Этна 360° за один день - дёшево, сердито и очень красиво!

Oct 18, 2013 13:40

Приятная сторона жизни на Сицилии в том, что остров многогранен и всегда есть чем себя занять и куда съездить, даже когда живёшь тут годами. Хотя это, наверное, касается большинства мест, было бы желание! Сегодня хочу написать о своей вчерашней поездке вокруг Этны на местном маленьком-маленьком стареньком-стареньком поезде, о котором так мало кто знает из путешественников, а те, кто про неё всё же узнал и проехал, обычно оказываются в восторге от разнообразия панорамм, видов на Этну с разных ракурсов, очарования сицилийской провинциальной реальности...



А вот и сам поезд на одном из перевалочном пунктов


Circumetnea (Чиркумэтнэа) - это окружная железнодорожная линия вокруг Этны, которая совершает почти полный круг, останавливаясь во всех маленьких деревушках и городках на пути. Справедливости ради скажу, что она не только жд, а ещё дублирована автобусом, который делает ещё больше остановок, но это нам меньше интересно, так как особенность этой поездки именно в том, что вдоль жд линий обычно непрестижно строить дома и на большом протяжении пути (исключение - первые минут 20 - выезд из Катании) видишь именно природу, тогда как вдоль дорог урбанистика процветает и как ни странно, именно вдоль дорог иногда можно увидеть то, что не хочешь - мусор, грязь и тп. Но мы сегодня не об этом...
Основное назначение Чиркумэтнеи - перевозить рабочих и школьников из этих городков в более крупные центры на работу и учёбу, в частности, в Катанию, а также соединяет их между собой.
Вот сфоткала то, что дали на станции в турбюро. Красным выделена жд дорогая, я ехала по часовой стрелке из Катании.


Это (ниже) одна из первых станций на пути. Я традиционно балдею от сочетания жёлтого и голубого (песок и море, зрелая пшеница или подсолнухи и небо...), причём они казались мне там настолько яркими и слепящими глаз, что я не удержалась и всунула и это фото.


А вот местные жители (к слову о очаровании сицилийской провинциальности). Девушка очень колоритная, сидела рядом со мной, очень деловая,в шапке (к слову, 33 градуса было 15 октября и вечером я даже устроила заплыв в шикарной по температуре воде), ни на кого не смотрела, а потом как только вышла, сцепилась языками прямо на станции с этой сеньорой и тараторили они обо всё на свете ещё, видимо, долго.


В час пик поезд состоит из двух вагончиков, в остальное время - из одного. Я выехала в 9.30 утра и был уже только один. Вагончики, как мне рассказал мой новый знакомый, - пожилой, но очень энергичный и фанатичный (фанат поездов и главный редактор английского журнала про поезда) британец с весёлыми глазами, есть относительно новые (конца 90х годов), а есть и очень старые (самый старый - 1949г.). Мы с ним познакомились в вагончике 1978 г. постройки пока ехали вместе до перевалочной станции Рандаццо - одного из красивейших городков на Этне. Сицилийцы мне жаловались на то, что вагоны старые и говорили, что из-за этого мало кто пользуется сейчас поездом, но мне пришлись по вкусу и этот маленький вагончик и эта старость (я бы назвала «ретро»), которая обладает каким-то своим шармом, и кажется, что в него вот-вот может зайти молодой Аль Пачино в образе Майкла.
Вот ещё одно фото вагончика и ещё одного моего нового знакомого (не Аль Пачино, но смешливый, шутливый и очень доброжелательный машинист)


А это он же и его машинистский закуток изнутри


И немножко из того, что он видит на пути


Надо сказать, что я порадовалась, что выбрала для поездки не летний месяц. После первых сентябрьских дождей зелень начала оживать и то, что в августе могло показаться пепелищем, сейчас зелёное и очень живое, на пути встречались коровки, лошади, овцы и всякая другая деревенская живность. В некоторых местах зелень была такого красивого светлого яркого цвета, что напомнила мне загородную поездку в Уэльсе и мои впечатления от зелёных лугов и просторов.


Несмотря на то, что найти туристическую информацию об этом поезде почти невозможно, если про него конкретно не знать, в моём вагончике больше половины было туристов из Италии и остальной Европы. Британец жаловался, что в информационной будке никто не говорил по-английски, хотя ему там дали брошюрку с расписанием и красивую папочку:


А вот и 215ый номер журнала про поезда, который он мне внагрузку подарил (как раз где он главный редактор). Век живи - век удивляйся, какие только люди ни попадаются, фанатов поездов мне ещё не доводилось встречать, а он просто ходячая энциклопедия, про русские поезда, Сапсан, сочинские к олимпиаде знал в 100 раз больше меня, чего уж там говорить про все остальные... Хотя когда я ему показала "другую сторону", аргументировав, что наши ночные и любые спальные поезда в сто раз удобнее большинства европейский и по качеству, не говоря уже про цену, то он даже растерялся и сказал, что этого взгляда он никогда не слышал и хорошо бы я ему про это писала в журнал. Удивительны человеческие информационные фильтры, слышат и видят то, что хотят слышать и видеть, а всё остальное - или вообще не слышат, или забывают через 5 минут...


Итак, мой план был доехать до конца с остановкой на обед в Рандаццо, была наслышана про него от моей швейцарской подружки - горячей поклонницы Сицилии и всего необычного, ей очень понравилось там и советовала съездить на пару дней. Городок действительно приятный, тихий, провинциальный, всё из лавенного камня цвета мокрого асфальта (как в Катании, но некоторые постройки древнее) и многие здания очень старинные- видимо, лава в своё время опускалась на другую сторону и его ни разу не разрушило. Пары дней, на мой взгляд, многовато, если не ехать туда медитировать и расслабляться, и наслаждаться видами Этны и полным умиротворением, хотя в следующий раз поеду туда кататься на лошадях. Друзья рассказывали про поездки и пешие прогулки оттуда по паркам Неброди.
Ниже пара фото с видами Этны и природы из поезда, со стороны южного и юго-западного склонов, подъезжая к Рандаццо, а также несколько фото в самом Рандаццо.
Этна, чуть слева слабо проглядывается второй кратер. Фотограф из меня слабенький, жаль, что никогда не могу передать то, что вижу и особенно как это вижу. Повезло, что день не облачный выдался, иначе можно было не увидеть даже силуэт. Из-за этого важно планировать поездку на утро, меньше шансов не разглядеть Этну, после обеда осенью начинают набегать облака.


Вдалеке виднеется часть автострады, это где-то на южном склоне


Особенно на первой половине пути вдоль дороги встретилось полно кактусовых долин. Все уже полные фруктов - сейчас как раз сезон, везде продают "фики д'индия", итальянцы их любят, а у меня не хватает терпения косточки выплёвывать - слишком уж их там много.


Также по пути попался какой-то полу-карьер, не знаю что именно там, мне понравились цвета - красивые оттенки оранжевого и коричневого.


Лава в некоторых местах напомнила двухдневные пешеходные прогулки по Этне с ночёвкой, когда кажется, что гуляешь по Марсу или Луне.


Фото ниже из другой истории и даже другого года, но передаёт идею о кратере и лаве, тем более что они и за 1000 лет меняются мало...


Очень понравился эффект облаков над Этной, но камера не передала его, к сожалению


А вот, наконец, и Рандаццо


В Трипадвайзоре было написано про этот Дом Музыки. Что можно придти в любое время и осмотреть его, он древний очень внутри. Но мне никто так и не открыл, видимо, попала на перерыв.


Арки из лавы


И ещё одна церковь. Кстати, их в Рандаццо как-то даже много, учитывая, что городок маленький совсем.


Городок маленький, но туристов хватает. Есть пешеходный маршрут, сувенирные магазины, всё "цивильно".


Ну и как же итальянская деревня без своих "штучек" - меня покорила мусоропроводная система, а владелица мусора со второго этажа, как только меня увидела, спросила кого я ищу и что я тут забыла. Тётеньке было, кажется, глубоко за 80,и по голосу и виду я не поняла, было ли это дружеское участие или сельская подозрительность.


К этому собору пришла к 12, как раз начали звенеть колокола


Народу - никого, ни в церкви, ни на улицах. За полтора часа в Рандаццо так и не поняла, то ли они уже были на обеде все, то ли на работе. Кафе работают, но продавали только выпечку на завтрак, удивлялись, что так рано спрашиваю про обед и посылали есть 'pane condito'. Видимо, Рандаццо знаменит ещё салями, несколько человек отправили меня в две пекарни, сказали, так делают шикарный горячий хлеб, нашпигованный салями и чем хочешь. Не ем мясо и хотелось чего-то другого, да и пока прогуливалась по городу, полтора часа быстро пролетели, так что на поезд пришлось бежать, так как следующий - аж через 2.5 часа.
Возвращаясь к церкви, в которой была внутри... Ни души внутри, спокойно, умиротворённо. Ещё обязательно вернусь туда.


Мадонна...


Люблю быть в церквях, когда они безлюдны. Кажется, что так там бы и осталась.


Но времени уже много, на лошадей совсем не успеть, да и маршрут пешеходный даже за полтора часа не осилила, пришлось нестись обратно, так и непообедав, так как мой первый поезд шёл только до Рандаццо, я спланировала там пару часов и выбрала следующий таким образом, чтобы к трём уже быть в Рипосто и искупаться. Так и получилось.
Этну с севера к тому времени уже начали настилать облака


Проехали Лингуаглосса, куда мы обычно зимой ездим кататься. Я и не знала, что там есть жд станция. Ещё бы, в этот день я по сути первый раз в жизни села в поезд на Сицилии! Сфоткала станцию, так как мне понравилось сердечко и надпись о нём, которую можно интерпретировать как "пересмотри своё решение об этом" или "пересмотри своё решение о нас"


Ну и напоследок станция в Джарре, где я вышла. Верх уличного искусства - разрисовать всё, что можно. Всё-таки люди без культуры везде одинаковые и фантазия небольшая


Отъехав из Катании в 9.30 утра я приехала в Джарре в 14.20, сделав остановку в Рандаццо на полтора часа. Общая протяжённость дороги 111 км, остановок много, поэтому поезд идёт чуть больше трёх часов. Покупая один билет (на всю протяжённость 7.50 евро в один конец, 11.25 евро в оба конца) можно выходить где хочешь и садиться на следующий поезд. Мне показалось, что смысла ехать обратно нет, и хоть "доделывать круг" получается немножечко коряво (нужно в Джарре выйти, перейти пути на обычную жд станцию, так как они не связаны, сесть там на поезд до Катании за 2.50 евро и от центрального вокзала Катании по билету на Чиркумэтнею в метро доехать до Катания Борго, откуда начинается поезд. Это если вдруг кому-то нужно оставить машину у Борго и вернуться туда же.
Если жить в районе Ачиреале, то можно сесть на поезд в Рипосто и поехать против часовой стрелки, доехать до Борго и снова на метро и обычный поезд. Поезд и метро вместе занимают около часа, если как-нибудь неудачно не попадаешь на перерыв, когда поезд только что ушёл. Метро чистое и хорошее, правда, ходит только раз в 15 минут и охватывает только несколько станций, но удобно и по мне так спасибо вообще, что есть, так как продырявливать для него приходится лаву и хочешь - не хочешь, но уничтожать предыдущие культурные слои, а это работа не из простых и мало где вообще возможна, учитывая потенциальную ценность археологических находок.
Если кто решится повторить мой маршрут, советую планировать весь день, или хотя бы не строить других грандиозных планов на этот же вечер, так как время идёт очень быстро, а поезд - медленно, засмотритесь в окно или высунетесь по ходу ветра из окна подышать свежим воздухом - и полдня прошло. Можно было бы совместить эту поездку с катанием на лошадях или пешими прогулками по паркам Неброди и предгорьям Этны, но как раз все, кого я ни встречала там, говорили, что предложение хоть и есть (кто вам покажет, сводит, отвезёт и тп.), но найти их очень трудно, в основном, они работают с местными и не говорят по-английски. Но если найдётё, возможно, дополните эту замечательную (по мне) поездку ещё какой-нибудь интересной программой, и обязательно мне о ней напишите!
Зимой можно ещё устроить утро на высоте и со снегом, а после обеда умудриться обгореть на пляже у моря. Чем не прекрасно?!
Последняя фото - информационное, надеюсь, кому-нибудь пригодится. Здесь данные Чиркумэтнэи (оказывается, у них даже отдел маркетинга есть, интересно, чем именно они там в свободное от отдыха время занимаются) плюс основные остановки с указанием высот


Спасибо за внимание. Не судите строго! Впечатления искренние и мои личные, могут не совпадать с оригиналом или вашими :)

что посмотреть, Катания, Рандаццо, Этна, транспорт

Previous post Next post
Up