в вопросах о таинствах Церкви. таковые _для меня_ по-определению есть действия Троицы (обычно говорят о действии Св. Духа) в Теле Христовом - и вне Церкви говорить о них невозможно и бессмысленно, если не понимать под Церковью нечто не православное.
плюс про действие Бога в человеке нельзя говорить как о "неспасительном". альтернативный подход - учение о тварной благодати.
Нет-нет, Вы не поняли. Августин - святой отец и учитель Церкви, поэтому просто так выкинуть какое-то его учение нельзя, сказав, что "а для вас это вот так". Никакой собор никогда не осуждал утверждение, что вне Церкви есть подлинное Крещение (хотя, Карфагенский собор можно понимать в таком смысле, что нет). Поэтому нужно считать мнение Августина по вопросу крещения еретиков допустимым
**Августин - святой отец и учитель Церкви** - для меня это не так (т.е. я сам не встречал на него ссылок у св. о.о., плюс ничто из того, что я некогда у него читал, не близко моему представлению о православии; плюс в единственном общецерковном обсуждении исповедного вопроса при своей жизни он занял позицию откровенно неправославную). но это даже и не так важно - в вопросе о таинствах он стоит особняком - и именно от консенсуса. в т.ч. и соборного (повторю - 1-ое пр. ВВ в явном виде исповедовано Вс. Соборами).
относительно "не осуждал". все когда-либо осужденные ереси были в какой-то момент осуждены впервые. это никак не мешало существовать "консенсусу" и до такого осуждения, но это лишь значит, что до этого соответствующий вопрос не становился важным для текущей полемики - т.е. истинное исповедание в таком вопросе до этого значимым для Церкви образом не оспаривалось.
впервые в явном виде учение об "истинных таинствах" у еретиков соборно было осуждено в анафеме 1983-его г.
Comments 19
Reply
таковые _для меня_ по-определению есть действия Троицы (обычно говорят о действии Св. Духа) в Теле Христовом - и вне Церкви говорить о них невозможно и бессмысленно, если не понимать под Церковью нечто не православное.
плюс про действие Бога в человеке нельзя говорить как о "неспасительном". альтернативный подход - учение о тварной благодати.
Reply
Reply
относительно "не осуждал". все когда-либо осужденные ереси были в какой-то момент осуждены впервые. это никак не мешало существовать "консенсусу" и до такого осуждения, но это лишь значит, что до этого соответствующий вопрос не становился важным для текущей полемики - т.е. истинное исповедание в таком вопросе до этого значимым для Церкви образом не оспаривалось.
впервые в явном виде учение об "истинных таинствах" у еретиков соборно было осуждено в анафеме 1983-его г.
Reply
Leave a comment