Мне тут читательница написала вопрос в "вопрос-ответ". В результате я ей задала пару наводящих вопросов, и как-то мы вопрос наполовину выяснили. Как я поняла после десятка наводящих вопросов, она хочет понять, куда бы ей податься, после того, как решила сменить род деятельности. Ее письмо я публиковать не буду, т.к. без наводящих вопросов трудно понять, что она хочет узнать. А ответы на наводящие вопросы она попросила не публиковать. :-) Но в целом человек подумывает, куда податься, в какую совершенно новую профессию. И не может понять, чего ему хочется, или к чему душа лежит. А так же - что сможется делать каждый день по много часов - желательно не один год.
Т.е. она много чего может. Но это мы недавно уже обсуждали: мало ли к чему у меня талант есть, и что я могу. Я вот например чисто теоретически могла бы стать отличным хирургом, у меня все для этого есть. И судебным экспертом могла бы, и для этого у меня тоже все было, включая нездоровый интерес к этому непростому предмету. И юристом, и оптиком (хаха) и портнихой, и еще мы недавно с М. поняли, что у нас есть все таланты, для того чтобы основать секту. Но это не значит, что нам в такой профессии было бы хорошо, если бы мы ее выбрали. А так же к некоторым профессиям приделано такое образование, которое еще пережить надо. Т.е. вот например то, как выглядит образование юриста - это для меня адский ад. Профессия интересная, но путь к ней - охохо. Короче - если к чему-то есть способности, это еще не значит, что это "наше". И если нам что-то нравится делать один час в три года, это не факт, что оно нам понравится после сорока часов в неделю, на протяжении хотя бы пары месяцев. Одно дело - симпатия, живой интерес и теоретическая способность. Другое дело - 10, 20, 30 лет - "как на работу".
А как же выяснить, к чему у вас по-настоящему душа лежит?
На самом деле выяснить можно только через пробование конкретной деятельности. Пока не попробуешь - не поймешь. Некоторые вещи достаточно попробовать 4 дня, чтобы все стало ясно (особенно, когда не подходит). А иногда чем-то надо позаниматсья месяцев восемь, пока не станет вдруг ясно, что дело всем прекрасно, но заниматься этим еще 10 лет - ни за что!
Но как сузить круг возможных кандидатов. А то ведь жизни не хватит - все пробовать?
Мне эта читательница написала про тесты по "профориентации", которые она прошла. И судя по тому, что я там увидела, тесты были дурацкие. Очень неконкретные и аморфные, и результаты как-то ни о чем не говорят.
Мне гораздо больше нравится немецкий тест, который для начала выясняет, к какому из 4 типов относится человек.
В каждом человеке по идее представлены все 4 типа, но какие-то выражены больше. Если личность развита гармонично, то от каждого типа будет немало процентов. Но перевес в какую-то сторону все равно будет. (Совсем поровну встречается крайне редко, почти никогда.) Если в человеке только одна черта представлена очень сильно, а другие - почти нет, то это уже сложно. Такому человеку в любом случае будет трудно пробиться в самые высокие этажи в карьерной пирамиде - потому что от доминирующего типа в нем будут сильно выражены не только сильные стороны, но и слабости. (С этим можно работать, но это уже дополнительная сложность.)
Типаж первый - "Делатель".
Думаю по названию уже многое понятно. Это человек, который берет и делает! Он быстро принимает решения, быстро идет на определенный риск. Он с удовольствием берет руль в свои руки, и
проявляет инициативу. Такие люди часто что-то производят сами: они сами возьмутся за лопату, сами будут ящики таскать, информацию собирать, пробовать. Сами же и договариваться станут, искать ошибки и выходы, находить решения. Они могут стать руководителями, и отдать какие-то задачи (непосредственно делание) другим людям - но неохотно. Они дольше всего болеют болезнью "лучше всего будет, если я сделаю сам". Это те самые люди, которые став арт-директором, еще пытаются все до последней кнопки нарисовать сами. И на пике карьеры часто начинают завидовать подчиненным за то, что они "делают что-то конкретное", пока он "бегает". Но в целом они и на верхних этажах могут хорошо прижиться, т.к. рвутся в бой, и готовы совершать конкретные действия, и брать на себя ответственность за них.
Сильные черты такого человека уже ясны: если его что-то вдохновляет, он не боится работы и ответственности. Он готов сам взять и делать. Если что, он и копать будет в первых рядах, и таскать, и строить. И 200 этикеток своими руками приклеивать, и покупки развозить, и переговоры вести, и сам вручать, выяснять, делать. Это те люди, которые уже будучи директором, поедут сами лично на вокзал что-то передать, или на производство - со всеми "дядями Васями" поговорить по душам лично. Поэтому результаты у них часто очень хорошие.
Какие у них слабые черты?
Делатели быстро теряют интерес к делу если оно сделано! Вот открывать магазин (никогда раньше такого не делав) или кафе, или что-то такое - это да. Тут они прямо первые рвутся в бой, и все принимают на грудь. Но стоит этому магазину начать просто "хорошо идти", как им становится скучно. Им хочется новый "вызов". Когда в каком-то деле каждый раз есть новая задача, они в своем элементе. Например, каждый раз производим новый товар, и сталкиваемся с новыми трудностями. Вот тут "делатель" готов учиться и прямо расцветает. Пускает в ход весь свой предыдущий опыт, но с удовольствием получает новый, растет на ошибках, и.т.д. Но когда все становится рутинным, он чахнет.
Вторая слабая черта "делателей" - им плохо без результатов! Им лучше всего там, где результат можно увидеть, потрогать и посчитать. Вот приложили такие-то усилия, провернули, добились, сделали, и произвели 300 штук, продали по такой-то цене. Подняли магазин с годовым оборотом таким-то. Там где результаты аморфны, дело тянется годами, часто не понятно, чем оно кончилось - им тяжело. Иногда результата никакого нет - но это и есть результат. Либо "целью является процесс" - там делателям плохо. Там у них растет тревожность - не понятно, что сделал, зачем делал, добился ли. Можно ли уже поставить галочку под своим успехом или поражением, и переходить к следующему стратегическому плану.
В число "делателей" так же входят всевозможные изобретатели, представители творческих профессий, художники, писатели, ремесленники. Которые "выживают" за счет того, что усложняют и разнообразят задачи по мере перехода от одного проекта к другому. Но, как уже упоминалось парой строчек выше, этим людям непросто с рутинами. Как только адреналина становится меньше, они резко теряют интерес к проекту. Делатели любят делать, и не любят говорить. У них бывают проблемы с "Вещателями" (которые любят поговорить, но сами ничего не делают :-))
Вот тут мы и пришли ко второму типажу - Вещатель.
Он вещает. Он - мотиватор. Муза. Птица говорун. Он поговорить умеет - да так, что под его влиянием люди горы свернут! В худшем случае это шарлатаны, вокруг которых вырастают секты, и когда они говорят - все впадают в экстаз. Они всех заражают эйфорией... Все от них уходят "как будто новыми людьми", "заряженными новыми идеями". И все такое. Они так поговорить умеют, что у людей правда вся жизнь меняется от их речей. При этом сами они часто ничего не производят, не делают, и никуда не двигают.
Как вы уже догадались - квинтэссенция такого человека - это хороший психолог, священник, оратор, политик, мотиватор, гадалка, пророк, продавец, рекламщик.
Слабая черта этих людей таки заключается в том, что они часто не стремятся ничего делать сами, и в какой-то момент из этого рождаются таки "перекосы". Т.к. они сами многое никогда не пробовали, в какой-то момент их речи об этом становятся менее компетентными. Они могут вызывать раздражение у тех, кто сам делает. Так же у них растет дистанция к тем, кто реально находится в центре событий и делает - поэтому и взгляд на вещи может становиться более отстраненным и иногда циничным или холодным - они не чувствуют драмы, которая происходит непосредственно на месте, в гуще реальных событий.
Третий типаж - изучатель.
Тут тоже все понятно. Изучателям часто вообще никакого результата не надо (хотя общество их требует). Они готовы познавать мир до бесконечности, поражаясь бесконечному количеству чудесных новых знаний. Естественно типичные "изучатели" - это всевозможные ученые. Но не только. Хорошие учителя, воспитатели, инженеры, строители, археологи, а так же стратеги, менеджеры - часто изучатели. Они берут какую-то область, и бесконечно получают в ней новый опыт, изучают ее возможности, наблюдают за тем, как ведут себя там люди. Хороший педагог бесконечно наблюдает за детьми, как они устроены, как меняются с развитием прогресса, как меняется их восприятие. Поэтому их и не раздражает, что они двадцатый раз подряд преподают очередному первому классу то же самое - для них все дети разные, и им интересно, как все трансформируется со временем: школа, дети, методы восприятия информации, обучение.
Сильные черты изучателя - тяга к знаниям, способность получать и расширять знания, наблюдать процессы, систематизировать знания, создавая целые базы данных и сети информации. И непривязанность к точечным результатам. Изучатели не только изучают, они отлично систематизируют полученную информацию, находят разные взаимосвязи, тенденции, делают выводы.
Слабая черта изучателей опять же заключается часто в отвязанности от результата - им интересно познание до бесконечности, бывает плохо с дедлайнами и завершением проектов. Проекты могут разрастаться до бесконечности, что делает их интереснее для изучателей, но непригодными ни для чего практического (или для продажи). Так же они, со своим "ученым умом", склонностью все объяснить, доказать и разложить по полочкам, часто сталкиваются с творческими личностями, верящими в мистику, магию и силу каких-то нерациональных влияний. Ученых часто обвиняют в неромантичности, чрезмерном стремлении все "опошлить" - посчитав, описав и расчертив на графики. Они больше верят в статистику, чем в судьбу и везение. С "говорунами" они спорят, когда им не хватает фактов. С делателями - когда те слишком рискуют, игнорируя статистические данные. С любителями рутины - из-за недостатка у них любознательности, и желания углублять и расширять навыки и знания.
На этом мы подошли к последнему типажу: стабилизаторы.
Это те, кто любят рутину. Ничего им не надо, лишь бы все бесконечно повторялось в понятном режиме. Каждый день с 9 до 6 на заводе, потом дорога домой, ужин, спать. Лопата-зарплата, и ровно через 40 лет - пенсия. Им хорошо, спокойно и уютно, когда понятно, что надо делать, и за понятные действия дают привычную зарплату. Говорят, что на самом деле на этих людях держится мир. Это они "просто делают" каждый день все, без чего наша жизнь бы развалилась.
Сильная черта этих людей именно в стабильности. Они не задают лишних вопросов, не ставят под вопрос смысл жизни и своей профессии, не терзаются мыслями об упущенных возможностях. Они хорошо выполняют правила, когда научились своему делу, делают мало ошибок, и создают минимум проблем. Они надежные, пунктуальные, и с ними легко и просто.
Естественно их слабая черта - отсутствие гибкости, страх перед изменениями. Нежелание сдвигаться с точки, к которой привыкли. Если при жизни таких людей теряет смысл их профессия, у них мир рушится. Начать жизнь сначала и придумать что-то новое - самый страшный сценарий.
Конечно все эти типажи - это очень грубое описание. И во всех людях присутствуют все четверо, и во многих они развиты в похожих пропорциях. Но все равно, если примерно разобраться, к какому типу относишься, сразу становится яснее, какие профессии или виды деятельности подходят или не подходят.
***
Мы как-то размышляли с М. о том, как выглядела бы квинтэссенция каждого такого типа. Получалось, что с каждым из таких было бы очень непросто жить и работать. Представьте такого 100% делателя, который слишком сильно рискует ради результата, не имеет терпения - все ему давай сейчас и немедленно. Он вечно на адреналине, рвется в бой. А как только бой окончен - глубоко скучает, и тоскует по новым подвигам.
Или такой 100% вещатель. Это такой сгусток шарма, который покоряет все сердца, потрясающе говорит. Но только это и делает. Сам никогда ничего не делал, ничего не свершил, не создал, только умничает лучше всех. Отличгный коуч, который про всех знает, как им сделать миллион. Из его учеников миллион сделали только двое, остальные не сделали конечно же, потому что выполнили не все его советы. Но он зато сделал 10 миллионов на их вере в то, что после его лекции они сделают миллион.
Или вот 100% изучатель, это наверное такой Шелдон Купер. Который готов про любую помидорку в супермаркете прочитать обширную лекцию. Но никогда не поцелует свою девушку, т.к. стоит ему представить все химические процессы, и что там еще будет, как уже становится совершенно непонятным, кто такие глупости зачем делает.
А 100% стабилизатор, это наверное идеальный робот. Или солдат.
Все они миру очень нужны. И хорошо, что люди такие разные. Но я отвлеклась от систем сортировки типов себя. :-)))
***
Есть еще одна знаменитая система, которая описывает "роли человека в команде". Но ее так же используют чтобы определить тип человека, и понять, какие задачи ему лучше подходят. Это - "командные роли по доктору Белбину". Тут гугл вам в помощь. Напишу только кратко, что их девять - три по три.
Боюсь, я сейчас не переведу их нормально на русский. Но там примерно так:
Три "делателя" - реализатор, внедритель, перфекционист.
Три роли из области коммуникации: Координатор, тимворкер (командный игрок), и "прокладыватель дорог".
И три "изучателя": избретатель, наблюдатель, специалист.
Про эти роли много всего написано в интернете, и наверняка даже тест где-нибудь пройти можно.
***
Есть еще одна система, которая вообще сортирует людей на три типа. Первый - который что-то производит/делает, второй - который все продает (сам ничего не делает, но в разных формах рекламирует, пропихивает и популяризирует то, что сделали другие люди), и организатор-координатор, который все упорядочивает и считает, систематизирует и.т.д.
Опять же - и тут можно поразмышлять, к кому вы относите себя.
***
А потом уже дальше смотреть, что из ваших талантов и нитересов хорошо подходит к типажу. Т.е. что можно делать, например, если вам нравится искусство, но по типу вы - ученый. Искусствовед? Или если вы вещатель? Продавец? Продавать чужое искусство? Аукционатором работать? Или конферансье? :-)) Что будет делать любящий моду стабилизаор? Или координатор? Или "прокладыватель дорог"? А что будет делать увлекающийся математикой "делатель"? Или любящий танцы оратор? :-))
Вот где интересно фантазировать и прикладывать свои таланты к сильным и слабым чертам.
В общем - надеюсь, что такой подход кому-нибудь поможет лучше понять, какие виды деятельности могли бы им подойти, или скорее бы не подошли. Или может быть где-то станет ясно, почему вам что-то не подошло. Хотя все начиналось так многообещающе.
Желаю вам приятно пораскладывать себя по полочкам! :-)