Роман Патрашов - HeadBanger.ru

Oct 26, 2015 22:51

Сегодня у нас в меню интервью с человеком, который совершенно точно не нуждается в представлении: Роман Патрашов - главный редактор широкого известного и самого лучшего сайта - HeadBanger.ru!


Самым первым, пожалуй, будет вопрос, без которого нельзя обойтись - как началось Ваше увлечение тяжелой музыкой?

Началось очень прозаично для того времени - вечером 31 декабря 1988 года я увидел по телевизору видеоклип группы Ария «Улица роз». В конце 80-х рок по телевизору крутили часто, но «Улицу роз», насколько мне известно, показали всего два раза, так что мне в этом плане очень повезло. Песня сразу понравилось, и когда через несколько месяцев мне в магазине попалась пластинка «Герой асфальта», я ее купил без колебаний. А дальше пошло-поехало - в страну стали возить Black Sabbath, Scorpions, потом был знаменитый «Фестиваль мира» в Лужниках, по телевизору все это активно освещалось, а мной потом покупалось или записывалось в студиях звукозаписи (был в те годы такой «сервис» - приносишь в ларек пустую кассету, выбираешь альбом из каталога, а через пару дней забираешь кассеты уже с записью).

Само собой, не могу не спросить - с чего начался путь в журналистику?

В какой-то момент совпали желания и возможности. В начале 90-х мои вкусы во многом формировала специализированная пресса - “Rock City”, «Тттррах!!!», «Легион» и другие издания. Часто бывало, что я читал в них о какой-то ранее не известной группе, потом бежал с кассетой в студию, и через пару дней у меня появлялся новый любимый альбом. Именно так я узнал, например, о Rage, Paradise Lost и многих других. Но к концу десятилетия эти издания либо позакрывались, либо сильно испортились. То есть, реально пошли страшнейние косяки - один известный журналист позволял себе писать в весьма мной уважаемом издании вещи типа «вокалист Nightwish - настоящий оперный певец». А поскольку меломанский стаж у меня был уже больше десятка лет, стало возникать ощущение, что и я, наверное, смогу написать о музыке, по крайней мере, не хуже. В 2000 году я  работал переводчиком в одном маленьком информационном агентстве, а когда мы стали расширяться, своим напарником я позвал приятеля, с которым мы вместе учились в университете - сегодня он называет себя Некрозавр (или Некротролль, в зависимости от контекста). У него тогда была идея сделать свой сайт - что-то типа своего «портрета» в Сети с разделами об интересах и увлечениях. А поскольку у нас в офисе был безлимитный интернет - явление для 2000 года достаточно редкое - идея реализовалась очень быстро. Потом возникла идея позвать меня писать рецензии для музыкального раздела - поскольку по музыкальным интересам мы расходились радикально, ему показалось, что получится интересный контраст. И в мае 2000 года я написал свой первый «музыкальный» текст - рецензию на альбом Axxis “Back To The Kingdom”. А вскоре еще один наш сокурсник, Феликс Яковлев, познакомил Тролля с Наташей “Rag Doll” Дыбайло, которая закончила наш университет на год или два раньше - и так родился сайт MetalKings.ru.

Как Вы оцениваете состояние журналистики в сфере тяжелой музыки на сегодняшний день в нашей стране?

Как безрадостное. Печатных изданий остается все меньше, а в сетевых изданиях остается все меньше места для журналистики. Что такое современный популярный музыкальный портал? Это в первую очередь банк «контента», то есть, афиш, аудио, видео и ссылок, а также возможность выразить свое просвещенное мнение сразу после, а порой и до, знакомства с контентом. Материалов для чтения там становится исчезающее мало, и для успешного функционирования такого ресурса нужен не столько журналист, сколько администратор, задача которого - максимально оперативно «пулять» этот контент на сайт с минимальными редакторскими комментариями. Мы на HeadBanger.ru пытаемся предложить посетителям более сбалансированный подход - конечно, у нас тоже есть ссылки на аудио и видео, мы же все-таки Интернет-ресурс, но мы стараемся, чтобы они не заменяли и не вытесняли контент авторский - рецензии, интервью, отчеты, фотографии. У нас даже новости имеют большее текстовое наполнение, чем у ресурсов сходного формата - это не просто одна строчка о том, что «группа X выложила в сети песню Y (тыкать сюда)», но и базовая информация о том, что это за группа такая, и почему читающему должно быть интересно по этой ссылке пройти. Я не имею ничего против «контент-агрегаторов», у них есть своя аудитория, а посещаемость побольше нашей, но лично мне такие ресурсы не интересно ни посещать, ни делать. Хочется предложить этому альтернативу, пусть для тех, кто уже «ниасиливает многобукаф», сайт и покажется архаичным. Главное, что свои читатели (именно читатели, а не просто посетители) у нас пока есть.

В чем, по Вашему мнению, залог хорошего интервью?

В заинтересованности обеих сторон. Часто бывает так, что для музыканта твое интервью - одно из десятков, сегодня их уже было четыре штуки, а дальше еще будет штук пять, и тогда трудно рассчитывать на интересную беседу. Но еще чаще интервью - формальность для самого журналиста. Собеседник ему не особо интересен, с творчеством его журналист знаком по касательной, и все выливается в стандартный набор вопросов, на который даются не менее стандартные ответы. Поэтому я никогда не навязываю своим авторам «редакционных заданий», от которых нельзя отказаться. Я предлагаю собеседников, но последнее слово за тем, делать или не делать тот или иной материал, остается за самим журналистом.

А есть ли самое любимое или наиболее значимое для Вас интервью?

Очень трудно будет выбрать одно, поэтому назову несколько. Самой интересной и сложной была первая беседа с Маргаритой Пушкиной. Я знал, что «левых» журналистов она не жалует и может «приложить» так, что мало не покажется, поэтому два дня перед интервью я практически не спал, а думал над вопросами. Но в итоге мы проговорили два часа на одном дыхании, и получившийся текст - до сих пор предмет моей гордости. Очень важную роль в свое время сыграло интервью с Сергеем Мавриным. В тот период мое сотрудничество с MetalKings было на излете, и посещали мысли вообще завязывать с журналистикой, потому что моральная отдача от нее была близка к нулевой. Однако именно тогда мне посчастливилось нарваться на собеседника, который способен не только интересно и заинтересованно рассказывать, но и воодушевлять. Очень значимым было интервью с Рок-н-Рольфом из Running Wild - в юности Running Wild оказали на меня колоссальное влияние, и много лет спустя сидеть у телефона и ждать звонка от Рольфа - это были незабываемые минуты. Хотя самим текстом я доволен не на 100 процентов - мне кажется, я мог бы со своей стороны сделать его интереснее. И, конечно, не могу не отметить встречу с Доро Пеш после московского концерта 2009 года - отыграв концерт она, несмотря на простуду, в течение 70 минут раздавала автографы, а в 6 утра ей было нужно вставать на самолет, однако ее менеджер сказал нам: «Раз она обещала, то сделает!» Потрясающая женщина!

Если бы Вы могли пообщаться с любым когда-либо жившим, то кто бы это был?

У меня четыре раза срывалось интервью с Энди Франком из немецких Brainstorm (не путать с прибалтийскими) - пусть уже состоится, в конце-то концов!

Как люди обычно начинают работать с HeadBanger - они просто предлагают свои услуги фотографов, интервьюеров, рецензентов или это происходит как-то иначе?

Да, это наиболее распространенный сценарий. Я и сам в свое время (после MetalKings) пришел на Darkside.ru именно так. Иногда наши авторы предлагают своих друзей или знакомых. Журналистов из других изданий мы никогда не переманиваем, хотя обратные истории случались.

Может, есть какие-либо тонкости, которыми Вы бы хотели поделиться с начинающими журналистами, особенно теми, у кого нет соответствующего образования?

Делайте «домашнюю работу». Перед тем, как браться за материал, будь то интервью, рецензия или отчет о концерте, хотя бы бегло изучите, что писали по этой теме до вас. Нет ничего страшного в том, что вас критикуют за свое мнение. А вот если вы не знаете каких-то общеизвестных фактов, то это куда хуже и для вас, и особенно для издания, которое вас публикует. Этот момент вообще нелишне помнить - то, что вы пишите, очень часто ассоциируется у читателей не с вами лично, а с вашим журналом или сайтом. Вас уже пять раз забудут, а издание еще не «отмоется». Ну а что касается образования, то для музыкального журналиста, как и для музыканта, его наличие не является непременным условием успеха, что бы мы ни понимали под успехом в данном случае. В университете вас научат грамотно складывать слова в предложения, что тоже очень полезно, но не научат любить музыку и разбираться в ней.

Какие СМИ читаете?

Из музыкальной прессы - это, конечно же, журнал “InRock”, с которым HeadBanger.ru сотрудничает с момента основания. Также я всегда покупаю новые номера “Dark City”, которые у меня собраны с самого первого выпуска (сентябрь 1991 года). Раньше читал гораздо больше журналов - “Alive”, “Legion”, “1Rock”, да только где они теперь… Сетевые издания я не столько читаю, сколько мониторю - важно знать, чем занимаются конкуренты. Из немузыкальных изданий - слежу за новостями на Lenta.ru. Несколько раз порывался бросить, но у нас постоянно то Энтео бушует, то евро с долларом скачут, и приходится быть в курсе.

Существует ли деятельность, в которой Вы хотели бы попробовать себя в будущем?

Мне поспать бы… А если серьезно, то мне кажется, что сейчас я на своем месте. Я не из тех людей, для которых развитие - это обязательно что-то бросить и начать все заново в другой области. Бросать журналистику и найти для себя что-то новое я уже пробовал 13 лет назад - как видите, без особого успеха.

Что самое сложное в работе главного редактора такого популярного сайта как HeadBanger?

Общаться с людьми. Поскольку наша деятельность практически не связана напрямую с товарно-денежными отношениями (у нас не работают модели типа «я тебе - деньги, ты мне - текст/фото»; «ты мне - деньги, я тебе - рекламу» и т.д.), самое главное - уметь договариваться с авторами, с музыкантами, с посредниками в лице организаторов концертов, лейблов, менеджеров и т.д. А поскольку по натуре я мизантроп, необходимость постоянно просить, требовать, отказывать, объяснять напрягает меня колоссально. Но оставить ее другим, а самому быть просто журналистом, я тоже уже пробовал. И двух «кровавых» уходов с других ресурсов мне с лихвой хватило. Поэтому буду как-нибудь справляться сам.

А что нравится больше всего в этом, безусловно, титаническом труде?

Это, наверное, прозвучит высокопарно, но мне нравится процесс творчества - когда из ничего на экране материализуется текст, который ты читаешь, и который тебе самому нравится. Но есть и вполне земные радости - благодаря этому труду я имею возможность посещать немало концертов и слушать немало альбомов, которые бы в противном случае прошли мимо меня. Берешь из стопки дисков какую-то работу совершенно неизвестной группы, и вдруг оказывается, что это изумительная вещь - ну разве это не здорово? Наконец, у меня есть возможность, пусть и скромная, помочь донести творчество моих любимых артистов до более широкого круга слушателей. И если я пишу о ком-то, а потом мне говорят, что благодаря моей рецензии открыли для себя эту группу - это тоже очень приятно.

Могут ли неравнодушные как-то поддержать сайт, помочь непосредственно Вам в работе с ним?

Помощь больше всего нужна в технических вопросах. Сайт требует кошмарного количества времени на администрирование, другими словами, на то, чтобы всю поступающую информацию выкладывать и держать в актуальном состоянии. Если им заниматься каждый день, можно худо-бедно держать объемы работы в разумных пределах, но стоит мне на несколько дней уехать или заболеть, наступает коллапс. Также очень нужен человек, который бы разбирался в программировании и дизайне. Сайт делался 8 лет назад, и очевидно, что технические стандарты все это время не стояли на месте. Но я реалист и понимаю, что такого рода деятельность мало кому интересна. Куда чаще свои услуги предлагают фотографы и желающие писать отчеты о концертах, причем обычно уже сотрудничающие с двумя-тремя другими ресурсами. Но я всегда готов рассмотреть любые предложения. Мои контакты на сайте есть.

Остается ли при Вашей загруженности время и силы на еще на какие-то увлечения?

Совершенно не остается. Времени даже на сон не хватает. Но я не считаю, что я в чем-то себя обделяю - я увлекся музыкой задолго до того, как начал писать, и все подростковые годы музыка была моим единственным увлечением (кроме девушек, конечно). Так что мне, как говориться, грех жаловаться. В конце концов, я имею возможность заниматься любимым делом. И пусть оно не позволяет себя прокормить, у многих даже этой возможности нет. Уж сколько раз я это слышал - вроде бы и хочет человек ходить на концерты, слушать музыку и писать о ней, но работа/жена/ребенок/общая бессмысленность человеческого существования не позволяет…

Вы довольно часто работаете в тандеме с женой. А как ваши дети относятся к музыке?

Как к обычному развлечению, одному из многих. Время от времени им что-то нравится, но куда больше нравится смотреть мультики или копаться в смартфоне. Впрочем, я в их возрасте тоже мечтал быть машинистом на железной дороге. Возможно, свою «Улицу роз» им еще предстоит услышать.

Возможно, есть какой-то вопрос, на который хотелось бы ответить, но он не был задан?

Как мне кажется, сказанного достаточно. Но если появятся еще какие-то вопросы, буду рад ответить.

Скажите, пожалуйста, что-нибудь миру напоследок.

Дорогой мир! Пожалуйста, будь! Есть у меня в последние пару лет смутное предчувствие грядущего апокалипсиса, и а мне очень не хотелось бы, чтобы он состоялся. Потому что, как писал один из любимых мной в юности журналов, следующего альбома Metallica в этом случае нам уже не дождаться… Ну а пока мир еще стоит на месте, хочу сказать спасибо Вам, Евгения, за интересные вопросы, и поблагодарить всех тех, кто уже читает www.headbanger.ru или, возможно, заинтересуется им после прочтения этого интервью. Будем рады видеть вас на наших страницах!

Ночь за ночью спасая рок-н-ролл, Теперь все ясно-жизнь не напрасна

Previous post Next post
Up