Во вторник восьмого был на L'homme à tête de chou в Théâtre du Rond-Point, что близ Елисейских полей. Спектакль представляет собой хореографическое действо (которое можно условно назвать балетом, как это делают критики, рецензии которых я читал) под музыку с одноименного альбома Генсбура в исполнении
Алена Башунга. Постановщик - известный хореограф Жан-Клод Галлотта.
L'homme à tête de chou, третий по счету "концептуальный альбом" Генсбура, вышел в 1976 году. На обложке пластинки красовалась скульптура Клод Лаланн, изображающая сидящего обнаженного человека с кочаном капусты вместо головы. Когда-то Генсбур увидел эту скульптуру в арт-галерее, купил ее, и она вдохновила его на историю, которую он поведал в двенадцати песнях своего альбома.
Вкратце сюжет "Человека с головой-кочаном" таков. Стареющий журналист, имени которого мы, как обычно у Генсбура, не знаем, влюбляется в юную Марилу, работающую в парикмахерской. Марилу разводит его на бабки и доводит до банкротства, а сама при этом вовсю ему изменяет. В порыве бешенства герой убивает возлюбленную огнетушителем (дело происходит в гостиничном коридоре) и попадает в психиатрическую клинику, где, страдая от безделия, дрессирует майского жука и вспоминает о своей любви.
Спектакль меня очень порадовал и даже превзошел мои ожидания, немного скептические. В целом, исходя из идеи, выбранной постановщиком (достаточно минималистической), сделать лучше было и нельзя.
В спектакле участвовали тринадцать танцоров, почти поровну мужчин и женщин. Вообще-то в постановке их должно было быть четырнадцать, эту цифру я видел в программке и отзывах кртиков, но возможно, в тот вечер кто-то болел. Главного героя изображали по очереди все мужчины, Марилу по очереди все женщины. Очень часто по мере развития сюжета одну танцующую пару сменяла другая.
Хореография не буквально следовала сюжету альбома, и это, наверное, к лучшему. Узнаваема была сцена в парикмахерской, где главный герой знакомится с возлюбленной, любовь Марилу с двумя неграми (которых танцевали белые танцоры с чулком на голове, хотя в спектакле участвовал один черный), более или менее убийство и психиатрическая клиника в конце. Большинство сцен были представлены гораздо более абстрактно. Роль огнетушителя, которым герой убивает свою возлюбленную, исполняла красная электрогитара на шее у Марилу (впрочем, орудием убийства в спектакле она не была, а была только кроваво-красным пятном для создания атмосферы).
Некоторые хореографические находки показались мне смешными; например, под Variations sur Marilou все танцоры ходили кругом в трусиках и черных рубашках нараспашку.
Двое танцевали обнаженными - точнее, танцевала девушка, сначала топлесс, а потом сняв трусики. Впрочем, трусики она спустила до щиколоток и так в них и танцевала короткими перебежками. А мужчина просто сидел на стуле в маске а ля "Планета обезьян". Потом он стянул маску, надел лежавшие рядом трусы и рубашку и стал танцевать с остальными. Мне не удалось полностью постичь смысл этой сцены.
Запись Башунга была сделана специально для спектакля. Это его последняя запись, осуществленная в конце 2008 г., он ушел из жизни 14 марта с.г. Использованная аранжировка примитивнее генсбуровской, с обилием перкуссии и гитарными запилами. В записи были добавлены длинные инструментальные проигрыши, с целью увеличить продолжительность спектакля (он шел час пятнадцать, тогда как длительность генсбуровской пластинки приблизительно 33 минуты, если я не ошибаюсь в подсчетах).
Почти единственным реквизитом, задействованным в балете, был стул на колесиках. Как объяснялось в программке, на этом стуле сидел Башунг во время репетиций, и изначально предполагалось, что певец будет на сцене во время спектакля. Когда в конце вместе с танцорами вышел кланяться постановщик, он указал на стул и возвел руки горе, адресуя часть аплодисментов покойному Башунгу.
Спектакль идет в "Рон-Пуане" до 19 декабря. Видео ниже, к сожалению, дает лишь условное о нем представление.
Click to view