То, без чего не может обойтись ни один рассказ о Барселоне - Sagrada Família или Церковь Святого Семейства.
Помимо своей необычной красоты этот проект гениального Гауди примечателен ещё и тем, что строительство церкви ведётся с 1882 года и не прекрашается по сей день. По прогнозам, строительство будет закончено то ли в 2026 году, то ли в 2030, но и сейчас там есть на что посмотреть.
"То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы", - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди.
Саграда Фамилия видна издалека. А когда будет достроена, кажется, будет видна всей Испании=)
19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. "…Да проснутся спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…" С этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства.
Идея создания искупительного храма, посвящённого Святому Семейству, возникла в 1874 году и, благодаря щедрым пожертвованиям, в 1881 году в районе Эшампле был приобретён земельный надел, располагавшийся в то время в нескольких километрах от города.
Это фото первых десятилетий после начала строительcтва - 1915 год.
Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший проект собора, который уже начали строить. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле
“Традиционная готическая система - мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода”, - писал Гауди.
Постоянным препятствием строительства был недостаток средств: столь грандиозный проект строился исключительно на пожертвования жителей Барселоны. В первую очередь из-за нехватки средств собор и стал долгостроем. Только совсем недавно к строительству привлечены средства инвесторов, в том числе иностранных. Гауди, однако на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: "Мой заказчик не торопится".
Фото строительства 1898, 1899, 1904 годов.
Это фото примерно 1925-1935 годов.
В 1936-м году, вовремя гражданской войны в Испании, готовый фасад подожжен, а мастерские, в которых хранились макеты, чертежи и готовые детали, разгромлены, крипта разорена, хотя, к счастью, могила Гауди осталась нетронутой. Все 40-ые годы были посвящены тому, чтобы собрать остатки наработок Гауди и понять, что делать дальше.
После этого стройку снова приостановили, и даже были споры, а стоит ли ее продолжать? В итоге знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса, который сегодня возглавляет работы над Храмом. Это несоответствие стилей явно не добавляет гармонии всему комплексу в целом.
А так должен выглядеть собор в законченном виде.
Высота готового собора - 170 метров - всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом.
Весь облик собора и каждая его деталь поэтому символичны. Над зданием собора должно вознестись 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких - четырех евангелистов, самая высокая - Иисуса Христа.
Небольшой макет:
"Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды", - писал архитектор.
Вход в самые известные Барселонские достопримечательности стоит недешево - от 10 до 20 евро. А учитывая, что их не одна, и не две, можно расстаться с кругленькой суммой. Но потратить 13 евро (без подъема на башни, он был закрыт) на вход в Саграду Фамилию можно - во-первых, на эти средства церковь строят, а во-вторых, это просто стоит того.
Говорят, если встать в круг и найти свой знак зодиака в творении Гауди, можно загадать желание.
Саграда Фамилия и так вызывает противоречивые чувства, а некоторые события добавили загадочности барселонскому долгострою. В день, когда намечалась церемония освящения храма в городе начался ураган, и на площадку Храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. 7 Ноября 2010 года, Папа Римский Бенедикт XVI освятил собор Саграда Фамилия, так как он признан годным для совершения церковных служб.
Каждый из трех фасадов церкви Святого Семейства посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: "Рождество", "Страсти Христовы" и "Воскресение".
Скульптурные группы фасада “Рождество” изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей.
Сторож собора алкоголик Жузеп, который впоследствии умер от белой горячки, был Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, найденный в одном из баров, позировал для изображения центуриона в сцене избиения младенцев. Намек на число 666 обрадовал Гауди, который видел в нем всю дьявольскую энергию этой бойни. Но поиски Гауди не ограничивались людьми. Нужно было найти подходящее рождественское дерево, тех самых цыплят, осла, который бы выглядел как вьючное животное после многодневного пути. Местный старьевщик одолжил Гауди свого осла. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил требуемое благородство в лицах своих работников. Скульптор становился святым Петром, перевозчик камня - апостолом Фаддеем, а необыкновенно красивый штукатур - царем Давидом.
Следующий этап работ был еще более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро делалась гипсовая отливка, прежде чем они успевали проснуться. Осел был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки.
Фасад "Рождество" во всей красе.
Некоторые ложатся, чтобы сфотографировать - действительно, будучи пораженным фантазией Гауди, можно упасть с лестницы.
Мертвая сова, найденная на стройке утром, была быстро использована Гауди в качестве превосходного символа ночи. И только один раз, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо и тот лишился чувств, архитектор осознал ограниченность своего метода.
Гауди искал и другие способы запечатлеть жизненную правду. В фотографической студии он вместе с Описсо установил тщательно отрегулированную систему зеркал, чтобы каждый объект можно было рассмотреть и сфотографировать со всех сторон. Расположившись в определенном месте, можно было наблюдать модель под пятью различными углами, но Гауди этого было мало. Ему не хватало рентгеновского аппарата, чтобы видеть скрытую от глаза костную структуру. Поэтому он брал скелеты из больницы и подвешивал их, чтобы сфотографировать в разных позах. Следующим шагом в его изысканиях явилось воссоздание скелетного каркаса из скрученной проволоки.
Основные двери фасада Страстей воспроизводят слова из Библии на разных языках, включая Каталонский.
Второй фасад - "Страсти Христовы" - был выполнен испанским скульптором и художником - Иосифом Марией Субирачесем, и отличается своенравными измождёнными фигурами людей, в том числе и скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа.
Но как говорят, строительство нужно было продолжить хотя бы радио того, чтобы увидеть, насколько гений Гауди стоит выше своих учеников.
Здесь можно прочитать очень много интересного о Гауди:
http://gaudi-barselona.ru/ Конец пятой серии.
В предыдущих сериях:
Церкви Барселоны: Santa María del Mar, Santa Maria del Pi и La Catedral Барселона, 1-ое января. Как встречают Новый год в Барселоне. Ночной предновогодний Таллин.