Еще одним примером диалектического синтеза может послужить то, как большевики нашли общие черты у западников и славянофилов, объединив их в своем подходе к управлению страной. Навязывая единые идеологемы и нормы, они добились того, что Дюркгейм называл «механической солидарностью».
На словах, большевики были, скорее, западниками. Но предложенный ими темп «революционных преобразований» привел к откату в традицию, в колею особого пути Славянофилов. Оседлав идею быстрого индустриального развития и внедрения передовых технологий, превращения России в современное индустриальное общество, они брали пример у западных стран. Было и встречное движение: идеалы коммунизма, стали популярны в западных социалистических движениях.
Декларируя научное управление и планирование экономики, поддержку развития науки и технологий как основы для построения нового общества, они установили жесткую централизованную власть, что больше соответствует традиционному русскому подходу к управлению. Создание колхозов и совхозов отражало идею коллективного хозяйства, напоминающего славянофильские идеалы общинного строя. В условиях нехватки, или полного отсутствия опыта управления страной, стали обыденными явлениями активное использование пропаганды и репрессий для навязывания идеологического единства, стремление к востановлению единства и сохранению и целостности бывшей империи.
Несмотря на цивилизаторскую риторику, в процессе реализации своих утопических идей, большевики повсеместно прибегали к методам и подходам, характерным для традиционного русского общества, которые близки славянофильским идеалам. Этот синтез западничества и традиционализма привел к созданию уникального пути развития, который сочетает элементы обоих подходов.