А вот "вопрос-ответ" который подтолкнул меня к продолжению написания статей про иллюстраторское ремесло. А то я вечно какой-нибдуь из проектов заброшу... :-)
Здравствуйте Яна!
у меня следующий вопрос, возможно Вам захочется на него ответить)
у меня есть заказ на некоторое колличество небольших иллюстраций. на все эти иллюстрации заказчик хочет получить все права. т.е. я их передаю. иллюстрации простые и я знаю какую цену я хочу за них получить. но вот я вообще не представляю сколько мне еще сверху взять за передачу прав...?!
т.е. это например такая работа, где я за час сделаю 2 такие иллюстрации. и буду делать их регулярно, по заданию заказчика.... вот сколько можно взять еще сверху за передачу прав?
заказчик хочет их потом перепрадавать....
буду благодарна если ответите. письмо можно опубликовать. без имени.
***
Здравствуйте!
Мне очень нравится это "все права". Какие права? И где?
В Европе права считают таким образом, что есть куча всяких возможных дополнительных прав, и они исчисляются коэффициентом, на который умножается гонорар.
Например: Вы нарисовали картинку для заказчика, по его заказу и пожеланиям, и эта картинка включает в себя право использовать ее на каком-то коммерческом товаре этого заказчика. (Базовое право однократной публикации, например в своей брошюре, на футболке, коробке и.т.д.)
Дальше прибавляются доп права. Давайте представим, что вы нарисовали набор картинок, стоимостью в 1000 евро (это ваша базовая цена за вашу работу).
Теперь права, которых хочет заказчик:
Эксклюзив - 1.0
Для журналов, газет или прочей ПЛАТНОЙ проудкции (печать на бумаге) - 0.1
Большой тираж (от 5000) - 0.4
Навсегда - 0.5
Европа - 0.4
Итого мы набрали 2.4 (сложением всего выше пересисленного).
Умножаем ваш гонорар на полученное: 1000 х 2.4 = 2400 евро. Ваш гонорар: 2400 евро.
Какие я знаю коэффициенты:
Одна страна: 0.2
Европа: 0.4
Весь мир: 2.5
(Допустим, если надо докупить 6 стран, и все они в Европе, дешевле проплатить Европу. Или если есть 2 страны из которых одна в Европе, а другая - нет, проще заплатить за 1 страну плюс Европу чем просто за 2 страны, тогда другие станы Европы уже будут проплачены, а деньги те же)
Эксклюзив: 1.0
Платный принт: 0.1
Большой тираж (от 5000): 0.4
Год: 0.1
5 лет: 0.3
Навсегда: 0.5
С правом передачи прав другим фирмам: 5.0
Использование:
Малый объем (одна конкретная вещь): 0.0
Средний (пара вещей похожего типа, например кружка, стакан, бутылка): 0.3
Большой: например кружки, майки, блокноты, книжки, закладки: 0.7
Очень большой: например картинка будет и логотипом фирмы, и на всех визитках, бумаге для писем и корпоративных штуках, плюс на всех брошюрах, на всех сувенирах, на всех товарах, вообще на всем, что фирма выпускает: 1.0
ВНИМАНИЕ!
Это - не истина в последней инстанции, и не какие-то принятые и недвижимые цифры для всех! Это средние параметры, на которые принято ориентироваться в иллюстрации. Вы имеете право не делать такие наценки, если не хотите, либо изменять эти цифры на свое усмотрение, как вам хочется.
Например, наш "дизайнерский профсоюз" с AGD предлагает для временного параметра такие коэффициенты: год - 0.1, 5 лет - 0.3, 10 лет 0.5, навсегда - 1.5
Или вот я пошла смотреть, как оценивают раздачу прав отдельные агентства. Нашла одно, у них выложена на сайте вся таблица, как они считают права, это их калькуляция, они сами так решили считать, имеют право.
Географическое, графика, концепция и текст:
Местное - 0.1
Регион - 0.2
Вся страна - 0.5
Вся Европа - 1.0
Весь мир - 2.0
(Цен на отдельную страну у них нету, значит они так не торгуются - либо вся европа, либо бери весь мир и все.)
Временное:
3 месяца - 0.1
Год - 0.2
5 лет - 0.3
10 лет - 0.7
Навсегда - 2.0
Использование:
Простое - 0.1-1.5
Эксклюзив без передачи прав третьим: 0.7-1.8
Эксклюзив с передачей прав третьим: 1.1-2.0
Полная эксклюзивность внутри бранши (профессиональной области) - 5.0
Тут есть некий разлет, например 0.1 - 1.5. И не понятно, по какому принципу авторы оценивают, какой коэффициент достанется конкретному заказчику, но я уверена, что в уонтракте у них есть объяснение, и существует формула, которую они в состоянии разъяснить заказчику при конкретном разговоре).
Вот оригинал, из которого я это списала Итак, вы можете сами решать, какие наценки вам вешать на своб работу, и какой коэффициент выбрать (примерно в пределах того, что принято). То что я привела первым делом - стандарт, которым пользуются большинство иллюстраторов. Все наценки надо, конечно, приводить и разъяснять в контракте, чтобы заказчику было ясно, откуда что взялось.
***
P.S.
Думаю, за этим сейчас последует вопрос: "А что такое "простое право на использование"? (Оно же "базовое".)
Официальная формулировка такова: Базовое право на использование позволяет покупателю, купившему произведение у автора, использовать его тем способом, который автор разрешил."
Это означает, что базовое право тоже должны сформулировать вы, и вы же должны его описать в контракте (разумеется, оговорив с покупателем). Т.е. это ваше дело и ваше право, что вы включите в это базовое право. Перечислите ли вы там только книжку-кружку, для которой рисовали, или напишете, что покупатель может использовать это как свой логотип. Или персонажа - для одной конкретной игры, или для любых игр этого производителя. Это вы должны решать. А потом вы на это базовое право еще что-то накидываете.
***
P.P.S.
Мой личный принцип такой: чем больше и богаче заказчик, тем детальнее я расписываю права. По нескольким причинам:
1 - У них больше денег и потенциала, о они могли бы выдумать и воплотить очень много проектов с огромным размахом, о которых сначала и не подумали. Тут подпишешься "под всем", а потом будешь наблюдать десятки тысяч сумочек и сувениров всех видов, во всех магазинах, и задаватсья вопросом, сколько они на этом заработали. Маленький заказчик вероятно не достигнет таких космических размахов, и даже если он где-то напечатает эту картинку еще на двух сотнях своих кружек, его заработок будет не таким гиганстким, чтобы я плакала о пропавших моих процентах.
2 - У больших заказчиков большой штат. Если что-то через пару лет выйдет из под контроля - часто невозможно найти того, ч кем договаривались. 10 человек 10 раз передали все кому-то другому. Тут не существует никаких договоренностей, нельзя поднять переписку, единственное, что останется в конце, это подписанный контракт.
3 - Мне хочется стимулировать маленьких и очень маленьких предпринимателей к тому, чтобы они заказывали профессионально сделанные иллюстрации для своей фирмы у хороших профессиональных иллюстраторов. И стараюсь не душить их слишком сильно, если уже они купили себе хорошую картинку, пусть залепят этой картинкой все, что у них есть, все плашки в соцсетях и все свои открытки и брошюрки - мне не жалко, и хочется, чтобы они от любой профессионально сделанной иллюстрации получали максимум красоты. У таких предпринимателей редко работает рефлекс "выжать из картинки максимум прибыли", у них скорее желание "украсит все свое". Т.е. тут компромиссы сделают продавшего иллюстратора скорее известнее и счастливее, а не беднее.
Но все это делается по ощущениям. Если вы не доверяете заказчику. берите деньги за все, по максимуму, чтобы спокойно работалось. Если вы где-то пошли заказчику навстречу, а он вас обманул, вы потеряли кучу денег или ваша работа пострадала по вашей вине - не переживайте слишком сильно, извлеките урок на будущее, и не жалейте о прошлом.
4 - Когда у картинки закончились проданные права, она становится свободной для других продаж и использований. Я это для себя запоминаю и помечаю картинки, которые "свободны".
Их можно повторно продать. Но это даже не является главной целью. Их можно так же предложить в подарок мелким предпринимателям, которым очень хочется использовать вашу картинку, но совсем нет на это денег. А так же можно давать разным журналам и порталам, чтобы использовали как иллюстрацию (с единственным условием - указать источник), чтобы повышать вашу популярность.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дорогие друзья!
По вашим же просьбам я устанавливаю под этими постами кнопки "пожертвовать", т.к. некоторым хочется поддержать меня в написании этих длинных постов.
Читатели спрашивают: будет ли такая книжка? И я отвечаю, что не будет. Потому что это была бы книжка, в которой много полезного текста и мало картинок. Российские издатели сейчас не берутся издавать такие книги, потому что не окупается даже бумага. Потому что больше 90% желающих прочесть такую книгу попросту ее скачивают бесплатно, версии для скачки обычно появляются через день после выхода книги, и легко находятся в интернете. К сожалению я уже отложила на неопределенны срок минимум три подобные книги, потому что мне открытым текстом сказали: "Не пиши! Это не принесет никаких денег! Издавать сейчас никто не возьмется. или опубликуют, но не отобьют даже деньги на печать и твой гонорар, и следующее твое будут издавать неохотно. А если очень хочешь это написать и опубликовать - лучше сразу честно выкладывай бесплатно в интернете".
С данным материалом я так и сделала - многим он нужен, и многие его ждут. Поэтому я начала писать и выкладывать в интернет бесплатно, в свободное от работы время. :-) Но раз кто-то из читателей таки хочет поддержать меня, чтобы это не было просто "развлечением", я устанавливаю тут эти кнопки. Спасибо всем за поддержку и мотивацию! :-)
Для рублей:Для евро:Для долларов: