Кто бы мог подумать, что я буду заливаться слезами на классическом спектакле по пьесе Горького, написанной больше ста лет назад!
Шла на спектакль, лишь примерно представляя себе содержание, ибо пьеса, если и была прочитана, то лишь в рамках обязательной программы средней школы, и ни следа в памяти не оставила. И, пожалуй, это даже к лучшему. В детстве все, о чем писал Горький, представлялось архаикой, давно отжившим: времена изменились, люди другие, какой Васька Пепел мог быть в советском настоящем? Люди другие, да. Вот только волнует их все то же: счастье детей, найдут ли они свой путь, будут ли успешны, смогут ли стать опорой в старости. Судьба родины тоже волнует, да, однако спектакль был скорее об отношениях отцов и детей, как мне показалось, чем о борьбе новых революционных сил с миром мещанства.
В семье зажиточного мещанина Бессеменова было трое детей: двое своих - сын Петр да дочка Татьяна, и приемный Нил. Бессеменов, как и любой родитель, желал детям лучшей доли и "отправил их в образование". Только между хорошим образованием и счастьем нет знака равенства. Вот и маются детки. Татьяна учительствует, но в школе ей шумно и беспокойно, впрочем, дома ей тоже плохо: спокойно и слишком тихо. Петра выгнали из университета за участие в студенческих волнениях, о чем он жалеет горько, потому как не желал участвовать, а всего лишь не смог отказаться по слабости характера. Что им нужно для того, чтобы чувствовать себя счастливыми, они и сами не знают. Родной дом, отец с матерью их тяготят. Отцу же хочется, чтобы жизнь его детей шла по заведенному порядку, чтобы дочь удачно вышла замуж, чтобы сын получил хорошую должность, выгодно женился. Чтоб все как у людей. Он хочет донести это до детей, но не находит отклика в их душах, его ценности им неинтересны, каждый день в доме скандалы, разгорающиеся на пустом месте. Отец как "тупая пила" пилит, и пилит, и пилит по одному и тому же месту. "Чей это дом?", "Кто здесь хозяин?", "Я потом и кровью", "Что замолчали, с родным отцом и поговорить не о чем?" Им действительно не о чем говорить. Дети и хотели бы вырваться из дома, да ничего не желают для этого делать, поскольку попросту боятся перемен.
Основной конфликт в пьесе завязан вокруг приемного сына. Тут я ничего рассказывать не буду. Тем, кто как я, пойдет на спектакль неподготовленным, лучше все увидеть самому.
Андрей Зенин, исполнитель роли отца семейства, играл так пронзительно, на разрыв, до выгорания, на поклоне у него не было сил даже улыбнуться. Это просто не могло оставить равнодушным. Впрочем, не только Андрей, все артисты достойны аплодисментов. По окончании спектакля зрители устроили овацию стоя.
А от чего плакала? Да я увидела себя и в качестве равнодушного ребенка, знающего разумом, что его любят, но отталкивающего эту любовь (какой же я была дурой в 16-то лет!), и в качестве "мамаши-утки, защищающей своего птенца от собаки". Сто одиннадцать лет прошло с того момента, как Пешков написал эту пьесу. Больше века. Спектакль Малого драматического театра на Большой Серпуховской показал, что у пьесы нет срока давности.
Click to view