Судьбы их тоже чем-то похожи

Jan 19, 2014 17:12



K вопросу о датировке картины в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

В прошлом году в издательстве "Индрик" вышел четвертый сборник Иерусалимского православного семинара, где есть и моя небольшая статья. К сожалению, в сборнике все иллюстрации к статье - черно-белые. А поскольку речь идет о картине, то хочется показать её во всей красе, для чего и выкладываю статью в жжурнале.


...Волны крутые, штормы седые -
Доля такая у кораблей,
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей...

М. Л. Матусовский, "Крейсер "Аврора"

В здании Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, в коридоре, ведущем в домовую церковь Св. Александры, посетители могут видеть висящую на стене внушительных размеров картину, на первый взгляд, не слишком уместную для сугубо сухопутного религиозного учреждения.




Коридор здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с картиной на стене: слева - вид от дверей, справа - вид изнутри.
Размеры картины (внутри рамы): 2.5 х 0.93 м

На потемневшем от времени полотне изображены три военных корабля на фоне гористого побережья. Развевающиеся Андреевские флаги не оставляют сомнений в том, что перед нами корабли российского императорского военно-морского флота. Характерное сочетание развитого парусного вооружения, пароходных труб и особенности размещения корабельной артиллерии, указывают на последние десятилетия 19-го века



Можно ли сказать что-то более определенно? Картина не подписана , ее название и автор - неизвестны. И, все же, анализ изображения позволяет пролить свет на содержание и историю происхождения картины.
Прежде всего, традиционный географический вопрос:
Где?

Даже беглого взгляда на картину достаточно для того, чтобы убедиться, что изображенный на ней берег - это не просто живописный фон. Корабли на переднем плане отнюдь не являются центром композиции. Основную часть картины занимает изображение круто поднимающегося из моря берега. На темных покатых склонах, покрытых лесом, разбросаны в разных местах группы светлых зданий. В левой половине картины высота берега остается почти неизменной, а справа постепенно растет, переходя в массивный, отличающийся от остального побережья размерами, треугольный горный пик с безлесой, почти белой, вершиной. Подножие этой горы омывает море, и на горизонте видны силуэты еще несколько кораблей. Можно было бы предположить, что перед нами остров, однако левая часть берега продолжается за пределы картины и мы не видим, где он заканчивается. Таким образом, с уверенностью можно говорить лишь о глубоко вдающемся в море полуострове.

Несмотря на перечисленные, достаточно характерные особенности изображенного ландшафта, точно локализовать побережье было бы, вероятно, не так просто. Если бы не существенная подсказка, связанная с местонахождением самой картины. Вполне естественно предположить, что берег, изображенный на висящей в здании Русской Духовной Миссии картине, связан с православной традицией. Такое предположение позволяет существенно сузить круг поисков.

Уже первые проверки в этом направлении дают однозначный ответ: на картине изображен традиционный центр монашества и паломничества Афон - Святая Гора, самый восточный из трех вдающихся в море "пальцев", которым оканчивается полуостров Халкидики. И в иконографической традиции, и на рисунках 19-го века присутствуют перечисленные выше особенности строения рельефа, а особенно - характерный треугольный горный пик.



Вид Св. Афонской горы с юго-западной стороны. Хромолитография конца 19-го века

То, что на картине мы видим этот пик в правой части, позволяет сориентироваться по сторонам света. Зритель находится к юго-западу от горы Афон - в заливе Сиггитикос (или залив Агиа Орос), спиной к полуострову Ситониа (средний "палец" Халкидики) и смотрит в северо-восточном направлении.



Определившись с локализацией изображенного берега и местоположением зрителя, нетрудно догадаться, что упомянутые группы зданий, которые видны на склонах, - это не что иное, как мужские монастыри, которыми так славится гора Афон. И действительно, сравнение картины с другими изобразительными материалами, как 19-го века, так и современными, позволяет с высокой степенью точности идентифицировать почти всё изображенное.



Монастыри Афонской горы, видимые на картине: 1) Дохиар, Ксенофонт; 2) Св.Пантелеймона (в 19 веке - Руссик; слева, у воды) , Ксиропотам (справа, на склоне); 3) Симонопетра; 4) Григориат, Дионисиат; 5) Св. Павла

В увеличении:



монастыри Дохиар и Ксенофонт





монастыри Св.Пантелеймона (в 19 веке - Руссик; слева, у воды) и Ксиропотам (справа, на склоне)





монастыри Симонопетра и Григориат





монастыри Григориат и Дионисиат





монастырь Св.Павла


Однако все эти монастыри существуют на горе Афоне достаточно давно, а детали изображения, хоть и позволяют опознать тот или иной объект, все же, слишком схематичны для того, чтобы по ним датировать запечатленный на картине момент.

Но, возможно, в этом могут помочь изображенные на первом плане корабли...



______
UPD: добавлены современные фотографии монастырей с официального сайта Афонской Горы: http://www.mountathos.gr/


Иерусалим, экскусоводы, РДМ

Previous post Next post
Up