день 6 25.07.2015
В Куанде, в самом центре поселка стоит большое здание - торговый комплекс "Мираж". В нем на втором этаже есть мини-гостиница на 4 или 5 комнат, хозяйка всего этого - Валентина Васильевна, очень приятная женщина, в поселке все её знают. Утром она дала нам телефон водителя "Урала", который должен нас перевезти вброд через реку.
Такса у них фиксированная - 5 тысяч рейс. Попрощались с хозяйкой и поехали на реку, ждать машину.
Автомобильный мост через Куанду
Я заехал ради интереса на ж/д насыпь, подошел к охраннику и спросил, можно ли переехать через ж/д мост. Как и ожидалось, он наотрез отказал, стал ныть что-то про то, что его уволят, набивает цену короче говоря. Конечно, можно запросто его послать, мотоцикл с заглушенным мотором руками катить по мосту не запрещено и ничего он не сделает - это опять же совет на будущее тем, кто вдруг столкнется с такой проблемой. А я вернулся к своим друзьям - не бросать же нам Юру одного на переправе - ему катить по мосту КТМ с огромными кофрами - не вариант вообще (ох и намучался он в дальнейшем на этих мостах! но это будет потом).
Машину ждать нам пришлось три часа. В километре от моста, вниз по течению есть метеостанция, я доехал до неё - работник станции тоже подрабатывает "паромщиком" на своей моторной лодке.
Таксу за проезд он знает - сразу сказал 5 тысяч за троих. Я ему сказал, что мы договорились уже с Уралом, но что-то его долго нет. Лодочник подсуетился тут же (хотя минуту назад ныл, что бензина нет) завел лодку и погреб к месту погрузки. Но на его беду, тут же приехал и Урал.
переправа
По совету водилы Урала Руслана, дальше мы заехали на ж/д насыпь и поехали по ней. На самом деле, большого преимущества в скорости мы не заметили, потому что все равно через каждый километр а то и чаще приходилось съезжать с насыпи на дорогу, чтобы переехать вброд очередной ручеек или речку. А так как стояла засуха, воды практически не было то можно было и просто все время ехать по дороге. Это на следующий день уже начались такие реки, которые вброд не переедешь, но обо всем по порядку.
Места там абсолютно дикие, дорога вся заросла - и неудивительно, ведь по ней никто не ездит уже много лет. Там гораздо реальнее встретить медведя, чем человека но нам повезло - это Андрэ, британец. Едет нам навстречу, из Магадана на запад.
Очень интересный человек. Говорит, что раньше никогда не ездил на мотоцикле. И тут в один день прозрел, купил старенькую ямаху сел на неё и уехал в кругосветку. В пути уже три года - проехал Африку и обе Америки.
Едем дальше, время от времени мой карбюратор продолжает напоминать о себе и вот в какой-то момент он так меня достал, что я остановился и решил, что буду его снимать. Прямо тут, на дороге. Больше всего этому обстоятельству обрадовались стаи макарОв и мошек. Юра уехал вперед, а я снял карбюратор и понял, что разобрать его не получится - болтики поплавковой камеры под крестовую отвертку закисли и я побоялся что резьба слижется, потом высверливать придется. Постучал его, продул во все возможные дырки, поставил обратно - заработало! Продолжаем свой путь. Догоняем Юру - он опять чинил переднее колесо, его заплатки на камере не держат и оно постоянно спускает. Вроде, порядок, можно ехать дальше. Не тут то было! Судьба решила подкинуть нам задачку посложнее - у меня захрустел задний подшипник. Хорошо, что есть запасной. Плохо, что нечем выбивать старую обойму и еще хуже то, что кругом болота и мошка пытается залезть в глаза, в рот нос и везде. Юра предлагает ехать потихоньку дальше, в надежде добраться до поселка - навигатор ему показывает что впереди - станция Леприндо, 30 километров до неё. Я решаю ремонтироваться здесь. Доехали до путейского домика, Юру отправили вперед и принялись за дело. Сняли колесо, нашли железнодорожные костыли (БАМ все-таки!) ими и выбивали обойму. Мошки залезали во все щели, пролезли снизу под штаны и искусали все ноги.
Пока ползал на корточках, старые мои мотоботы не выдержали - оторвалась подошва. 7 лет эксплуатации и несколько дней сырости не оставили им шансов. Надел кроссовки - дальше я по БАМу ехал как пижон - в кросачах :D до самого Якутска.
Едем дальше! На горизонте небо затянуло дождевыми тучами, временами накрапывает летний дождик причем светит солнце - красота!
Мы знали, что впереди скоро будут красивые озера - малое и большое Леприндо. Если бы не эти досадные поломки, обязательно бы остановились там, возможно даже с ночевкой!
Снова догнали Юру - он опять снимал переднее колесо, уже 5й раз за сегодня. От помощи отказался, сказал что уже заканчивает - езжайте, говорит, я догоню.
Мы поехали. Никакой станции Леприндо не существует, так что решение менять подшипник на месте было верным.
Дождик то накрапывает, то нет. У нас закончились сигареты и другие стратегические запасы, перед Новой Чарой строят дорогу - много самосвалов летают посреди дороги, приходится уворачиваться. Автомобильный мост через Чару отремонтирован, никаких проблем. Посчитав, что сегодня мы достаточно покормили макарОв, решаем заночевать в гостинице.
день 7 26.07.2015
Утром выяснилось, что Юра так и не доехал. Связи с ним не было, написали ему смс чтобы дал знать о себе. Впервые за последние дни решили нормально позавтракать перед дорогой, пошли в депошную столовку. Лучше бы не ходили - накормили нас там вонючей жареной колбасой и теплым чаем. Где-то на севере рядом с Кодарским хребтом находятся Чарские пески, но местные говорят что проехать туда не получится - только пешком или на вездеходе.
Не очень-то и хотелось, что мы, песков не видели что ли? Заправились и помчали дальше. Дорога отличная! Недавно там начали разработку месторождения золота и "золотари" сделали для себя дорогу. По ней мы и уехали лишних 50 километров, пропустив нужный нам неприметный поворот на Хани.
Хорошая дорога в не туда.
Собственно, начали мы понимать, что едем не туда раньше, когда БАМ пропал из поля видимости. Но продолжали ехать, все надеясь, что он сейчас снова появится. В итоге поймали местного, который возвращался на "Минске" с рыбалки, он нам и сказал - езжайте назад 50 километров. Блин, обидно, но сами виноваты. [u]Для тех, кто поедет!!![/u] не пропустите неприметный поворот направо в 100 километрах от Новой Чары, а то уедете к "золотарям" и помните, что БАМ всегда должен быть рядом. Причем позже мы дозвонились Юре, предупредили его, он послушал, поблагодарил за информацию, плюс у него Гармин и все равно он уехал к золотарям на 90 километров туда и потом столько же назад.
Ну а мы отмотав лишние 100 километров перебирались через перевалы.
вдоль дороги лежит снег, не редкость для этих краев
В поселок Хани изначально не собирались заезжать, но так как намотали лишние километры - пришлось. Удивительная административная глупость - посмотрите на карту, этот поселок принадлежит к Нерюнгринскому району республики Саха Якутия! Дурдом, конечно - где Нерюнгри а где Хани...
В поселке встретили мужика на мотоцикле DR 650 зовут Серёга. Спросили, у кого бензин можно купить? Он нас привез в свой гараж и залил нам по 10 литров наотрез отказался деньги брать. Еще огурцами свежими угостил)) Рассказал, что нас дальше ждет - едьте по ж/д насыпи. По ж/д мостам тоже. Дальше охраняемый мост только один - через Олёкму. Посоветовал ждать поезд, и только когда он пройдет - ехать через мост.
Спасибо огромное, хороший человек Серега из посёлка Хани!!!
Мы с Колей "встали на рельсы" и следующие три дня наше мотопутешествие стало железнодорожно-мотоциклетным. Иначе никак.
Перестроиться на новый формат оказалось непросто. Сразу после поселка мы заехали на насыпь, проехали пару километров и упёрлись в ж/д мостик.
Река под ним была довольно большая, и мы , следуя инструкции, принялись ждать поезд, чтобы следом за ним проехать.
Через полтора часа ожидания мы плюнули, и ,страхуясь рациями, переехали. Проехали еще несколько километров и упёрлись уже в большую реку и большой мост.
пока ждали поезд, я залез на мост
За мостом - резкий поворот, поезда не видно. Тут мы рисковать не стали, дождались поезда и после него проехали.
Тогда мы поняли, что если соблюдать все правила, то мы в Магадан приедем в середине января. Страшно, конечно, встретиться с поездом на мосту, но ждать его по часу - полтора непростительная трата времени. Что интересно, график движения поездов - совершенно хаотичный, бывает - один за одним прут, а бывает - окна до двух часов (связанные, скорее всего, с ремонтами на участках).
Короче, дальше перед мостами мы останавливались, глушили мотоциклы, снимали шлемы и прислушивались. Чаще всего мешал шум реки из-под моста. Затем включаем рации, один смотрит вперед-назад, другой - едет по шпалам. Ехать очень тяжело - места нет, слева - рельс, справа - яма , ногу поставить некуда, сумки цепляются за перила. В такой ситуации оглядываться назад некогда, скорее бы переехать. Уже через день мы приловчились, тем более научились разбираться в сигналах ж/д семафоров и знали, с какой стороны и когда будет поезд.
Приехали в посёлок Олёкма, отзвонились домой. Связи по дороге нигде нет, только в поселках. А они - один или два за день попадаются. Пополнили запасы провианта и поехали дальше. Был уже вечер, переехали через этот мост
и остановились на ночь в путейском домике.
день 8 27.07.2015
Вот тут мы и ночевали
Такие домики вдоль дороги стоят довольно часто, 10-20 км. Многие замусорены, без стекол или дверей. Но большинство - в приличном состоянии, путейцы в них живут и греются зимой. Везде стоит печь , запас дров, топчаны и стол. Ночевать в них очень удобно, не надо палатку ставить и бояться, что ночью в палатку медведь залезет - их там много))
Большой минус в том, что каждый машинист считает своим долгом поприветствовать мотоциклистов своим сраным гудком.
Юра прислал СМС: Ночевал на оз. Леприндо, камера переднего колеса - в хлам. на след. день приехал в Новую Чару, остановился в нашем номере. Нашел шинку, сделал колесо. Ехать очень тяжело, на мостах приходится кофры снимать руками переносить...
День начался бодро - насыпь - съезд - брод - подъём - насыпь - и так по кругу... Ждем, когда будет река Олёкма, и охраняемый мост. Кто-то едет через него внагляк, потом за ними охрана по мосту бегает - орёт, кто-то договаривается за деньги, кто-то по многу часов ждет окна в движении поездов... Как у нас получится?
Ручьи и небольшие речки едем вброд, по ж/д не злоупотребляем. Тут спускаемся с насыпи перед очередной речкой - а она большая такая и быстрая. Уже было решили вернуться на насыпь и по ж/д мосту проехать, но я решил пройти ногами вброд глубину померить.
течение сильное, вода студеная
решаем ехать. Я еду первым, ледяная вода полностью скрыла мотор, от резкого охлаждения он заглох. Пришлось преодолевая течение толкать руками. У Коли та же история. После таких физических упражнений мы все мокрые на другом берегу! Пользуясь случаем, перестирали вещи и искупались.
Едем дальше, вскоре появляется огромная река - Олёкма. Перед ней - разъезд поездов, при нас проезжают два поезда в оба направления. Мы решили не наглеть, и подойти к охране, чтобы спросить разрешение на проезд через мост. Мы были готовы ко всему, кроме этого - охранник нам сказал : без проблем, ребята, езжайте. Два поезда прошли, вам повезло - некоторые двое суток окна ждут. У вас час времени!
Мы тупить не стали, переехали быстро. Мужик нас страховал, бежал рядом, всячески помогал. Потом рассказал, как дальше ехать, где какие трудности и открыл нам шлагбаум. Я пытался дать ему денег - просто от души, за то что он хороший мужик. Не взял! Спасибо, хороший мужик на мосту через Олёкму!!
Через 20 км - посёлок Юктали. Там есть где раздобыть бензин - любой местный житель подскажет, где продаёт бензин по 50 руб/литр дядя Юра.
"Режым работы 18-20. Дальше едем на дровах."
Пополнили запас горючего для мотоциклов и для себя, отзвонились домой и проехали еще с десяток километров от Юкталей. Выбрали самый симпатичный домик на берегу реки и встали лагерем!
За этот день мы прошли всего чуть больше ста километров, но зато каких! Именно в этот день мы стали с грустью понимать, что БАМ скоро для нас закончится. До Тынды оставалось 400 км, 250 из них хорошая грунтовка с мостами, по здешним меркам - автобан.
день 9 28.07.2015
Очередное хорошее утро. Грузимся - и вперед!
Уже все больше людей и машин по дороге, очень много рабочих на железной дороге. Коля пробивает переднее колесо
Чинимся, едем дальше.
Уже ставшие привычными броды и ж/д мосты, но все больше и больше действующих, недавно отремонтированных мостов. Очередная большая река - Чильчи, авто моста нет, на ж/д идет реконструкция. Переехали без проблем, никто нам не помешал. К обеду приехали в поселок Чильчи, очень душевно пообщались с местными на завалинке у магазина, пообедали беляшами с холодным пивом. Жизнь хороша, когда едешь в Магадан не спеша. Дорога - широкая ровная грунтовка, все мосты построены. Проехали еще километров сто и приступили к поиску подходящего домика для ночевки. Видимо из за того, что Тында рядом, домики находятся в "убитом" состоянии. Пришлось остановиться в таком
Зато речка рядом. Весь вечер по дороге вдоль насыпи ездили самосвалы, поднимая пыль. Ну и как обычно, каждый машинист поезда истошно дудел, завидев мотоциклы у домика.
день 10 29.07.2015
Утром я обнаружил у своего мотоцикла пустое заднее колесо. Самосвалов и пыли стало еще больше, решили отъехать подальше от дороги и потом чинить. Собрали вещи, я накачал колесо - вроде держит. Доехали до поселка Хорогочи - у меня и переднее колесо спустило. Починились и долетели до Тынды, к тому времени у меня из карбюратора бензин струей потек. Созвонились с Максом (местный эндурист и начальник в КамАЗовской ремзоне, в прошлом году я с ним познакомился) и приехали к нему в ремзону. Я снял карбюратор, Макс мне его разобрал, я вычистил из него полкило грязи, все собрали обратно. Одновременно провели ТО мотикам, заменили масло и промыли воздушные фильтры, натянули и смазали цепи. Мотоциклы с вещами оставили у Макса в боксе, пешком дошли до гостиницы, заселились, отмылись, вещи сдали в стирку. Хотели съездить в музей БАМа, но уже было поздно, он не работал. На этом культурная программа закончилась не начавшись, посидели хорошенько в ресторане, отметили окончание первой части нашего путешествия.