встрече предложил ему "написать что-нибудь патриотическое", с гонораром уже от АП, а не от издательства. Пелевин сказал "я понял", вышел и почти на одном дыхании написал "Зал поющих кариатид", с язвительно точной сатирой на Суркова, его стиль работы и его окружение. Я смеялся до ору, узнав свои абзацы в лекции "идеолога" перед персоналом подземного патриотического борделя. А вот Сурков - тот обиделся по-настоящему, и долго ещё ходил обиженный.
А про то, почему Пелевин тогда поступил именно так, мне доходчиво объяснил один наш с ним общий знакомый: он увидел напротив такого же утырка, как он сам, и внутренне задал вопрос: чувак, да ты кто такой, чтобы меня нанимать?
Но вспомнил я приведённый фрагмент про "братскую голову" не для того, чтобы "ворошить былое". А потому, что только сейчас смог доформулировать мысль, которая у меня появилась сразу по его прочтении - а сейчас она оказалась весьма кстати к новым реалиям.
Вот прошлым летом была встреча - очень, кстати, продуктивная по последствиям - между группой волонтёров, занимающихся военной связью, и руководством ГУС МО. За одним столом сидели те, кто годами на всю телегу костерил ответственных за вопрос людей по матушке - и те, кого, собственно, костерили. Я тоже там был. И хорошо помню реакцию на выходе - она почти дословно повторяла описанное у Пелевина.
А разгадка проста. Из того, что ты сумел забраться на какую-то большую бюрократическую позицию и умудрился сохранить на ней критическое восприятие, никак не следует, что ты знаешь, что делать. Ты поступаешь как привык в юности: берёшь гитару и поёшь, как оно тебя всё достало. Забыв, что теперь "взрослые", против которых ты в юности вот так протестовал, это теперь ты сам и есть. Чтобы понимать, что не так с той или иной сложной системой - мало критики: надо иметь теорию, как она вообще устроена, а как должна была бы, и откуда разница.
А, например, у того же Суркова философия - это просто "такая пропаганда для умных". Короче, не про то, как понять мир, а про то, как другим мозги отформатировать. Это ему даже не в упрёк - примерно все так думают, в том числе и сейчас, увы.
...=