(Продолжаем разговор про создание портфолио)
Вот вы начали собирать портфолио, и у вас набралось два десятка картинок. (Или может быть пока только десять, но мы же знаем, что это - только начало).
Более того, за время их создания вы уже привыкли к мысли, что это теперь будет так продолжаться всегда, и с каждой неделей или месяцем картинок в вашем портфолио будет прибавляться. Пора подумать о том, куда их девать, и какую они могли бы начать приносить вам пользу.
НА КОМПЬЮТЕРЕ
Во-первых - на этом этапе я очень советую хорошо подумать, как вы будете хранить эти картинки на компьютере!
Наверное, на этом этапе вам смешно это читать. Но я-то знаю, что сейчас у вас их 20, а через какое-то время их будет пара тысяч. Это происходит быстрее, чем вы думаете. И это вы сейчас все так хорошо помните. А как поработаете интенсивно годика три - так будете закапываться, что мало не покажется!
Я вообще очень хорошо нахожу собственные файлы и тексты, потому что неплохо запоминаю, как что называю. И определенная логика у меня тоже есть, и я ей следую много лет. Тем не менее - недавно я искала файл, который вдруг очень понадобился. А сделала я его лет 5 назад (я была не на 100% уверена, пять там лет, или может быть шесть). Название, как мне казалось, я помнила довольно хорошо. А вот где он оказался, вспомнить не могла. И вот я его искала, и не могла найти. Уже повытаскивала старые диски, на которых хранятся какие-то бэкапы, и пыталась по-разному название написать. И какие-то события вспоминала, которые были в то время, когда я этот файл делала. Потом искала его по типу и по датам. В общем - нашла. Через четыре часа. Люди, вот вы не представляете, насколько это несмешно, я в жизни не думала, что файл можно проискать четыре часа! Но можно! В такие моменты снова задумываешься о том, что порядка в файлах могло бы быть и побольше. И логика могла бы быть покрепче. И еще на каком-то третьем и четвертом часу подумываешь, не проще ли уже нарисовать заново.
А еще - вот вы нарисовали картинку, она у вас открыта - вы уже намучились с ней сколько-то часов, вам не трудно еще 5 минут ей отдать. А потом, когда вы будете складывать свои портфолио, делать сайт, собирать ПДФ, или что-нибудь еще, вы будете злиться, когда от половины картинок не будет большого файла *.tif, или небольшого *.jpg для интернета, или слоеной версии, чтобы что-то исправить. И нужно будет шастать по куче разных папок, чтобы каждый открыть, пересохранить, закрыть.
Поэтому - делайте такие мелочи сразу!
Придумайте себе файловую систему заранее! И следуйте ей. Например, если у вас папка "иллюстрации" - вот туда все и складывайте. Можно по годам, а можно еще и по названиям картинки. Чтобы в одном месте были разные версии картинки, эскизы к ней, тиф, фотошоп, вектор (если он был), небольшой жпег, и.т.д.
У меня есть папка с коммерческими проектами, и с собственными. Есть папка "книги", где каждой книге отведено по отдельной папке. И так далее. Еще есть папка с товарами.
В каждой такой директории есть поддиректории. Например, вот есть папка с товаром - кружка. Там лежат эскизы, отдельно есть папка "хайрез" - там слоеные фотошопы и большие тифы для печати. Там же лежат архивы, если файл в непакованном виде - 200 мегов, а надо его куда-то складывать, для заказчика. Потом товар сделают, от готовой вещи пришлют фотографии. Их нужно почистить и привести в порядок, и сложить в отдельную поддиректорию в этом товаре - "фото товаров". Там они лежат большие (в таком размере, в котором их прислали). Чтобы было что-то высоко разрешенное, когда попросят фото в каталог, в книгу или в журнал. Еще есть папка "шоп" - туда идут те картинки, которые попадут в слайд-шоу моего магазина. Для них существует стандартный размер, вот в этом размере все туда и складывается.
Если у вас проект книжный - заведите себе заготовку с "голой книгой" (можно где-нибудь украсть в интернете и самостоятельно почистить, либо вообще сделать самому, кто умеет). Либо купить заготовку на каком-нибудь сервере вроде Graphicriver. Не дожидайтесь публикации, и пока заказчики пришлют вам фотографии готовой продукции. Сделали обложку - сразу "намотайте" ее на заготовку, и отложите куда-то файл "3dbook" - один большой, для печати, один маленький - для интернета.
Так же можно найти хорошую заготовку для раскрытых страниц (желательно такую, со скриптом, куда подосовываешь картинки, а они сами "наматываются" на форму книжки), и сделать пару разворотов книги, где видно, как оно будет на странице. Это выглядит не очень правдоподобно, но все равно показывает, как оно будет смотреться на развороте - это очень полезно.
Потом, когда будете отсылать картинки заказчику (если это заказ), обязательно попросите прислать вам ПДФ разворота, когда оно будет заверстано в макет. Или экземпляр журнала или книги, либо фото готовой продукции. Практически все заказчики не ленятся, и что-то из этого присылают. Это тоже нужно немедленно "подшить" к этой картинке! Если прислали файлы - складывайте их в папку с проектом. Если прислали оригиналы, постарайтесь поскорее сделать фото разворота или книжки, и тоже сложить на место. Потом вы сто раз скажете себе за это спасибо!
Если вы собираетесь продавать сам файл (например, на стоках), заведите отдельную папку с файлами на продажу, и кладите туда, нужного размера, и оформленные должным образом (разные серверы предъявят вам свои требования).
Если вы хотите продавать какие-то вещи на серверах Print on demand (Вроде Society6), там тоже будут свои требования. Вы один раз там все попробуете, и у вас будет файл правильного размера для всего: для футболки, покрышки для айфона, подушки, сумочки для ноутбука, и.т.д. Сразу называйте файлы так, чтобы потом можно было разобраться, что куда.
Меня, среди прочих, издательства приучили, как только сдается книга или обложка, делать "промопакет". Там стандартный набор - трехмерная книжка, пара разворотов, пара примеров иллюстраций стандартного размера (1050 точек или 1200). Это сразу делается и отсылается им. Мне очень помогает, потому что из этого потом очень легко делать публикации на сайте и в блогах.
Со временем все необходимые папки и размеры у вас уже будут. Останется только пройтись по всем, как только появилась новая картинка, и сделать из нее версию для всего.
***
В ИНТЕРНЕТЕ
Теперь давайте думать, где разложить ваши картинки в нтернете.
Тут мы сразу разделим все на две категории: показать и продать!
ПРОДАТЬ
Вы хотите продавать картинки, или что-то из них сделанное? Где и что?
Сами файлы можно продавать на стоках. Об этом я тут расписываться не буду, т.к. существует множество коллег, уже написавших на эту тему целые трактаты. (Ссылки на известные источники с такими статьями приветствуются! Приводите их в комментариях!)
Еще можно продавать свои файлы на серверах вроде того же graphicriver или
https://creativemarket.com/. Там не такие строгие правила, и больше свобод, в плане того, что можно продавать. Т.е. там, при желании, можно торговать слоеными заготовками, макетами, скриптами, кисточками или наборами иконок и иллюстраций.
Совсем демократичные сообщества (где вообще практически правил и ограничений нет) - это серверы вроде etsy или dawanda. Насколько я знаю, технических ограничений там нет вообще. Кладите что хотите, и сами разъясняйте вашим покупателям, что это, и как этим пользоваться. Есть только ограничение на размер файла. Ну и всякие этические ограничения будут, например, там, кажется, порнографию продавать нельзя.
Так же собственные файлы можно продавать в собственном магазине. Вот уж где - 100% свободы! Например, движок ecwid позволяет так все завести, что вы один раз загрузите свой файл на сервер, а покупатели сами будут там ходить по магазину, складывать ваши картинки в корзину, платить, и им придет ссылка для скачивания. Вам ничего больше не нужно делать.
Так же можно продавать товары print-on-demand с вашими картинками. Есть куча сервисов, которые нанесут ваши картинки на разные товары и отправят покупателю, вам только нужно один раз завести правильно каждый товар. Альтернатива этому - самостоятельное производство товаров. При втором варианте ваш личный заработок будет больше, но и возни будет значительно больше. А главное - будет присутствовать финансовый риск и вложения. Но об этом мы опять же поговорим позже. Давайте для начала представим, что у вас сейчас нет никаких денег и времени на такие проекты, и вы можете продавать кружки и майки с вашими картинками только, если их произведет кто-то другой.
***
Спрашивается, что из этого выбрать!
Вот тут вылезает ответ на вопрос "куда девается время на селф-промоушен". Когда я говорю новичкам и студентам, что надо бы выделить время на самораскрутку, например, минимум 1-2 часа в неделю (а лучше бы побольше), они говорят: "Да ну! Что я буду столько часов делать!?"
А как начинаем разговоры обо всем, что нужно, так выясняется, что, сколько этих часов не заведи - все мало!!!
Так вот - первое, на что уйдут эти ваши часы, так это - на принятие подобных решений, и на изучение каждого вида ресурсов!
Вот прямо сразу садитесь на свой отведенный для этого час, и ставьте таймер! А то утонете!
К сожалению, нельзя "пойти простым путем" и просто завести по портфелю и магазину везде. Это не будет работать по простой и трагической причине: вообще ничего не работает, если это регулярно не помешивать, а вы не можете помешивать 50 точек одновременно, на это даже полного рабочего дня хорошей ассистентки не хватит!
(И вы не забывайте, что это мы пока только про портфолио говорим, и может быть магазины, а еще будут блоги, соцсети и много чего еще!)
Абсолютно каждая сеть, блог, маркет, могут сработать на вас, и принести вам много клиентов и доходов. Но только при условии, что вы там будете активно жить общественной жизнью, участвовать, общаться, светиться и проявлять активность. Поэтому выбирайте внимательно. И прислушивайтесь к вашим чувствам - какие сети вам симпатичнее, где вам нравятся люди и политика, что подходит к вашим работам?
Я еще напишу поподробнее в отдельном посте, какие у таких сетей особенности. Но вы уже можете приготовиться ходить по всем этим ресурсам самостоятельно, осматриваться, проникаться их энергией и атмосферам, потому что, в конечном счете, это вам решать, где вы захотите поселиться.
***
ПОКАЗАТЬ
***
Помимо задачи "продать" еще есть задача "показать" (для чего мы вообще портфелль затевали).
Тут у вас тоже огроменное количество возможностей, и выбрать что-то одно не получится. Но надо выбрать ограниченное количество ресурсов, и постараться ими заниматься. Разумеется, на каком-то из них может быть не получится прижиться. Вы еще несколько раз измените ваше мнение, переедете на какой-нибудь другой, или забросите то или иное портфолио.
Но главное - изначально понимать, что вы там затеваете! Потому что и здесь действует правило: "Найти какое-то место, сложить туда работы и успокоиться - не получится! Не делайте этого, это - пустая трата времени! Если вы не собираетесь за ресурсом ухаживать, лучше не заводите его. Он будет там тухнуть и чахнуть, и не принесет нашедшим вас там ничего, кроме разочарования. Если вы решили, что за каким-то таким ресурсом не в состоянии ухаживать - лучше уберите оттуда свой профиль вообще! Пусть у вас будет несколько, мало, но ухоженных!
На сегодняшний день в интернете, наверное, миллионы платформ, на которых можно выставиться. И я не знаю, наверное, даже сотой части из них (опять же, если кому тут захочется делиться ссылками - пожалуйста).
Но в целом их можно грубо разделить на блоги, портфолио и площадки для самопродвижения и поиска клиентов.
Блоги - понятно. ЖЖ, тумблер, блогспот, (он же блоггер), твиттер, гугл-плюс, собственный блог на своем сайте. Что я забыла?
Какой из них выбрать?
Думайте, на каком языке вы хотите это вести. Это зависит от того, где вы хотите, грубо говоря, прославиться. Откуда хотите, чтобы к вам пришли клиенты и поклонники. Если вы хотите продвигаться на российском рынке, то хорошо подойдет жж, тут хорошая система для общения, можно легко развести интересную социальную жизнь. Если хочется продвигаться в англоязычном секторе, хорошо подходит тумблер. Например тем, что там можно завести несколько блогов параллельно, туда можно прикрутить бесплатныое дополнение Disqus, которое позволит оставлять комментарии всем, кто залогинен через многие разные социальные сети, или просто прямо там, без логина. Т.е. можно общаться. Так же там есть живая и используемая система репостов.
Еще есть системы, позволяющие репостить записи из одной системы в другую. Репостов можно развести много. Но стоит помнить, что по-настоящему цвести и работать будет только тот ресурс, который вы будете обслуживать вручную, куда будете заглядывать, и где будете жить социальной жизнью. Остальные будут существовать, и тоже притянут некоторое количество посетителей. Но так устроена природа сетевого общения - люди все равно как-то найдут, где "водится" сам автор всего этого, и будут ходить туда, общаться. Поэтому аккуратно принимайте решение, где вы хотите жить, а где роботы за вас будут создавать видимость жизни.
У меня кончилось тем, что я веду жж на русском, и посты из него сами автоматом репостятся в фейсбук, вконтакте и твиттер. Есть англоязычный блог на тумблере miublog.tumblr.com который автоматом репостится в мою (англоязычную) "персональную страницу" в фейсбуке. И все, других блогов у меня нет, я раньше их заводила, потом поняла, что все равно не смогу за ними ухаживать. Я и сейчас хорошо веду только жж, а англоязычный блог поддерживаю слишклм мало.
***
Второе из серии "показать" - это портфели в социальных местах. Типичный пример - behance или deviantart. По сути там можно завести портфолио и выкладывать свои картинки. Но если на этом остановиться, то ничего особенного там и не произойдет. Гораздо полезнее там вступать в кружки по интересам. Общаться, обмениваться комментариями и ссылками, подписываться на всякие акции, читать форумы, и.т.д. Тогда к вам часто будут приплывать всякие приглашения на какие-то акции, поучаствовать в массовой публикации, сделать что-то для проекта, подать заявку для публикации в сборнике и.т.д. От этого прибавится публикаций - онлайн или офлайн.
Так же надо всячески участвовать в разных массовых акциях, затеваемых кружками, потому что про них потом пишут в тематических блогах, а иногда даже газетах и журналах, и там вы могли бы привлечь к себе внимание потенциальных клиентов. Еще в таких местах просто есть списки агентов и клиентов, им можно писать письма (не один раз, а периодически), спрашивая, нет ли у них для вас работы. И используя как повод для обращения - пополнение в вашем портфолио.
***
Третье - это обычно закрытые или полузакрытые сообщества, где не просто можно выложить портфолио, - там конкретно предлагают работу, выписываюстя вакансии, на которые можно вербоватся, выставляются заказы. Это места вроде freelancer, indeed, oDeask elance, 99designs, Guru. Там надо регулярно просматривать все объявления, предлагать свои услуги, выполнять заказы, общаться, выставлять оценки задействованным в проекте, и.т.д. Чтобы жизнь бурлила.
***
На ВСЕХ упомянутых ресурсах есть люди, которые конкретно из вот такого ресурса добывают достаточно заказов и продаж, чтобы на это жить! Однако я не знаю ни одного, кому не пришлось бы прикладывать к этому регулярные усилия. Ключевое слово тут "регулярно" - я это буду повторять часто, потому что сама много лет не могла понять, насколько это важно. Но это - чуть ли не самое важное вообще. Считайте, что это - главный рецепт вашего успеха с продажами и продвижениями в интернете. Настойчивость, регулярность, участие, общение. Чтобы на доходы с какого-то ресурса жить, надо там жить. И им жить. С полной отдачей, с душой, с вдохновением и с любовью. Иначе оно вам ничего не даст.
Еще Алехандро Ходоровский писал, что читательская аудитория - как огород. Всю любовь и труды, в нее вложенные, возвращает. Но поливать надо не приступами, а регулярно, иначе все высохнет, и спасать будет нечего.
***
Посты мои из этой серии получаются очень длинными (собственно, как главы книги). И я все думаю, что бы от них отрезать и откусочить в другой пост.
Поэтому я тут, пожалуй, остановлюсь, а то у вас уже концентрации не хватит читать дальше.
В следующем посте я немного продолжу начатое тут, и расскажу поподробнее, как именно можно общаться и продвигаться на некоторых таких ресурсах, и на какие конкретно действия уходит все наше драгоценное время. И начну составлять настоящий список этих самых мест, с живыми ссылками, где можно поселиться и развернуться. Так же мы поразмышляем о том, нужен ли вам вообще собственный сатй, и где разместить его.
Продолжение следует. (Тут потом будет ссылка на продолжение) :-)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дорогие друзья!
По вашим же просьбам я устанавливаю под этими постами кнопки "пожертвовать", т.к. некоторым хочется поддержать меня в написании этих длинных постов.
Читатели спрашивают: будет ли такая книжка? И я отвечаю, что не будет. Потому что это была бы книжка, в которой много полезного текста и мало картинок. Российские издатели сейчас не берутся издавать такие книги, потому что не окупается даже бумага. Потому что больше 90% желающих прочесть такую книгу попросту ее скачивают бесплатно, версии для скачки обычно появляются через день после выхода книги, и легко находятся в интернете. К сожалению я уже отложила на неопределенны срок минимум три подобные книги, потому что мне открытым текстом сказали: "Не пиши! Это не принесет никаких денег! Издавать сейчас никто не возьмется. или опубликуют, но не отобьют даже деньги на печать и твой гонорар, и следующее твое будут издавать неохотно. А если очень хочешь это написать и опубликовать - лучше сразу честно выкладывай бесплатно в интернете".
С данным материалом я так и сделала - многим он нужен, и многие его ждут. Поэтому я начала писать и выкладывать в интернет бесплатно, в свободное от работы время. :-) Но раз кто-то из читателей таки хочет поддержать меня, чтобы это не было просто "развлечением", я устанавливаю тут эти кнопки. Спасибо всем за поддержку и мотивацию! :-)
Для рублей:Для евро:Для долларов: