Периодически, пропагандисты возмущаются тому количеству лжи, которое их окружает. Видимо, есть все-таки понимание того, что без адекватной информации невозможно планировать и координировать какие-либо действия. Но даже в эти моменты они ратуют за право учителя
лгать, ведь «цель оправдывает средства». Так, например, Симонян, как бы подмигивая Д. Быкову, уточняет, что в воспитательных целях, можно конечно и приврать.
В связи с этим, вспомнилось, как Эрих Мария Ремарк в своем романе "На Западном фронте без перемен" подробно описывает роль учителя в мобилизации молодежи на войну. Описанный им школьный учитель Канторек является символом патриотического рвения и пропаганды. Он убеждает своих учеников вступить в армию, выполнить свой "долг перед Отечеством" и защитить Родину, но сам никогда не участвовал в боях.
Ремарк подчеркивает контраст между идеализированным представлением войны, которое рисовал Канторек, и реальностью фронтовой жизни, с которой сталкиваются его бывшие ученики. Война оказывается не героическим приключением, а ужасным, разрушительным опытом, полным страданий и смерти. Учитель изображается как фигура, способствовавшая иллюзорному представлению о войне, что привело к гибели и страданиям многих молодых людей.
Таким образом, Ремарк заочно критикует не только пропаганду, но и «лучшую в мире» систему образования, которая, по его мнению, играет важную роль в мобилизации молодежи на войну.