Корейское кино преподнесло сюрприз мощности маленькой атомной бомбы: у корейцев обнаружился свой "Человек из прутьев".
Основное действие фильма происходит на каменистом острове, живущем за счет рыболовства (им занимаются мужчины) и ловли жемчуга (женщины). Население острова сокращается, мужчин становится все меньше, что связывают с легендой о мистическом острове Иодо, где находят пристанище души погибших рыбаков: Иодо не просто терпеливо ждет новых обитателей, но является им в море, настойчиво призывая поторопиться с визитом. Чтобы избежать этой роковой встречи, многие мужчины покидают место жительства и уезжают на "большую землю". На острове остаются женщины-ныряльщицы - они, как человек-амфибия, не могут существовать вдалеке от моря. Естественным образом складывается матриархальное общество, главенствующую роль в котором играет алчная и властная женщина-шаман. Главной проблемой общины становится детопроизводство.
В эту дружелюбную среду прибывают из Сеула бизнесмен и журналист, расследующие обстоятельства гибели уроженца острова, покинувшего родное селение еще в подростковом возрасте, но позже туда возвращавшегося. Погибший исчез с корабля, который отправился в море с целью найти мистический Иодо - вовсе не в исследовательских, как можно подумать, а в коммерческих целях.
Повествование состоит из нескольких сюжетных и жанровых пластов, построено на флэшбэках и движется в рамках опроса обитателей острова. Без синдрома ненадежного свидетеля: не будучи подозреваемыми, местные жители ничего не скрывают, разве что никто из них не знает правды во всей ее полноте; в последней части картина оборачивается шаманским действом со своеобразным вызовом погибшего - из-за всего перечисленного возникают ассоциации с "Расемоном". Тем не менее, "Человек из прутьев" является более устойчивой ассоциацией. Закрытая община, проблема плодородия, чуждые обычаи и сексуально откровенные ритуалы - не повторяя фильм Харди дословно, "Иодо" претендует на звание острова-побратима.
Режиссер фильма - известный нам Ким Ки Ен, снявший оригинальную
"Служанку". Кажется несправедливым, что первая имеет уже мировую известность, тогда как "Иодо" почти никому не знаком. Картина о мистическом острове с легкостью выигрывает у "Служанки" в стройности и логичности сюжета, ясности повествования и убедительности героев. Многочисленность персонажей не позволяет главной героине солировать большую часть экранного времени, однако красота, мягкая пластика и естественность Ли Хва Си делают ее фавориткой несмотря на всю выразительность зловредной угловатой предшественницы. По крайней мере, в моих глазах. И хотя цвет и открытое пространство "Иодо" не кажутся столь эффектными как макабрические черно-белые образы "Служанки", операторская работа на очень хорошем уровне, и фильм предлагает довольно интересные сквозные визуальные темы. Кроме того, "Иодо" содержит как минимум два как минимум ошарашивающих эпизода, в своей беззастенчивости и бизаррности превосходящие не только "Человека из прутьев", но даже современный корейский кинематограф.
Несколько скриншотов:
P.S. Легенда об Иодо в Корее действительно существует, однако мистический остров давно имеет конкретное местоположение на географической карте.