Тёплые ламповые стартапы, лайки френдов и распространение идей

Mar 27, 2013 05:04

Осторожно! Это очень длинный пост, состоящий из сплошного рассуждения. Если вы не готовы читать многобукв, рекомендую и не начинать, чтобы в середине не разозлиться в сердцах досадуя "когда же он перейдёт к сути?" Теперь все короткие мысли выражаются в Фейсбуке, так что ЖЖ остаётся только для длинных.

Сегодня я хочу поговорить о том, как мы относимся к распространению идей. С некоторых пор я посвятил всё своё рабочее время развитию двух с половиной программных продуктов, которые должны накормить меня и ещё несколько человек за то, что мы сделаем мир чуть-чуть удобнее, теплее и веселее. Мне всегда нравилось развивать идеи, которые мне казались классными. Иногда за это ещё и платили. Таким образом, я и стал обладателем трёх "свидетельств о регистрации программы для ЭВМ" из Роспатента и ответственности за будущее нескольких идей. В последнее время я стал не только эти идеи развивать, как я делал раньше, но и распространять их. И тут я столкнулся с тем, о чём и хочу поговорить с вами, друзья.

Первое моё наблюдение состоит в том, как друзья спрашивают о моей молодой предпринимательской деятельности. Мне неизменно задают один и тот же вопрос: "Ну как, удалось что-нибудь заработать?" Вообще-то я вращаюсь в среде людей, которых можно было бы назвать интеллектуалами. Это молодые полные сил мужчины и женщины с высшим образованием в сфере лингвистики, математики, медицины, психологии, астрофизики и инженерных дисциплин. Но спрашивают они неизменно про экономическую сторону предпринимательской деятельности, и редкие исключения, в рамках которых друзья интересуются инженерными аспектами, только подтверждают это правило.

Честно говоря, я сначала не обращал на это внимания и занудно отчитывался, как на инвестиционном комитете. Но со временем такие отчёты могут наскучить. Отшучиваясь от очередного вопроса в ту же корзину, я стал думать, а какие вопросы я бы хотел получать? Что меня вообще не устраивает в этом вопросе? Пожалуй, меня беспокоит полное стирание сути вещей, когда в предложении используется слово "предпринимательство". Сколько домов с января произвёл станок, которым управляет моё ПО? Сколько людей забронировало услуги самостоятельно через мой сайт на прошлой неделе? Из чего больше строят - из бревна или из бруса? На что больше записываются - фотографировать или репетировать? Вынужден признать, что об этом никто не спрашивает.

Когда я работал наёмным менеджером, и мы разрабатывали систему идентификации по голосу, друзья честно спрашивали: "И что, идентифицирует?" Или так: "А кого ловите?" Вопрос о монетизации этой технологии был если не последним в списке, то уж явно не первым. Но когда я объявил, что теперь занимаюсь разработкой только собственных изобретений, нанимаю сотрудников и работаю с клиентами, друзья стали фокуироваться в своих вопросах только на экономической составляющей. Почему? Возможно, слово "предпринимательство" ассоциируется в нашей культуре исключительно с извлечением прибыли, и оно заслоняет всю созидательную составляющую деятельности?

Можно выдвинуть и более банальную гипотезу. Для того, чтобы задать вопрос по сути, нужно хотя бы чуть-чуть разобраться в том, чем занимается собеседник. Финансовый же аспект универсален и не требует подготовки. С возрастом мы становимся черствее, мы больше заняты своими делами, теряем выносливость и пытливость ума. И как-то само собой светские разговоры опускаются всё ниже и ниже от звёзд, к которым мы стремились в детстве к дивану, на котором мы усталые смотрим телевизор вечером. Идеи перестают распространяться.

Второе моё наблюдение касается социальных сетей, "лайков" и "перепостов". Работая над ПоЗаписи, я выяснил, что до большинства моих пользователей можно "достучаться" через социальные сети, и конечно начал это делать. Я регулярно пишу новости про проект и очень нуждаюсь в их распространении. У меня больше 120 друзей на Фейсбуке, и ВКонтакте не меньше. Признаться, по началу я рассчитывал, что если я делюсь новостью про свой проект, друзья будут если не делать перепост новости (я могу допустить, что кто-то заботится о чистоте своей "стены"), то хотя бы нажмут "Мне нравится". Как я рассуждал: "Вот мой друг рассказывает о своём проекте, у него какое-то достижение, новость или просто шутка. Мне это нравится!" Всем известно, что социальные сети фильтруют новости в лентах друзей, опираясь на количество "лайков", и каждое нажатие "Мне нравится" помогает распространению новости, а значит потенциальному достижению ей адресата, в данном случае потенциального пользователя моей системы. 100 или даже 50 отметок "Мне нравится" быстро выводят новость на первый план и дальше можно рассчитывать на её попадание в цель, уже к незнакомому человеку.

Но, конечно, теперь я знаю, что почти никто и никогда не нажимает "Мне нравится" на новостях друзей. Мои "корпоративные" публикации про проект удостаиваются, как и все остальные, 3-5 "лайков". По мере того, как незнакомые люди подписываются на наши новости, это число прирастает их отметками, но люди, которых я знаю в реальной жизни, всё так же холодны.

Если история про "светские" вопросы легко поддаётся тому или иному объяснению, то тема "лайков" пока что не раскрыта. То ли друзья не понимают значимости этого простого действия для молодого проекта, то ли считают зазорным "проголосовать" за публикацию в "корпоративном" блоге соседского стартапа - это пока что мне не известно. Но факт остаётся фактом - даже если написать "требуется максимальный перепост", как я сделал сегодня в опросе на тему бронирования переговорок, получаешь 3 проголосовавших за день. Не очень-то много, учитывая, что мы делаем продукт, только улучшающий жизнь, казалось бы абсолютно беспроигрышный в морально-этическом плане. Может быть, наоборот, если бы мы создавали систему, распространяющую наркоту в школах, или творящую какое-то другое абсолютное зло, - это привлекало бы внимание друзей? А может быть, друзья и не видят моих публикаций за счёт фильтрации, и я зря рассуждаю?

Зато мы видим фотожабы с котиками, набирающие сотни "лайков" в день. Иногда мне кажется, что трафик ВКонтакта на 99% состоит из шуточных картинок, под которыми ну совершено каждый всегда и без стеснения нажимает "Мне нравится". У Фейсбука другая направленность - сотни "лайков" там набирают сообщения о глупости чиновников, несовершенстве государственного и корпоративного управления, нерадивости коллег. Конечно, трудно конкурировать с котиками в мимимишечности и с государственным управлением в несовершенстве, но как же идеи? Распространение идеи "у нас всё плохо" не ведёт непосредственно к улучшению ситуации. Для улучшения надо ещё распространить идею о том, как сделать хорошо. А с этим, кажется, всё намного сложнее.

Спасибо тебе друг, дочитавший до этого места! Именно на тебя я и рассчитываю. Что же я хотел сказать? Я хотел сказать, что идеи требуют распространения. Наше общество тяжело больно неверием в добро, разумность и распространение хороших идей. Первая реакция на прочтение отзывов о нашей системе, которые я собрал с пользователей: "Какая джинса, кто это писал?" Это писали сами пользователи. И это нормально. И до тех пор, пока мы считаем, что восторженный отзыв может быть написан только усталым циничным пиарщиком, мы не пустим восторг в свою жизнь. Идеи нуждаются в распространении! Не только специально нанятыми холодными телефонистками из маленького городка, где усталые циничные пиарщики построили контакт-центр для телефонного спама, а тёплыми друзьями, которым просто нравится идея.
Previous post Next post
Up