Второй день нашей встречи был насыщенным. После знакомства с Ольгетти, Эгикалом, двинулись к "Вовнаш", а затем буквально на 10 - 15 мин. остановились около храма Тхаба - Ерды. Всё, повторюсь, ВСЁ впечатляет, вызывает чувство немого поклонения перед величием и красотой.. Но было и то, что вызвало вопросы и не только... Наш гид, Батыр Мальсагов, рассказывал об архитектурной композиции, сводах, плитах, фигурах, изображенных на них... Дальше, у восточной стены, как нам объяснили, апсида (поясню - так называется алтарная часть христианских храмов), в которой на своеобразной ступеньке были крест и купель для младенцев. Наш гид продолжал, это первый или один из первых - (не помню) христианских храмов на территории России. В памяти стали всплывать прочитанные ещё в студенчестве материалы по Тхаба - Ерды: Крупнов Е.И., Кузнецов.., Марковин В.И. и др. Вернувшись домой, посмотрела старые фото и др., которые и постаралась выложить. Не сторонница делитантской полемики на тему религии и веры, потому что в основе своей "спорят" люди малознающие, спорят ради спора, а не ради истины. Вера - это глубоко личное, а не показное. P/S. Дата на фото стоит неправльная. Правильно 16.10.11. На фото внизу главная (западная) часть храма:
Это противоположная часть храма - восточная, за ней и находится алтарная часть. Плиты справа и слева от оконных проёмов - разные, ещё раз подтверждают слова исследоватей о "ремонте храма" :
"Два "Два храма этой композиции в Ассиновском ущелье Ингушетии, Тхаба-Ерды и Алби-Ерды, по ряду признаков отнесены к вариантам типа трехцерковной базилики, или армянской зальной церкви с обходом, однако выявлено, что они были построены на основе различных образцов. Храм Тхаба-Ерды имел несколько строительных периодов и был построен раньше (конец IX - начало Х в.)". ( из дисс. Пищулиной В.В. "Храмое зодчество Сев.Кав. VI - XVI вв., М.,2007). Ещё ниже будут фото Е.И.Крупнова и др.
На фото внизу (Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия, М.,1971.) для сравнения те же две стороны храма - западная (1) и восточная (2), сделанные в 1958 г.:
эти же фото, из домашнего архива:
Южная сторона храма; через этот вход мы входили ... Два камня, слева над входом барс или пантера, справа - лучник, сохранилось в том же виде:
Фото из домашнего архива отца (1958 г.), северная сторона (слева от главного входа) и противоположная той, через которую мы все вошли. Разрушения значительные. Это уже в 1958 г (!). Здесь не видны крестово-купольные своды:
По этому поводу Крупнов пишет: "Приведенное описание «Тхаба-Ерды» Штедером, позднее, в 1811 г., в основном было повторено геологом Энгельгардтом, который между прочим установил, что храм (рис. 44, 45) был построен из «плит известняка и песчаника, добываемого недалеко»109. К сожалению, В. Ф. Миллеру, посетившему храм в 1886 г., остались неизвестными наблюдения Штедера, и Энгельгардта; отсюда и некоторые неточности в его заключениях".
Теперь о кресте и купели для младенцев. Оказывается этот обычай уходит корнями в язычество... В первом описании этого храма у Штедера (1781 г.) перев. с нем.яз. : " Внутри здания темно, гязно, лишено пола, посередине наполнено угольями, оставшимися от жертвоприношений животных; голова с рогами, кости и поломанные стрелы сохраняются по сторонам. У восточной стены расположены сводчатые ниши, заложенные камнями и имеющие будто бы подземные ходы, где хранятся церковные принадлежности и книги" (Крупнов Е.И. "Средневековая Ингушетия").
В восточнойй части храма мы увидели апсиду (алтарную часть) с крестом и купелью.
Приведу интересные наблюдения историка Л.Барахоева: (ПАМЯТНИКИ ИНГУШСКОГО ЗОДЧЕСТВА: Достаточно легко можно заметить, что крест, расположенный в алтарной части храма Тхаба - Ерды состоит из двух перекрещенных фаллов . Святилища, посвященные фаллическому культу, имели широкое распространение в Ингушетии. Например, в селении Кок (Кек) стоял четырехгранный каменный столб с грибовидным навершием (къобал - кхера). Во время засухи, головка фаллического памятника снималась и ставилась в виде чаши на землю. По степени наполнения дождевой водой определялся уровень будущего урожая и приплода скота. Такую же роль выполняли уплощенные камни с отверстиями, располагавшиеся во дворе большинства языческих святилищ Ингушетии. (Видимо, речь о таких камнях. Это в Тхаба -Ерды.):
Подобные камни, символизирующие детородный орган, мы видели в святилищах Эрзи и Барахане.
Примерно такую же роль выполняла так называемая купель, хранившаяся в святилище Тхаба-Ерды, потому что туда пробивались капли дождя и лучи света через центральное отверстие в крыше, возвышавшемся над алтарем. В алтарной части святилища Тхаба-Ерды лежит крест, составленный из двух фалов. Солнечные лучи -фаллосы. Капли дождя - небесная благодать, семя небесных богов, оплодотворяющее землю. Алтарь обозначает матку, соответственно купели.1 Отсюда и идея крещения детей и взрослых в купели, которая была заимствована христианской религией из язычества....
Путешественник и ученый В.Ф. Миллер в 1888 году писал о том, что в разных отсеках, т.е. под каждым куполом «храма» Тхаба-Ерды, молились представители определенных фамилий: Таргимхоевцев, Эгикальцев, Евлоевых. Все это наводит на мысль, что под одной крышей молились трем фамильным богам, а затем уже общему богу Тхъа....
Место, где располагалось общинное святилище, мыслилось ингушами как центр мира. Например, убитого молнией считали божественным человеком, поэтому на том месте резали жертвенного козла, ставили крест, на котором вешали растянутую шкуру животного. Считалось, что в момент удара молнии, здесь находился бог грома и дождя Села, следовательно, это был центр мира. Крест этот называли «Дошо Эрдал», т.е. «золотой Эрдал». Скрещенные руки или каменный крест также подразумевал центр или символ центрального божества. Или, например, руководителей сельских обществ ингуши называли «ерд тамады», т.е. главный тамада....
Если все обнаруженные в Ингушетии языческие кресты считать атрибутами христианства, то ингуши окажутся самым православным народом мира, так как на отдельных боевых башнях можно нередко можно встретить до 15 крестов...
Я убежден, что рельефы храма Тхаба - Ерды появились в очень раннюю пору проникновения христианства на Кавказ. Хронологически храм Тхаба - Ерды можно считать построенным вместе с первыми храмами Мухеты, Свети - Цхувели и Джовари и др., поэтому сюжеты с языческим содержанием превалируют над христианскими. Возникновение крестообразных построек связано с язычеством, жрецы в Ингушетии при исполнении обряда оплодотворения становились на медный крест и разбрасывали мох. .."