«Комсомолец Калмыкии» - последний причал

Feb 08, 2015 17:59

Иногда, кажется, что душа есть не только у человека. В последнее время и вовсе, всё чаще начинаешь задаваться вопросом, а есть ли она у него вообще? Буквально в паре километров от центра Саратова, в 1999 году на свой последний причал встал морской тральщик, который вот уже 16 лет медленно, но верно превращается в историю. Что это за судно? Какие тайны скрываются в полузатопленных и прогнивших трюмах? Сегодня я попытаюсь ответить на эти вопросы и поближе познакомить вас с данным боевым кораблем.




«Комсомолец Калмыкии»  - морской тральщик, построенный в 1952 году, в боевые задачи которого входило: определение границ минных заграждений и их уничтожение, разведывательное и контрольное траление, прокладка фарватеров в минных полях, проводка за тралами кораблей и судов, а также участие в постановке минных заграждений.




Свое «комсомольское» имя, судно получило не сразу. После спуска на воду, в 1952 году корабль получил порядковый №121, затем в 1966 году был переименован в МТ69, и наконец, в 1972 году, судно получает свое окончательное название «Комсомолец Калмыкии».



К сожалению, время не щадит никого, и в 90-ых годах судно было списано из состава  Каспийской флотилии ВМФ России. Какое-то время «Комсомолец» числился за ДМШ Саратова, но в итоге корабаль был отправлен на слом.



Помимо трального вооружения, на корабле имелось: две спаренных 37-мм зенитных автоматических установки, располагавшихся на баке и на надстройке в корме, а так же две спаренные 12, 7-мм пулемётные установки. Всё вооружение после списания судна, было снято, сегодня можно разглядеть лишь помосты креплений.





Вид с кормы на надпалубную надстройку. Надстройка состояла из трёх этажей.



Несмотря на то, что по судну усердно прошлись охотники за металлом, многие гермодвери еще остались, вот парочка из них.





«Комсомолец» имеет довольно приличный крен на левый борт, а кормовая часть, практически полностью скрылась под водой.



Ну что ж, отправляемся в надстройку.



Здесь располагалась радиорубка. Именно из этой каюты осуществлялась связь с землей и другими судами.



Из радиорубки мы попадаем в небольшой коридор. По центру располагался спуск на нижнюю палубу, справа вход в каюту командира, а слева агрегатная радиосвязи.



Агрегатная радиосвязи - была буквально испещрена различным оборудованием.



А вот и спуск на нижнюю палубу. Когда-то здесь была лестница… Справа находился шифр-пост - специально оборудованное корабельное помещение, предназначенное для производства в нем шифровальной работы.



Полы, на судне сильно прогнившие, передвигаться приходится предельно аккуратно, внимательно смотря под ноги.



Здесь располагалась каюта командира.  Раньше она была явно поуютнее…



Далее, мы решили отправиться на второй ярус палубной надстройки.



Из этого помещения осуществлялось управление тральным вооружением судна. На некоторых иллюминаторах сохранились защитные бойницы.



На втором ярусе, так же как и на первом, имеется небольшой коридорчик.



Настало время подняться на самую верхнюю палубу «Комсомольца». Все лестницы были благополучно спилены на металлолом, поэтому пришлось включать паркурщика.



Функция «подай штатив» - вот истинное предназначение любого друга фотографа.



На самом верху, располагалась огромная мачта с радиолокационным оборудованием, длина которой, практически равнялась высоте самого судна.



Вид на носовую часть судна с крыши ходовой рубки.



А вот и сама ходовая рубка. Непосредственно отсюда  осуществлялось управление кораблем. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони, толщиной 8 мм.






После того как надпалубная часть корабля была осмотрена, настало время спускаться вниз. Нижняя часть судна представляет собой два яруса. На первом располагались хозяйственные отсеки и каюты личного состава, а на втором - преимущественно машинное отделение и прочее техническое оборудование.



Практически во всю длину судна раскинулся длинный коридор. Фотография сделана из центральной части этого коридора, в сторону кормы. Ближайшая вход слева - кладовая. Коридор упирался в машинное отделение и тральное оборудование.



А вот и та самая кладовая, о которой писал чуть выше.



Попытка пробраться в машинное отделение - успехом не увенчалась. Буквально в паре метров впереди меня, располагалось машинное отделение.  Два главных дизельных двигателя типа 9Д суммарной мощностью 2000 л.с., обеспечивали скорость полного хода более 25км/ч. Дальность плавания при 18км/ч составляла 3800 миль. За машинным отделением располагался кормовой погреб боезапаса и вьюшка электромагнитного трала ТЭМ-52.



Дальше мы отправились в противоположную сторону коридора, начав движение к носовой части судна. Справа помещение, где располагался главный распределительный щит.



Жутковатый коридор…



Предположительно, камбуз. Именно так на флоте называется кухня. Слева виднеются остатки от раковины.



Справа в кадре гальюн. Под этим красивым названием скрывается не что иное, как - туалет. Во времена парусных судов, гальюн располагался на самом носу корабля, и представлял собой либо доску с дыркой, либо просто сетку. Трудно себе представить, как тяжело было справлять нужду в шторм. Учитывая средневековую дизентерию, нередки были случаи, когда матросам не удавалась добежать до весьма неблизкой носовой части судна, может именно поэтому на флоте сложилась традиция драить пол… =)



Здесь, личный состав, который состоял из 65 человек (из них 7 офицеров), принимал пищу. Прямо по центру помещения располагался большой стол, так же в помещении находилось несколько спальных мест.



Каюта офицеров. Слева виднеется металлическое основание от койки.



А здесь, располагалась кают-компания - место для собраний, отдыха, иногда использовавшееся в качестве столовой. По центру стоял большой стол, так же имелось несколько диванов по краям, шкафы, ящики и многочисленные полки. Дальше я решил забраться в отверстие, которое можно увидеть в левой части кадра.



Как, оказалось, сделать это в зимней одежде весьма не просто, но немного покорячившись мне, все-таки удалось пролезть.



В этом маленьком техническом отсеке, есть несколько шлюзов в самую нижнюю часть судна. Круглая штуковина по центру кадра - остатки двигателя, приводившего в движение якорь судна.



Вот, как все это работало.



Находясь в кают-компании, было грех не воспользоваться нашими запасами провизии. Соорудив небольшой столик из крышки какого-то ящика, мы принялись уплетать приготовленные нашим коком блины.



А вот и главный коридор во всю длину. Справа, каюта офицеров.



После плотного обеда, настало время отправиться в последнее неисследованное место, а именно на самую нижнюю палубу.



Практически все помещения нижней палубы, оказались затоплены. А те, которые еще не были во власти водной стихии, заставили нас изрядно поползать и побиться головами об потолок.



Если верить одной из найденных мною схем, то в данной каюте располагались многочисленные койки матросов. Весь корпус судна был разделён на десять водонепроницаемых отсеков, перед вами один из них.



Основным материалом корпуса служила судостроительная сталь марки Ст.4с. Маломагнитная сталь марки ЭИ-269 применялась лишь для накладных листов под компасы. Корабль имел второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное - 569 т.



Проникнуть в аккумуляторный отсек мне так и не удалось - лёд практически полностью сковал дверной проём, поэтому мы решили отправиться на поверхность.



Небольшая подборка фотографий, как говорится, для атмосферы…













Для полноты картины, мною так же был снят небольшой видеоматериал:

image Click to view



Вот так умирают корабли. А ведь, из него вполне можно было сделать музей, да и в саратовском Парке Победы «Комсомолец» смотрелся бы более чем достойно… Но, увы, судьба распорядилась иначе, и через каких-то 5-10 лет от боевого корабля не останется и следа...

P.S. Не исключаю того, что в статье много ошибок и неточностей, так как схемы были очень плохого качества. Если кто-нибудь обладает достоверными сведениями по данному кораблю, то с удовольствием внесу исправления, а кому всё понравилось - не скупитесь на репосты и лайки. И еще, в интернете наткнулся на детальную модель «Комсомольца Калмыкии», думаю, будет интересно взглянуть, как судно выглядело при жизни: http://www.shipmodels.ru/model/rus/149
__________________________________________________________________________________________________________________________________
P.S.S. Послесловие. 22.08.15

После данной публикации, мне написало огромное количество людей . Одни, были просто заинтересованны судьбой корабля, другие когда-то несли на нем службу. Алексей Супрунов - служил в 250-ом дивизионе тральщиков, в том самом, к которому когда-то был приписан наш "Комсомолец". Алексей внес интересные дополнения к описанию фотографий:

1.Третье фото сверху, можно добавить к году постройки Пр.254.
2. К пятому фото название 37 мм. артустановки В-11 (Веди), а 12,7 2М-1. Помост крепления артустановки называется "барбет".
3. Седьмое фото, вид на надстройку, палуба перед надстройкой называется "ростры". Все "этажи" корабля делятся на палубы.
4. Восьмое фото, крышка люка в отсек форпика.
5. Двенадцатое фото, Р/Р это Боевой пост. Каюта и Кубрик это жилые помещения, для отдыха и проживания личного состава. Я был в командировке на "Комсомолце К." в этой Р\Р.
6. Тринадцатое фото, коридор называется "Тамбур командира".
7. Пятнадцатое фото, спуск из тамбура на главную палубу в офицерский отсек. Тут был трап. Шифр-пост, это рубка СПС (Секретный Пост Связи).
8. Шестнадцатое фото, полов нет, есть палубы.
9. Восемнадцатое фото, трап с ростр на штурманский мостик.
10. Девятнадцатое фото, это боевой пост ЗКП (Запасной Командный Пост). В мирное время эго не использовали.
11. Двадцатое фото, палубы на корабле считаются от главной, тут получается не второй уровень, а вторая палуба и на фото дверь из ЗКП в штурманскую рубку.
12. Двадцать первое фото, Вы стоите на командирском мостике или еще его называли крыло.
13. Двадцать третье фото. тут вид на сигнальный мостик.
14. Двадцать четвертое фото, вид на Бак корабля. На ближнем плане банкет ЗКП, дальше Командирский банкет, Световой люк кают-компании, волнорез, шпиль и т.д.
15. 25 фото, ГКП - Главный командный пост.
16. 26 фото, вид на надстройку с ростр, трапы на штурманский мостик.
17. 27 фото, коридор, слева дверь в каюту баталера,(мичмана отвечающего за снабжение экипажа продуктами и снаряжением. С права баталерка, (продуктовая).
18. 28 фото, каюта баталера.
19. 29 фото, машинное отделение. Жаль затопленное.
20. 30 фото, слева дверь в каюту секретчика, справа дверь дверь в рубку аппаратуры госопознавания, тут была станция РТР "Бизань-4".
За дверью слева дверь в амбулаторию. А справа дверь отсек в дизель генераторную.
21. 31 фото, там где жутковатый коридор, слева дверь в умывальник и гальюн. С права дальше спуск в первый (носовой) кубрик.
22. 32 фото, это не камбуз а амбулатория.
23. 33 фото, гальюн,
24. 34 фото, каюта мичманов.
25. 35 фото, это или каюта старпома или каюта офицера механика. Точно сказать не могу.
26. 36 фото, кают-компания, сверху световой люк, слева люк в шпилевой в выгородку ГАС (Гидро Акустическую Станцию) "Тамир-10".
27. 37 фото, люк в выгородку ГАС "Тамир-10" и слева видна часть устройство привода шпиля.
28. 38 фото, шпилевая, слева виден люк в выгородку электриков и к цепным ящикам.
29. 40 фото, справа каюта замполита.
30. 41 фото, люк в носовой (первый) кубрик.
31. 42 фото, там где стоит ваш штатив, там устанавливался телевизор.
32. 43 фото, носовой кубрик, слева от парня что на трапе, располагались комендоры (артиллеристы) Б/Ч-2 (боевая часть). На месте от куда фотографировали, тут и пиллерса (круглая труба) справа на фото, тут жили радисты, рулевые и сигнальщики Б/Ч -4 и Б/Ч-1.
33. 45 фото, лучь фонаря направлен на дверь выгородку гирокомпаса.
34. 46 фото, девушка прикасается за форштевень.
35. 48 фото, парень заглядывает в фальшь-трубу.
36. 49 фото, возможно (если это люк с фото №-9) это люк в коридор и в кормовую крючит камеру (артиллерийский погреб).
37. 50 фото, эмблема 250 дивизиона тральщиков Краснознаменной Каспийской Флотилии, 73 бригады ОВРа.

Помимо дополнений к тексту, Алексей прислал фотографии "Комсомольца Калмыкии", сделанные во время службы на флоте.













Ну и напоследок, грустная новость. Этим летом начался распил корабля на металлолом... Очень печально, что моя запись стала последней прижизненой. Теперь то, причал уж точно - последний.

28.11.17. Корабль был полностью распилен на месте своей последней стоянки. История закончена. Фото: Андрей Девишев



история, фотографии, затонувшие корабли, зима, "Комсомолец Калмыкии", Саратов, canon, путешествия

Previous post Next post
Up